Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Список литературы.



 

Национальный Исследовательский Университет Высшая Школа Экономики

 

Домашняя работа по институциональной экономике

Реферат на тему: «Неблагоприятный отбор – рынок лимонов – в интернет аукционах».

 

 

                                                                                                Выполнила:

 

                                                                                 студентка

факультета БИ

группы 371 

                                                                                 Панькова Александра


 

 

Москва, 2014


Содержание:

 

1. Введение.

2. Теория неблагоприятного отбора в интернет-аукционах.

3. Модель.

4. Выводы.

5. Российских интернет аукционы.

6. Заключение.

7. Список используемой литературы и ссылки

 Вступление.

 

В условиях асимметрии информации, когда типы агентов не определены, теория контрактов предсказывает пессимистичный исход, при котором товары высокого качества вытесняются товарами низкого качества. С появлением в 1970-м году работы Джорджа Акерлофа1, многие обеспокоились возникновением подобных проблем на рынках, где трудно определить к хорошему («сливе») или к плохому («лимону») типу принадлежит конкретный товар. Например, неаккуратные водители хотят большей авто страховки, чем аккуратные. В действительности,

 

довольно сложно эмпирически оценить значение неблагоприятного отбора. На примере рынка машин оценка сильно усложнена уникальными особенностями -

 

ненаблюдаемыми техническими характеристиками машины, местными рынками и случайными продавцами.

 

На рынке интернет-аукционов покупатели страдают от асимметрии информации точно так же, как и на рынке поддержанных автомобилей. В статье «Adverse Selection in Electronic Markets: Evidence from Online Stamp Auctions» 2 авторы Sanjeev Dewanw и Vernon Hsu рассматривают механизмы борьбы с асимметрией информации на примере интернет аукционов. Основной идеей данной работы является то, что с развитием интернет торговли, проблема неблагоприятного отбора становится особенно актуальной, а стратегии продавцов сильно зависят не только от специфики и качества предлагаемого товара, но и от места его продажи. Вследствие чего, на первый план выходят именно цифровые характеристики,

 

которые легко оценить он-лайн (описание, рейтинг продавца, интернет каталог и так далее). В то время как на второй план переходят нецифровые показатели

 

(состояние продукта, его качество и надежность). Именно они могут не соответствовать действительности из-за действий недобросовестных продавцов.

 

В данной работе, будут рассмотрены механизмы борьбы с «рынком лимонов» на интернет аукционах, а также актуальность данной проблемы на российском рынке.

Теория неблагоприятного отбора в интернет-аукционах.

 

Несмотря на общую торговую площадку, на которой проводятся аукционы (т. е.

 

интернет) eBay и Michael Rogers имеют несколько принципиальных различий. В

 

отличии от рынка Michael Rogers, у аукциона рынка eBay нет специализации по выставленному товару. Ранее существовали случаи, когда продавцы выставляли на продажу субмарину времен Второй мировой войны или авианосец из Бразилии. Каждая запись в каталоге содержит описание продукта со ссылкой на веб-сайт продавца, способ платежа, минимальную и максимальную ставку и рейтинг продавца и покупателя. Другой рынок, который анализировали Sanjeev Dewan и Vernon Hsu был рынок аукциона Michael Rogers. Ключевое отличие аукциона

 

Michael Rogers от eBay заключаeтся в том, что MR является ведущим дилером марок в Северной Америке, т. е. рынок аукциона специализируется только на продаже марок.

 

Очевидно, что на каждом рынке товаров или услуг покупателю свойственно сталкиваться с асимметрией информации, в данном случае с неблагоприятным отбором. Проблема асимметрии информации на интернет аукционе проявляется в том, что продавец располагает большей информацией о продукте, чем покупатель,

 

относительно качества и подлинности марок. Если качество нельзя проверить во время совершения покупки, продавцы дорогих и редких марок вынуждены выставлять заниженную цену, которая отражает рынок в среднем. В итоге продавцы дорогих марок покидают рынок, а среднее качество и средняя цена постепенно снижается, оставляя на рынке только «лимоны». Для другого исхода необходимы меры по противодействию асимметрии информации, такие как гарантии, известное имя бренда и репутация продавца. Более того, говоря о рынке интернет аукционов, репутация - основной механизм по борьбе с «проблемой лимонов»

 

Известно, что хорошую репутацию тяжело получить, но легко потерять. Именно поэтому репутация продавца эффективно сдерживает желание мошенничества в повторяющихся играх (никто не захочет иметь дело с продавцом, который обманывает или ведет себя нечестно). Подавляющее большинство интернет аукционов, в т. ч. eBay, Yahoo Auctions и Amazon используют систему репутаций, которая систематически собирает и обрабатывает данные о продавцах и покупателях. Пользователи выставляют оценки и пишут комментарии относительно деятельности продавца, на основании чего продавцы получают свое место в рейтинге. Но интерпретация этого рейтинга всегда остается за потребителем.

 

Аукцион марок на eBay состоит из более чем 100 000 наименований в любое время.

 

У каждого товара есть описание, ссылка на веб-сайт продавца, способ оплаты,

 

рейтинги продавцов и покупателей, минимальная ставка, текущая ставка, история ставок. Общий рейтинг продавца рассчитывается, как разница между положительными и отрицательными комментариями после проведенной сделки и показывается в виде графиков и цифровых значений. Аукцион основан на системе удаленных ставок - достаточно указать вашу максимальную сумму ставки, а система будет повышать ставку за лот до тез пор, пока не упрется в максимально дозволенную сумму.

 

Ни покупатель, ни участник аукциона не несут издержек за повышение ставок.

 

eBay как раз использует подобные репутационные механизмы:

 

• отзывы пользователей о продавце

 

• оценка пользователя («like/dislike) о купленном товаре.

 

Этот механизм не несет высоких издержек со стороны продавца, поэтому цены на товары на 10-15% ниже, чем у конкурентов, использующих иные способы борьбы с неблагоприятным отбором.

 

Стоит отметить что, чем выше репутация продавца, тем за более высокую цену он продает товар. Пока участники торгов на рынке не убедятся в репутации продавца,

 

они не могут быть уверены в истинности высокого качества товара.

 

Справедливости ради, стоит сказать, что рейтингование продавца является более статистически значимым механизмом, чем экономически (увеличение на 10%

 

рейтинга влечет за собой лишь увеличение на 0, 44% аукционной цены в среднем).

 

Получается, что репутация не так уж и сильно стоит на рынке интернет аукционов.

 

Несмотря на преимущества рейтингования, у этой системы есть недостаток:

 

крупные и мелкие сделки имеют одинаковый вес на eBay. Некоторые новые покупатели могут быть введены в заблуждение. К примеру, продавец-мошенник исправно исполняет свои обязательства по продаже и отсылке зарядных устройств для мобильных телефонов по 2-3$ за штуку, тем самым он набирает положительный рейтинг, но в какой-то момент он выставляет на аукцион телефон стоимостью 900$ и не высылает товар покупателю.

 

Авторами статьи была упомянута, так называемая «снайперская ставка» на аукционе eBay. Следует отметить, что самое большое количество заявок приходятся на самые последние минуты или секунды торгов. В статье приводятся статистические данные, которые дают понять, что средняя выигрышная ставка приходится после того, как 98, 3% аукциона завершено, т. е. в последние 8 мин 3-

 

дневного аукциона. На основании этого можно сделать вывод о том, что

 

«снайперская ставка» является одной из форм оппортунистического поведения со стороны участников торгов. К сожалению, авторы не предлагают решения заявленной проблемы, что осложняет взаимодействие на рынке аукционов.

 

Другой интернет аукцион - это Michael Rogers - специализированный на продажах марок рынок. В год проходит от 8 до 12 так называемых «почтовых распродаж» -

 

аукционов, в которых ставки принимаются по почте, факсу, электронной почте или интернету. MR делает экспертную оценку каждой марки, дает заключение об оригинальности, предоставляет описание и фотографии, а так же выкладывает информацию в открытый доступ. Кроме того, Michael Rogers предлагает 14-

 

дневную гарантию возврата, если выяснится, что покупатель был введен в

 

заблуждение по средствам недостоверной информации о продукте. Такой сервис создан специально для того, чтобы смягчить неопределенность информации между продавцами и покупателями. Взамен, покупатели и продавцы облагаются налогом в размере 15% от стоимости аукциона. Все аукционы MR - аукционы «второй цены», при котором победителем является участник с самой высокой ценой, но уплатить он должен «вторую цену», то есть цену своего ближайшего конкурента.

 

Модель.

 

Уровень качества Q, зависящий от наблюдаемых цифровых характеристик товара,

 

может быть двух типов: H (высокий) L (низкий). На рынке представлены как товары высокого качества, так и низкого. Их пропорции составляют Ɵ для H и (1-Ɵ ) для L

 

соответственно. Предполагается, что покупатели ценят товары высокого качество и готовы заплатить за них , а за товары плохого качества -  , где

 

При полной информации цены на хорошие и плохие товары совпадали бы с и  соответственно, а средняя цена по рынку была бы


Посреднический рынок (MR) полностью отражает стоимость товара для потенциальных покупателей, так что не остается вопросов по поводу качества товара. За это посреднический рынок назначает налог f, который платят и продавцы и покупатели. На рынке репутаций (eBay) только продавцы платят налог g. Только продавцы на рынке репутаций знают истинную стоимость товара, а покупатели, располагая предоставленной информацией, делают предположения о истинной стоимости лота.

 

Продавцы могут выбирать рынок, на котором они хотели бы представить свой товар, с целью получения наибольшей прибыли, которая зависит от разницы издержек транзакции и издержек неблагоприятного отбора. Понятно, что в равновесии, цена покупателя на каждом рынке будет равна среднему качеству товаров, продаваемых на этом рынке. Ожидаемая прибыль продавцов низкокачественных товаров на посреднеческом рынке MR будет меньше, чем на репутационном рынке eBay. Таким образом, все продавцы низкокачественных товаров L будут продать на репутационном рынке eBay. Для продавцов высококачественных товаров H, учитывая что цена P увеличивается с увелечением репутации r, существует пороговое значение репутации , при котором продавцы с репутацией r ≥  выберут репутационный рынок eBay, а продавцы с репутацией r <

 

 выберут посреднический рынок MR.

 

Таким образом, при r <  только низкокачественные товары будут представлены на eBay, тогда как при r ≥  на этом рынке будут представлены товары как высокого качества, так и низкого в пропорциях Ɵ для H и (1-Ɵ ) для L.

 

где ,  - стоимость переоцененного товара, а f и g - налоги, которые платит продавец на

посредническом и репутационном рынке соответственно.

 

 

Выводы.

 

Итак, средняя цена за одну и ту же марку на eBay должна быть меньше, чем на MR.

 

Эту разницу можно объяснить желанием пользователей MR точно знать, «слива» или «лимон» перед ними. Другими словами, пользователи готовы платить больше,

 

чтобы смягчить неопределенность.

 

Проанализировав затраты на борьбу с неблагоприятным отбором на рынке коллекционных марок eBay, можно сказать что такие расходы составляют примерно 10-15% стоимости товара, то есть при совершенной информации цены были бы на 10-15% больше. Разница была бы еще более заметной, если бы на eBay

 

отсутствовала система репутаций. Рейтинги продавцов оказывают статистически значимое воздействие как на цену аукциона, так и на вероятность совершения сделки.

 

 «Лимоны» на российском рынке интернет аукционов.

 

Актуальность проблемы обуславливается быстро прогрессирующим возрастанием пользователей интернет аукционов. Однако есть ли «рынок лимонов» в России?

 

Для ответа на этот вопрос обратимся к российскому рынку интернет площадок по продажам подержанных автомобилей. (Major-expert. ru, auto. ru, drom. ru).

 

• Major-expert. ru: перепродает подержанные машины, при этом дает гарантию - 1 год на двигатели и трансмиссии автомобилей. Предоставляют профессиональные услуги: консультация, анализ рынка, прогнозирование дальнейших вложений в авто.

 

Таким образов, заботясь о репутации и давая определенные гарантии, major-expert убеждает покупателя в истинно высоком качестве товара. Однако цена в major-expert на 15% выше рыночной, что отпугивает часть покупателей

 

• Auto. ru, Drom. ru: интернет-магазины, где каждый может выложить объявление о продаже автомобиля. Покупка в подобных магазинах связана с гораздо большим риском, чем например, в major-expert, однако не нужно переплачивать 15 %.

 

Приобретая автомобиль, индивид заранее не знает, что он покупает – качественную машину или «лимон». Тогда как владелец автомобиля,

 

пользовавшийся им какое-то время, способен лучше разобраться в том, что за машина ему досталось, т. е. он может более точно определить хороший ли его автомобиль. Таким образом, возникает асимметрия доступной информации, поскольку продавцы теперь знают о качестве машин больше, чем покупатели. В то же время и хорошие, и плохие автомобили все равно будут продаваться приблизительно по одной цене, ведь покупатель далеко не всегда может отличить хорошую машину от плохой.

 

 

Заключение.

 

Можно утверждать, что главным институтом противодействия неопределенности качества являются гарантии. Их имеют большинство потребительских товаров длительного пользования: продавец гарантирует покупателю, что качество его товара соответствует нормальному ожидаемому уровню. И как следствие - риск возлагается на продавца, а не покупателя.

 

В данной работе мы приходи к выводу, что важным компонентом, влияющим на участников торгов, является фактор «доверия». Формальные, а также и неформальные гарантии качества являются непременным условием существования торговли и производства. Однако трудность определения качества присуща миру бизнеса, особенно для «новичков». То есть, если покупатель является «новичком» и к тому же не хочет рисковать, ему трудно отличить плохой товар от хорошего, поэтому он готов переплачивать (между eBay и MR, он скорее всего выберет MR, а между Major-expert. ru и Auto. ru выберет первое).


Список литературы.

 

    1. George A. Akerlof. The Market for «Lemons»: Quality Uncertainty and the Market Mechanism // The Quarterly Journal of Economics, v. 84, August 1970, p. 488-500. Перевод Е. И. Николаенко http: //igiti. hse. ru/data/413/313/1234/5_1_4Akerl. pdf

    1. The Journal of Industrial Economics, Vol. 52, No. 4 (Dec., 2004), pp. 497-516 http: //web. gsm. uci. edu/~sdewan/home%20page/joie_05204002. pdf

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.