|
|||
Обре́зание Господне. Свт. Василия Великого, архиеп. Кесари́и Каппадоки́йской.
#проповедь _юный_теолог Обре́ зание Господне. Свт. Василия Великого, архиеп. Кесари́ и Каппадоки́ йской. Порядок чтений, согласно календарю: Лит. – Свт. (под зачало): Евр., 318 зач., VII, 26 – VIII, 2.
Русский перевод архимандрита Ианнуария (Ивлиева): 26 Вот такой Первосвященник нам был и нужен: святой, невинный, незапятнанный, отделенный от грешников и восшедший превыше небес. 27 Ему нет нужды ежедневно, как тем первосвященникам, возносить жертвы сначала за свои собственные грехи, а потом за грехи народа, ибо Он сделал это раз и навсегда, принеся в жертву Самого Себя. 28 Ведь Закон ставит первосвященниками немощных людей, а слово клятвы, данной после Закона, извека поставило совершенного Сына. (VIII) 1 Главное же во всем сказанном то, что мы имеем именно такого Первосвященника, Который воссел одесную престола Величества на небесах [1]. 2 Он – служитель святилища той истинной скинии [2], которую воздвиг Господь, а не какой-либо человек.
Важнейшей задачей христологии послания к Евреям является описание первосвященнического служения Христа, Который вошел в Святое святых и принес Свою Кровь (Евр 9: 12). Он предстательствовал за народ пред Лицом Божиим (Евр 9: 24). Его жертвой уничтожен грех (Евр 9: 26). Она была принесена однократно (Евр 10: 10), раз и навсегда (Евр 10: 12). Как Христос пребывает вечно, так и священство Его непреходяще (Евр 7: 24). Второе пришествие Христово должно принести с собой полноту спасения тем, кто Его ожидают (Евр 9: 28). Показывая от Писания превосходство Иисуса как Сына Божия над всем творением, ангелами и пророками, автор послания к Евреям подходит к своей главной цели: выразить весть о том, что благодаря такому превосходству и величию Христа совершаемое Им искупление есть несомненное и полное спасение человека. Эта идея вновь выражается на языке ветхозаветных реалий, имеющих отношение как к Священной истории, так и к ветхозаветному храмовому культу. Здесь появляется именование Христа Первосвященником (греч. ἀ ρ χ ι ε ρ ε ύ ς - Архиерей). Этот тон задается ещё в (Евр 4: 14-15): «14 Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего. 15 Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха». Вспомним, кем был первосвященник в Ветхом Завете: это первенствующий священник-жрец, который возглавлял институт храмового священства. В свою очередь священство в Ветхом Завете понималось как посредничество между избранным народом и Богом. Через священство и постоянно приносимые руками священников храмовые жертвы народ Израиля непрерывно ощущал себя в Завете, в живой связи с Богом. Будучи одним их израильтян, первосвященник в то же время в силу своего положения был олицетворением единственности и непрерывности Завета. Автор послания упоминает Аарона как родоначальника ветхозаветного династического священства вообще и прежде всего первосвященства. Так начинается сравнение первосвященства Христа с первосвященством Аарона, ветхозаветным первосвященством. Интересно, что, как следует из Евангелий, Иисус в Своей земной жизни не только не был священником (ср.: Евр 7: 14), но даже довольно резко отзывался о храмовом священстве и о том, что совершалось в Иерусалимском храме, но воспринимал Он это все-таки как нарушения некоего Богом установленного порядка и правил (Мф 21: 13). Сами первосвященники не приносили ежедневные жертвы, они отвечали за служение священников, которые осуществляли жертвоприношения. Огонь на жертвеннике поддерживался постоянно, израильтяне приносили ежедневные жертвы, священники совершали в храме жертвоприношения каждое утро и каждый вечер за весь израильский народ. Автор послания возможно, объединяет обязанности всего священства с обязанностями первосвященника в День искупления. Тем самым подчеркивая необходимость повторов в левитском религиозном культе. Но, возможно, он вкладывает в слово «ежедневно» гиперболический смысл — «постоянно», год за годом. Только в День искупления первосвященник приносил жертвы за свои грехи, а затем и за весь народ (Лев 16: 6, 11, 15, 16). В послании священство Иерусалимского храма объявляется лишь тенью истинного священства. Храмовые жертвы не очищают от грехов, а напоминают о них (Евр 10: 4). Заповеди Божии, которые были причиной установления храмового культа и Ааронова священства, теперь отменяются по причине их «немощи и бесполезности» (Евр 7: 18). «Прежняя скиния», то есть Иерусалимский храм, по сути препятствовала полноте общения с Богом, закрывая путь в истинное святилище (Евр 9: 8). Ветхозаветные священники были простыми смертными (Евр 7: 23), которые приносили жертвы не только за грехи народа, но и за свои (Евр 5: 3; 7: 27). Новым Первосвященником Христос был поставлен Самим Богом (Евр 5: 5), поскольку истинный первосвященник должен быть «святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес» (Евр 7: 26). Превосходство священства Иисуса Христа над священством по чину Аарона описывается с помощью указания на Его принадлежность к чину Мелхиседека (Евр 5: 6, 10; 6: 20; 7: 1-17), царя Салимского и священника Бога Всевышнего, который встретился Аврааму, когда тот возвращался после победы над Кедорлаомером и царями, бывшими с ним (Быт 14: 17-20). Авраам признал Мелхиседека истинным священником и отделил ему десятину от всего своего имущества. Мелхиседек упоминается помимо книги Бытие (Быт 14: 18) только в (Пс 109: 4)[3]. Многие древние мыслители воспринимали как «совершенное» только то, что было вечным. Так, святитель Иоанн Златоуст понимает священство Христа как вечный факт, явленный с момента Воплощения. Но самого автора послания, по всей вероятности, этот вопрос о конкретном моменте дара священства не занимал с той остротой, как пытаются представить комментаторы, так как этот дар мистически связан с предвечным фактом смерти и вознесения Христа. Автор послания в (Евр 2: 28) цитирует обетование, данное в законе, тем самым подчеркивая, что закон нельзя обойти. Обращаясь к различным доводам в послании Галатам (Гал 3), ап. Павел говорит об обетовании, которое предшествует закону и которое закон не может отменить. Таким образом, и ап. Павел, и автор послания показывают с разных позиций, что обетование выше закона. Священники же были «смертными» (Евр 7: 23). Во Христе же явлен новый чин священства, который превосходит установленный ветхозаветным законом (Евр 4: 15; 7: 24-27), и поэтому действие жертвы, принесенной Христом, очищает совесть человека «для служения Богу живому и истинному» (Евр 9: 14). Во Христе же, безгрешном Священнике, искупление, очищающее совесть людей (Евр 9: 14-15), совершается в небесной скинии (Евр 8: 1-2). В иудаизме традиционно проводились параллели между небесным и земным. Таким образом, чтобы отображать структуру мироздания, подчеркивая божественное управление всей вселенной. Образ Иисуса, восседающего по правую руку от Бога, восходит к (Пс 109: 1 ср.: Евр 1: 13), и это ясно указывает на ту же персону, что и священник по чину Мелхиседека (Пс 109: 4 ср.: Евр 5: 6; 7: 17). Автор послания рассматривает земные вещи как «копию и тень» небесной реалии. Слово «копия» передается как «план, чертеж», что соответствует и описанию идеального храма, данному в переводе LXX в (Иез 42: 15). Превосходство вечного «по чину Мелхиседека» священства Христа состоит в том, что если ветхозаветное Левиино (Аароново) священство должно было беспрерывно приносить многочисленные жертвы за грехи народа, то священство Христа, принесшего Самого Себя в жертву на Голгофе – это жертва единственная и не нуждающаяся в повторениях (Евр 7: 23-27). Основное положение данного утверждения заключается в том, что Бог отдает предпочтение послушанию, а не многочисленным жертвоприношениям. Послушание Иисуса при принесении жертвы подчеркивается в (Евр 10: 5-9) отрывком из (Пс 40: 7-9). Эта жертва сделала навеки совершенными тех, кому было даровано разделить приношение Иисуса, их грехи прощены, и больше нет необходимости приносить иные жертвы за грехи. В этих кратко разобранных строках послания, где говорится о вечном, непреходящем и единственном священстве Христа, содержится та богословская база, которая лежит в основе христианского понимания священнического служения. Священник христианской Православной Церкви – никак не посредник между народом и Богом: «ибо один Бог, один и посредник между Богом и людьми, Человек Христос Иисус» Прежде всего это касается тех, кто так и именуется – первосвященниками, или, по-гречески, архиереями, а также священников (иереев). Церковные Таинства совершает единственный Первосвященник Христос, но это совершение «озвучивает», видимым образом являет конкретный служитель епископ или вместо него священник. Конечно, на этом функции епископов и священников не ограничиваются. Ведь не говоря даже о внетаинственных аспектах их служения - пастырство, учительство и т. п., в самих Таинствах имеет место и молитва Церкви ко Христу, которую также озвучивает епископ или священник – на этот раз не как видимый образ Христа, а как предстоятель, но не посредник Церкви! Другой вопрос, что ветхозаветное понимание священства, в высшей степени естественное для земной человеческой природы, т. е. духовно и психологически «удобное» понимание как жреческого посредничества между «простыми смертными» и Богом, прочно удерживается христианским, во всяком случае, православным массовым сознанием. Гораздо комфортнее ощущать себя за спиной конкретного священника, например, «заказав» ему за определенное пожертвование молебен, чем предстоять рядом с ним, составляя тем самым собрание вокруг единственного Первосвященника Христа. Называя Христа «τ ῶ ν ἁ ϒ ί ω ν λ ε ι τ ο υ ρ ϒ ὸ ς » (Евр 8: 2), автор понимает Его как Первослужителя святых таинств, включающих «предложение хлебов» (ср.: Евр 9: 2). Таким образом, в сегодняшнем апостольском чтении, приуроченном к памяти святителей, по мысли церковного Устава говорится, что святители должны в своём служении быть как Истинный первосвященник и первослужитель – Иисус Христос: святы, невинны, незапятнанны, отделены от грешников. Но и не забывать другого места из послания, что в своих немощах должны и пасомым сострадать: ибо Христос «Сам искушен быв, может и искушаемым помощи» (Евр 2: 18). [1] Пс. 109: 1. [2] Скиния – шатер, служивший походным святилищем израильтянам во время их странствия по пустыне. [3] Пс. 109: 4 является входным стихом на Литургии в праздник Рождества Христова: «Из чре́ ва прежде денни́ цы роди́ х Тя, клятся Господь и не раскается: Ты – Иерей во век по чину Мелхиседе́ кову». Входный стих – краткая фраза из Псалма, произносимая диаконом только в Господские двунадесятые праздники в один из самых торжественных моментов богослужения – на Малом входе после «Премудрость, прости».
|
|||
|