Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Начало жития его



Преподобный отец наш Стефан был родом русский, от народа славянского, от северной страны, прозванной Двинской, от города, названного Устюгом. Был он сыном почтенного родителя, христолюбца, верного христианина, по имени Симеон – одного из клириков великой соборной церкви святой Богородицы в Устюге, и матери – также христианки, по имени Мария. Еще ребенком отдан он был учиться грамоте. Учение и всю грамоту быстро изучил менее чем за год и стал чтецом канонов в соборной церкви. Превзошел он многих сверстников своих в роде своем, хорошей памятью, скорым учением преуспевая, и остротой ума, быстротой мысли превосходя. И был отрок благоразумный весьма, преуспевал разумом душевным и возрастом тела и благодатью; к детям играющим не приближался, пустословам, преданным суетным делам, и тщеславным не внимал, с ними не общался и от всех детских обычаев и игр отвращался, но только упражнялся в славословии божием и предавался учению, занимаясь изучением книг. Так божьим дарованием понемногу многому он научился природной остротой ума своего. Научился он в городе Устюге всей грамматической премудрости и книжной силе.

Так возрос он в чистоте и целомудрии, и прочитал многие книги Ветхого и Нового завета, и понял из них, что жизнь на этом свете маловременна и скоропреходяща – мимоходящая, словно речная быстрина или полевой цвет, как говорит апостол: «Мимо идет слава мира сего, словно цвет луговой травы, и засохнет трава, и цвет ее отпадет, слово же господне пребывает во веки». И другой апостол говорит: «Не любите мира, ни того, что в мире». И третий апостол сказал: «Всем нам предстоит явиться перед судом Христовым». И во святых Евангелиях господь говорит: «Тот, кто оставит отца и мать, жену и детей, братьев и сестер, дом и имущество свое имени моего ради, тот сторицею примет и жизнь вечную наследует». И еще: «Если кто не отвергнет всего преждесказанного, не может быть моим учеником». И прочее и иное многое, сему подобное, что в святом Писании написано и об этом говорящее. Запала в сердце отрока Стефана божия любовь, и возжелал он оставить отчий дом и все его имущество; а просто говоря – всеми добродетелями был украшен отрок тот, входя в возраст и страх божий, страхом божиим умилившись. И еще будучи молод, в юности, отрок возрастом, постригся он в чернецы в городе Ростове у святого Григория Богослова, в монастыре, называемом Затвор, близ епископского двора, ибо книг было там много для чтения, при епископе Ростовском Парфении. Постриг его некий старец, пресвитер, саном священник, игумен, по имени Максим, по прозвищу Калина. Благодаря ему облекся он в монашеский чин и хорошо потрудился в иноческом житии, подвизаясь добродетельно постом, молитвою, чистотою и смирением, воздержанием и трезвением, терпением, беззлобием, послушанием и любовью, более же всего внимая божественным писаниям, много и часто читая святые книги и оттуда всякую добродетель приобретая. И плоды спасения умножив и в законе господнем поучаясь день и ночь, Стефан был словно дерево плодовитое, посаженное у исходящих вод и часто напояемое разумом божественных писаний, и оттуда прорастала гроздь добродетелей, процветало благолепие, которое и плод свой дало в свое время. <... >

Стефан с прилежанием читал книги, и не из-за трудности учения медленно поучался он, но стремился до конца понять, о чем говорит каждый стих словес, и правильно его истолковать. С молитвою и молением он сподобился разума, и если видел мужа мудрого и старца разумного и духовного, то становился его совопросником и собеседником, и с ним ночевал и дневал, расспрашивая искомое пытливо; и притча разумная была понятна ему и то, что было неизвестно и не протолковано, все им было разыскано и истолковано; и всякую повесть божественную хотел он слушать, слова, и речи, и поучения поведать, и не отступал от старческого жития, святым отцам подражая, всегда жития их читал, и от этого большего разума набирался, проникая в тайный смысл закона господнего вместе с премудрыми и разумными, как об этом апостол Павел в послании Тимофею пишет: «Чадо Тимофей, внимай чтению и учению, знай, от кого ты научился, ибо святые книги ты измлада читать умеешь, только они могут умудрить тебя о Иисусе Христе».

Так Стефан иночествовал, и его доброму во Христе житию удивлялись многие не только иноки, но и простые люди. Предавался он подвигам день ото дня, словно земля доброплодная, разумные борозды пролагая, чтобы многоразличные плоды благоизволения приносить богу. Ранее всех входил он в церковь на молитву и после всех уходил. Слух свой умно приклонял к чистым повестям и учительным словам и ими просвещался на большее добролюбие и на большее знание восходил. Постоянно пребывал он в трудах, все делал своими руками трудолюбиво, и святые книги писал весьма искусно и быстро; и слушают книги его многие и до сего дня, те самые, что своими руками написал, трудолюбиво сочинил трудом своим. Так направлялся он в добре благодатью, подчиняя ей все дела свои. Итак, за многую свою добродетель был он поставлен дьяконом князем Ростовским и епископом Арсением. Затем, после смерти Алексея-митрополита, повелением наместника его Михаила, называемого Митяем, поставлен он был в священники Герасимом, епископом Коломенским. И обучился Стефан сам языку пермскому, и грамоту новую пермскую сложил, и азбуку ранее неизвестную пермского языка сочинил, как полагается, и книги русские на пермский язык перевел, и переложил, и переписал. Желая набраться большего разума, Стефан своим любомудрием изучил и греческую грамоту, и книги греческие изучил хорошо, читая их и постоянно имея их у себя. И умел он говорить на трех языках, также и грамоты знал три: русскую, греческую и пермскую. Сбылись о нем слова, сказанные, как пишется: «Языки заговорят новые» и еще: «Иными языками говорить научу». И крепко держал в душе своей помысел: идти в Пермскую землю и учить пермяков. Поэтому язык пермский старался изучить и для того и грамоту пермскую создал, поскольку весьма желал и очень хотел идти в Пермь, и учить там людей некрещеных, обращать неверных людей и приводить их ко Христу богу в веру христианскую. Не только думал, но так и сделал. Так он задумал и то, что было издавна задумано им, сотворил. Слышал же преподобный о Пермской земле, что живут в ней идолослужители и что действо дьявольское господствует в ней. Жили в Перми люди, постоянно приносившие жертвы бездушным кумирам, и бесам они молились, опутанные волхвованием, веровали в бесов, и чары, и колдовство. И об этом весьма сожалел раб божий Стефан, и очень печалился об их прельщении, и разгорался он духом, поскольку все люди богом сотворены и богом одинаково почтены, но поработились врагу, и о том только скорбел, как бы их вырвать из руки вражией. Должно разыскать, и расспросить, и подлинно узнать о Пермской земле, где она, и в каких местах находится, и между какими областями расположена, и какие реки ее омывают, и какие через нее протекают, и какие пароды населяют ее и живут по соседству с ней. А вот имена мест, стран, и земель, и иноплеменников, живущих вокруг Перми: двиняне, устюжане, вилежане, вычегжане, пинежане, южане, зыряне, гайане, вятчане, лопари, корелы, югра, печера, вогуличи, самоеды, пертасы, Пермь великая, прозванная Чусовая. Одна же река по имени Вымь протекает через всю землю Пермскую и впадает в Вычегду. Река другая, по имени Вычегда, вытекает из земли Пермской, и течет на север, и впадает в Двину, ниже города Устюга в сорока поприщах. Третья же река называется Вяткой, она течет в другую сторону Пермской земли и впадает в Каму. Река же четвертая – по имени Кама. Эти реки обтекают всю землю Пермскую и протекают через нее, по ней же многие народы расселены. Кама же течет, устремляясь прямо к югу, и своим устьем входит в Волгу, близ города, называемого Болгар. Неизвестно только, как из одного места вытекают две реки – Вычегда и Кама, воды одной текут на север, другой – на юг. Всякому, хотящему идти в Пермскую землю, удобнейший путь от города Устюга по реке Вычегде вверх: пока не войдет в пределы самой Перми. Но не стану об этом много говорить, но на прежнее сказание возвращусь о Пермской земле, о ней же говорил ныне и начал рассказывать, какие народы живут возле нее, что в северной стороне к ней примыкают. Полагаю, что в пределах Хамовых находится земля Пермская, ибо осталась она в ранней прелести идольской, непросвещенная святым крещением, не наученная вере христианской; ни от кого там не слышали слова, кто бы им проповедал господа нашего Иисуса Христа. Ведь не заходили к ним ни апостолы, ни учителя, ни проповедники, никто им не благовестил слова божия. <... >

И замыслив так, Стефан пришел к вышеназванному владыке Герасиму, епископу Коломенскому, наместнику митрополита в Москве. Тот был старец преклонного возраста и добролепный – он посвящал Стефана в священники, – пришел Стефан к нему, чтобы благословиться у него на благой путь и на задуманное путешествие и на доброе проповедничество. Не было в те дни в Москве никакого митрополита, Алексей отошел к господу, а другой еще не пришел. <... > Первоначально Стефан много зла претерпел от неверных пермяков некрещеных: озлобление, ропот, поругание, хулу, укоры, уничижение, досаждения, поношение, пакости, а иногда и угрозы: смертью угрожали ему, даже убить хотели, обступали его с двух сторон и кругом с дубинами и с длинными жердями, нанести смертельные удары хотя. Однажды собралось против него множество крамольников, и, принесши множество охапок сухой соломы и огонь, обложили они его кругом той соломой и хотели по воле своей сжечь раба божия, задумав тем огнем немилостиво в смерть вогнать его. <... >

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.