Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Изучение нового материала / Открытие нового знания



 

Технологическая карта урока истории

ФИО студента

Панчишина Анастасия Михайловна

Предмет

История Нового времени

Класс
Тип урока

Изучение нового материала / Открытие нового знания

Тема

Технические открытия и выход к Мировому океану

Цель

Познакомиться с периодом Великих географических открытий, изучить какие технические изобретения появляются в конце XV начале XVI веков., определить причины Великих географических открытий, а также развить умения и навыки работы с картой и использования ее во время своего ответа.

Планируемые результаты

Предметные: определить значение технических изобретений XV века как одной из предпосылок Великих географических открытий и в образовании единой мировой цивилизации; формирование базовых исторических знаний об основных технических изобретениях и событиях данного периода; умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию об эпохе Великих географических открытий; умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источникам, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию.

ПО ПРОГРАММЕ должны изучить: 1. Новые технические открытия и усовершенствования

2. Интерес к новым странам

3. Открытие морского пути в Индию

Методы и приемы, используемые на уроке

Методы: совестные; наглядные; практические; частично-поисковый; объяснительно-иллюстративный

Приемы: беседа, дискуссия, опрос, рассказ, работа в группах, работа с источниками, работа с картой, работа с текстом учебника, составление таблицы, анализ, самоанализ

Источники информации, использованные для подготовки урока

Атлас «История нового времени, XVI-XVIII века. 7 класс» 2020 год — стр. 2-3

Юдовская А. Я. «Всеобщая история. История Нового времени. 7 класс», 2019 год — стр. 3-20

Харт Г. «Морской пусть в Индию», 1954 год — стр. 188

Ресурсы (оснащение), используемые на уроке

Настенная карта: карта «Великие географические открытия»

Карты атласа: «Великие географические открытия в конце XV-середине XVIII веков»;

проектор, экран

Раздаточный материал:

- отрывок из исторического источника: Марко Поло «Книга о разнообразии мира» книга III, глава CLIX

- энциклопедическая информация – Харт Г. «Морской пусть в Индию», глава IV.

- распечатанная контурная карта «Великие географические открытия колониальные захваты в XV — середине XVII века.

- вырезанная фигурка купца-мореплавателя

- Вырезанный из бумаги корабль (галеон)

- фотографии Энрике Мореплавателя, Бартоломео Диаша и Васка да Гама.

ХОД УРОКА

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учеников Примечание
Организационный момент Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку. Говорит, что должно быть у каждого ученика на парте: распечатанная контурная карта, собственный атлас, вырезанная фигурка купца-мореплавателя, корабль, фотографии Генриха Мореплавателя, Бартоломео Диаша и Васка да Гама. Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место. Проверяют наличие всех предметов.  
Мотивационный этап На слайде показывает карту мира по представлениям людей средневековья до эпохи великих географических открытий. (Приложение 1) Предлагает изучить карту. Обращает внимание на то, что на карте что-то отсутствует. Задает вопросы «Чем отличается карта? Чего на ней не хватает? » Изучают карту, сравнивают ее с современной картой. Отвечают на вопросы учителя. Ищут недостающие континенты на карте. Сопоставляют две карты. Наглядный метод, работа с картами, словестный метод: опрос, беседа
Актуализация знаний Открывает створки доски, на которой висит лента времени, задает вопросы «Что это такое? » «Какие периоды обозначены на ленте времени? С V до XV это какой период? А с XVI до XIX? И последний период? » Предлагает вспомнить какой период изучали в прошлом году. Приводит цитату: «Не хлебом единым жив человек, а словом божьим» и просит охарактеризовать основную ценность того периода. Спрашивает какие события могли послужить рубежом между двумя периодами: Средних веков и Нового времени. (Великие географические открытия) Отвечают на вопросы учителя. Вспоминают, что проходили в прошлом году. Характеризуют фразу, анализируют ее и вопросы учителя. Совестные метод: Опрос, беседа Наглядный метод: показ ленты времени(с V до XXI веков) на доске
Выявление затруднения Обращается к предметам, которые лежат на парте учеников (карта, фигурка купца-мореплавателя, корабль). Задает ситуацию, погружает учеников в конкретные обстоятельства. (У каждого ученика есть фигурка купца, им необходимо доплыть до Индии) Задает наводящие вопросы, уточняет ответы учеников. «Какие есть у нас варианты, чтобы добраться до Индии? А если мы захотим добраться по морю, у нас получится? Почему? » Помогает сформулировать проблему и тему урока. Представляют себя жителями 15 века. Вспоминают, где находится Индия, находят ее на карте, предлагают варианты как можно до нее добраться. Отвечают на вопросы учителя. Формулируют проблему: Добраться до Индии быстрее по суше или по морю? Совместно с учителем формулируют тему урока: «Технические открытия и выход к Мировому океану» Словесный метод: беседа, дискуссия Наглядный метод: картинки, предметы Практический метод: работа с картой Частично поисковый метод
Постановка цели и задач Выводит текст Марко Поло на экран (Приложение 2), предлагает проанализировать его и задать вопросы к тексту, которые непосредственно перетекают в вопросы урока, задачи. Учитель уточняет ответы, задает наводящие вопросы, корректирует план и предлагает итоговый вариант. Анализируют источник Формулируют вопросы урока. Примерные ответы: «Можем ли мы добраться до Индии не по суше? Почему мы не можем воспользоваться известным торговым путем? Что необходимо иметь, чтобы доплыть до Индии? Какие были корабли в XV веке? Как доплыть до Индии, какой маршрут можно построить? » Метод анализа: постановка вопросов к источнику, определение того, о чем говорится в источнике Совестные методы Практический метод: работа с источником
Первичное усвоение новых знаний 1. Новые технические открытия и усовершенствования Предлагает составить таблицу ( в левой колонке изобретение, в правой значение) используя текст учебника страницы 9-14. Обсуждает результаты работы с учениками, корректирует ответы, если необходимо, дополняет их, подводит к выводу. Обращает внимание на кораблик, который есть у каждого ученика(галеон или каравелла), просит рассмотреть его внимательнее. 2. Подводит учеников к предпосылкам великих географических открытий, просит обратить внимание на слайд, где расположено несколько карточек. Предлагает ученикам предположить какие могут быть предпосылки великих географических открытий, если ответ совпадает учитель открывает карточку и дает пояснение, рассказывает, просит записать в тетрадь. 1. Анализируют текст учебника на страницах 9-14, выделяют ключевые моменты, группируют информацию в таблицу, аргументируют свое мнение, учатся формулировать свои мысли. 2. Пробуют предположить варианты предпосылай, основываясь на имеющихся знаниях о том, что для многих исторических событий были предпосылки. Сопоставляет события и знания по истории. Анализирует информацию. Записывает предпосылки в тетрадь. 3. Делятся на группы, распределяют роли, изучают тексты источников, рисуют путь на карте, готовят рассказ, презентуют свою работу классу, зарисовывают остальные экспедиции на своей карте. Частично-поисковый метод Анализ информации Работа с текстом Работа с картой Работа с учебником Наглядный метод Работа в группах Дискуссия Беседа
  3. Делит учеников на три группы. Дает дополнительный материал (тексты) (Приложение 3) просит учеников изучить текст и нарисовать в своей карте маршрут путешествия, можно использовать карту в атласе и учебнике: 1 группа - открытие ближней Атлантики, в том числе островов Зелёного мыса.   2 группа - экспедиция Бартоломеу Диаша 3 группа - экспедиция Васко да Гама Затем предлагает одну из членов каждой команды представить результат своей работы и показать путь на большой карте и рассказать о путешествии. Далее показывает на слайде презентации поэтапно каждое путешествие и просит перенести их в контурные карты учеников.    
Первичное закрепление изученного материала Раздает карточки с первыми географическими открытиями, просит выстроиться учеников в ряд по хронологии. Корректирует ответ если это необходимо, просит других исправить ошибки если это необходимо. Показывает на слайде фотографии мореплавателей и Энрике Мореплавателя, и маршруты их экспедиций. Просит соотнести их. Вспоминают изученный материал, учатся выстраивать события в хронологической последовательности. Другие ученики помогают им, подсказывают. Вспоминают мореплавателей, смотрят на свои материалы, карты, соотносят их и выполняют задание учителя. Наглядный метод, практический
Рефлексия Вывешивает ватман на доску, дает магнитики ученикам, подводит к тому, что те фигурки, которые были на столах у учеников (купцы-мореплаватели) теперь могут доплыть до Индии и предлагает на задней стороне написать: 1) что понравилось на уроке 2) что нового узнал 3) что на уроке не понравилось. Далее при помощи магнита просит прикрепить эти фигурки с помощью магнита на ватман. Вспоминают, что было на уроке, проводят самоанализ, записывают ответы на фигурку и ее крепят на доску. Самоанализ

 


 

Приложение 1

 

 


 

Приложение 2

«Золота, скажу вам, уних великое обилие; чрезвычайно много его тут, и не вывозят его отсюда… Опишу вам теперь диковинный дворец государя здешнего народа. Сказать по правде, дворец здесь большой и крыт чистым золотом так же точно, как и у нас свинцом крыты дома и церкви… Еше скажу вам, что полы в покоях, - а их туг много, - покрыты так же чистым золотом пальца в два в толщину; и все во дворце - и залы, и окна - покрыто золотыми украшениями… Жемчуга тут обилие, он розовый и очень красив, круглый, крупный…»

Приложение 3

1) «В 1412 или в 1415 году принц отправил в путь первые корабли. Они достигли мыса Бохадор (Выпуклый): такое название он получил потому, что в этом пункте берег Африки сильно выдается на запад Целых двенадцать лет моряки старались обогнуть этот мыс, но экспедиция за экспедицией возвращались назад, сбитые с толку и напуганные непостоянством течений, мелями и противными ветрами, которые там встречали моряков. Вдобавок надо сказать и о тех мнимых ужасах, которые таил океан, — для невежественных, полных суеверий моряков они казались совершенно реальными, — о демонах бури, о сказочных чудовищах, водоворотах, сиренах, наядах и о многих легендарных существах, возникших еще в тумане седой древности.

В 1433 году Генрих послал в путь Жила Эанниша, дав ему категорический приказ обогнуть мыс. На первый раз Эанниша постигла неудача, но в 1434 году ему удалось преодолеть все стоявшие на пути препятствия. Он доказал, что к югу от мыса простирается открытый океан и что есть возможность плавать там, где его предшественники считали это немыслимым. В 1435 году Эанниш снова отправился в плавание и прошел 150 миль за мыс. Учтя опыт Эанниша, виночерпий Генриха — Балдайя в том же году достиг земли Рио-де-Оро, лежащей на 240 миль южнее мыса Бохадор, а в 1436 году продвинулся еще южнее на 50 миль.

В 1444 году Нунью Триштан достиг реки Сенегал, а год спустя Диниш Диаш обогнул Зеленый мыс. »

 

2) «Флотилия отплыла в августе 1487 года. На борту кораблей, плывших вниз по Тежу в открытое море, было по крайней мере шесть счастливцев. … Диаш направился к устью Конго и затем с большой осторожностью следовал вдоль незнакомых берегов.

Вскоре после этого инцидента корабли Диаша застигла непогода, которая быстро перешла в шторм, и в течение тринадцати суток корабли были вынуждены идти с зарифленными парусами Высокие волны навели страх на матросов, и «поскольку корабли были очень малы, а море холоднее, чем у Гвинеи, и совсем не такое, как там… они считали себя погибшими». Наконец шторм стих, и Диаш, полагая, что его отнесло далеко в сторону от намеченного курса, приказал идти к востоку, чтобы приблизиться к берегу. Он, естественно, считал, что берег здесь идет с севера на юг, как он уже в этом убедился раньше. Однако прошло несколько дней плавания, а земли все не было, и Диаш приказал повернуть на север. Наконец на горизонте показались высокие горы, корабли приблизились к берегу, и 3 февраля 1488 года усталые моряки бросили якорь в бухте, называемой ныне бухта Моссел. Они обогнули мыс Доброй Надежды во время бури, не подозревая об этом!

Все еще не зная, куда его занесло ужасным штормом и где он находится, Диаш распорядился плыть дальше на восток вдоль берега, «которым капитан был весьма удовлетворен». Плыли очень медленно, приходилось напряженно бороться с течением Агульяш и ветрами. Высадку совершили лишь в заливе Алгоа, там же установили падран. И в это время, поскольку все истомились и натерпелись страху, проходя через большие моря, то все в один голос начали роптать и требовать прекращения плавания, говорили, что продовольствие совсем кончится, [прежде чем они смогут] вернуться к грузовому кораблю, оставшемуся далеко позади, и что до того времени все они умрут от голода, если будут продвигаться вперед. Говорили, что для одного путешествия вполне достаточно того, что сделано, ведь они открыли берег большой протяженности, они привезут важные новости о своем открытии [а именно], что земля тянется в основном к востоку, очевидно, они прошли какой-то великий мыс — и лучше всего повернуть обратно и отыскать его.

Итак, здесь, где берег поворачивал с востока на северо-восток, в преддверии Индийского океана, жестоко разочарованный начальник экспедиции дал приказ повернуть свои корабли на запад, — предстоял долгий путь назад к Лиссабону.

Едва успели корабли Диаша, при благоприятных ветрах и прекрасной погоде, пуститься в обратный путь на родину, как в отдалении показался «этот великий и знаменитый мыс, скрывавшийся сотни лет».

Бартоломеу Диаш и его команда, вследствие опасностей и бурь [tormentos], с которыми они встретились, огибая мыс, присвоили ему название «Tormentoso» («Бурный»), но когда они возвратились в королевство, король Жуан дал ему более славное название — «мыс Доброй Надежды», ибо мыс этот обещал открытие Индии, чего так страстно желали и о чем думали столь многие годы. »

 

3) «Плавание началось спокойно, без особых, заслуживающих упоминания инцидентов. После недельного пути на юго-запад показались Канарские острова. Далее корабли продолжали плыть вдоль африканского побережья. В ночь на 17 июля флот попал в густой туман близ бухты, известной под названием Рио-де-Оро (Золотая река). 17 июля на восходе солнца туман и ветер, поднявшийся ночью, разъединили корабли. Гама предвидел такую возможность, и корабли, следуя его приказу, взяли курс на острова Зеленого мыса. Утром 22 июля марсовый «Сан-Рафаэла» заметил три корабля близ острова Сал — в северо-восточной части группы островов Зеленого мыса. На следующий день весь флот стал на якорь в Порту-да-Прая, на острове Сантиагу, крупнейшем из островов Зеленого мыса.

От островов Зеленого мыса был взят курс на восток [точнее — на юго-восток. — Ред. ]  вдоль побережья Гвинеи и Сьерра-Леоне. После дополнительного ремонта рей на корабле Васко да Гамы (вероятно, повреждения были получены в результате шторма) курс был изменен. Вместо того чтобы держаться берега и, пройдя расстояние в 3370 миль, добраться до мыса Доброй Надежды, Гама направился от берега Сьерра-Леоне прямо на юго-запад, делая большой крюк в сторону тогда еще неизвестного побережья Бразилии.

Это было длительное, утомительное плавание. Бури и штили сменяли друг друга, и на пути не попадалось ни острова, ни берега, где можно было бы запастись свежей водой, продовольствием и топливом.

После того как флотилия в течение многих дней следовала на юго-восток, были замечены 27 октября киты и тюлени; прибрежные водоросли и другие признаки указывали на близость земли. Стали время от времени проводить промеры глубин. Утром 1 ноября на горизонте показалась земля. Кораблям был дан сигнал приблизиться друг к другу. Прогремел салют, и по случаю благополучного прибытия к африканскому берегу, после трех с лишним месяцев бурь и штилей в Атлантическом океане, были подняты флаги. Аленкер, который плавал вдоль этого берега вместе с Бартоломеу Диашем, не узнал берега в том месте, где к нему подошли суда, и поэтому было решено не останавливаться, а продолжать плавание в южном направлении. Через три дня снова приблизились к суше и вошли в широкий залив. Залив тогда же получил название Св. Елены, и команда начала готовиться к чистке кораблей как внутри, так и снаружи, к починке парусов — одним словом, к устранению всех повреждений, полученных во время плавания. Запасы питьевой воды сильно поубавились, а кроме того, оставшаяся вода были несвежей и сильно загрязненной. Послали людей искать свежую воду. Они обнаружили реку, впадающую в залив в четырех лигах от места, где суда стояли на рейде. Следуя принятой традиции, реке дали название — Сантиагу (ныне Грейт-Берг-ривер).

Был взят курс на юго-юго-запад.

После обхода мыса Доброй Надежды это были первые надежные признаки, указывавшие на то, что он, наконец, приближается к Индии и что торговцы с Востока посещали африканский берег, у которого он сейчас стоял на якоре.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.