Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





УК РФ Статья 13. Выдача лиц, совершивших преступление



 

 Понятие и структура конституционного законодательства. Подотрасли и институты

 

Конституционное право - одна из ключевых отраслей системы права Российской Федерации - представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих в Конституции и конституционном законодательстве основы взаимоотношений личности и государства, правового статуса человека и гражданина, принципы общественного, государственного и территориального устройства страны, социально-экономических отношений, организации системы государственной власти и местного самоуправления.

Структура — это внутреннее единство и последовательность расположения соответствующих блоков норм конституционного права. Некоторые авторы оперируют вместо понятия «структура» или наряду с ним также и понятием «система» конституционного права. Система конституционного права как отрасли права представляет собой совокупность взаимосвязанных групп конституционно-правовых норм, каждая из которых регулирует относительно обособленные общественные отношения.

Подотрасли в конституционном праве. В юридической литературе подотрасль права обычно рассматривается как цельное по составу и предмету регулирования системное образование, нормы которого регламентируют относительно обособленную сферу общественных отношений в пределах более широкого комплекса отношений, урегулированных нормами соответствующей отрасли права.

Основой для деления конституционного права на подотрасли является относительная самостоятельность друг от друга соответствующих групп правовых норм. Характеризуя предмет конституционного права, мы выделяли 4 крупных блока общественных отношений. Деление же на подотрасли может быть более дробным, поскольку обусловлено более узким предметом регулирования для соответствующих групп норм.

В качестве подотраслей конституционного права некоторые ученые признают парламентское право, избирательное право. Не так давно от конституционного права " отпочковалось" муниципальное право , выделившись в самостоятельную отрасль российского права.

В конституционном праве можно выделить следующие подотрасли.

1) Основы конституционного строя. Это совокупность конституционно-правовых норм, закрепляющих политический портрет общества как основанного на политическом плюрализме, природу Российского государства, институты власти в виде непосредственной демократии (референдум, голосование по избранию и по отзыву депутатов и выборных должностных лиц, народные инициативы и т. д. ) и соответствующих органов власти, конституционные основы экономической деятельности и многообразие форм собственности.

2) Конституционный статус человека и гражданина в Российской Федерации. Подотрасль охватывает: общие основы статуса человека и гражданина; гражданство; статус иностранцев и лиц без гражданства, статус беженцев, вопросы политического убежища; положение вынужденных переселенцев, конституционные основы политики Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом; основные права, свободы и обязанности граждан в личной жизни, общественно-политической и социально-экономической сферах, а также по защите других прав и свобод.

3) Государственное устройство России. Сюда относятся: федеративное устройство государства, статус Российской Федерации, круг ее субъектов и их общий статус, а также особенности статуса отдельных групп субъектов; компетенция Российской Федерации и ее субъектов; автономия в России — национально-территориальная и национально-культурная; основы национальной политики, статуса национальных меньшинств и коренных малочисленных народов; основы региональной политики; административно-территориальное устройство субъектов РФ.

4) Избирательное право и избирательная система Российской Федерации. Охватывает: принципы избирательной системы, избирательные права граждан и порядок их осуществления; правила подготовки и проведения различных выборов в стране.

5) Президент РФ. Объединяет все нормы (т. е. содержащиеся не только в Конституции РФ, но и в законах, указах самого Президента), определяющие статус Президента, его полномочия, порядок их осуществления, деятельность органов и лиц, обеспечивающих выполнение Президентом его предназначения.

6) Федеральное Собрание — парламент РФ. Здесь группируются нормы, касающиеся статуса Федерального Собрания в целом, каждой из его палат — Совета Федерации и Государственной Думы, их полномочий, законодательного процесса, внутренней организации и порядка деятельности палат, их комитетов, комиссий, должностных лиц и аппарата.

7) Правительство и иные федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации. Эта подотрасль охватывает конституционно-правовые институты и нормы, которыми закрепляется вся система федеральных органов исполнительной власти, статус Правительства и иных органов этой системы.

8) Конституционные основы судебной и прокурорской системы Российской Федерации. Эта подотрасль объединяет нормы Конституции РФ, федеральных конституционных законов и федеральных законов, которыми закрепляется вся система судов и прокурорского надзора в Российской Федерации. Подчеркнем, что соответствующие нормы относятся к числу, прежде всего, норм конституционного права, хотя далее включаются и в круг источников иных отраслей права. Причем речь идет о нормах, закрепляющих основы системы соответствующих органов, порядок их образования, ключевые полномочия. Порядок деятельности этих органов лишь в главных чертах может быть предметом конституционно-правового регулирования, подробно же это делают нормы соответствующих отраслей права.

9) Конституционный Суд РФ (или федеральное конституционное правосудие ). Мы считаем целесообразным не включать нормы, обращенные к Конституционному Суду, в предыдущую из названных нами подотраслей, а объединить их в отдельную подотрасль. Основание — особое положение Конституционного Суда (конституционного правосудия), выделяющее его из общей системы правосудия, большой практический объем его деятельности и важная роль в формировании конституционного права страны.

10) Органы государственной власти субъектов РФ. Эта подотрасль включает нормы конституционного права, закрепляющие: систему органов государственной власти субъектов РФ; статус и организацию деятельности законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта; основы статуса высшего должностного лица субъекта и возглавляемого им высшего исполнительного органа государственной власти (правительства, администрации) субъекта; организацию конституционного правосудия в субъектах (в виде их конституционных, уставных судов).

11) Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации. Сюда включаются нормы конституционного права, устанавливающие общие принципы организации местного самоуправления, статуса институтов непосредственной демократии, органов, должностных лиц в местном самоуправлении.

Конституционно-правовые институты. Вторым уровнем в структуре конституционного права являются правовые институты. Правовой институт в сопоставлении с отраслью и подотраслью более узкая (хотя и достаточно большая) совокупность норм, связанных и взаимообусловленных общностью предмета регулирования. Применительно к рассматриваемой отрасли можно пользоваться понятием конституционно-правовой институт.

Конституционно-правовые институты – это совокупность норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений. Такими институтами являются, например, институт главы государства, институт местного самоуправления и т. д.

Конституционно-правовые институты существенно различаются по объему регулируемых отношений, по числу норм и их юридической силе.

Среди конституционно-правовых институтов выделяют комплексные (генеральные) институты. Комплексными институтами является, например, совокупность конституционно-правовых норм, регулирующих народное представительство, права и свободы человека и гражданина и др.

Нередко в конституциях указывается, какими актами регулируется тот или иной институт. Например, в Конституции РФ 1993 г. называется более 10-и федеральных конституционных законов и ряд федеральных законов, которые являются основой конституционно-правового регулирования института. В других странах для этого предусмотрены органические законы, принимаемые в особом порядке, и т. д.

Разумеется, совокупности конституционно-правовых норм, близких по содержанию и являющихся конституционно-правовыми институтами, имеют в разных странах существенное различие. Институты, имеющиеся в одних странах, могут отсутствовать в других. Например, институт омбудсмена (уполномоченного по правам человека) имеется далеко не во всех странах.

 

Первый путь выделения правовых институтов дробление подотраслей права. Например, в рамках первой подотрасли — основ конституционного строя — можно выделить, в частности, такие конституционно-правовые институты, как референдум, статус политических партий, иных общественных объединений. Когда мы выделяли вторую подотрасль конституционного права — конституционный статус человека и гражданина в Российской Федерации, то называли составными ее элементами гражданство, статус иностранцев и лиц без гражданства, основные права, свободы и обязанности граждан в личной жизни, общественно-политической, социально-экономической сфере и т. д. Группы норм, обращенных к каждому элементу, как раз и можно охарактеризовать как конституционно-правовые институты. В такой подотрасли, как государственное устройство, можно выделить институты, связанные со статусом Российской Федерации, каждого ее субъекта, компетенцией РФ и субъектов, символами (атрибутами) государства, административно-территориальным устройством субъектов РФ, конституционно-правовыми основами национальной, региональной политики и др. То же самое можно сказать и о других подотраслях конституционного права.

Есть и второй путь выделения правовых, в том числе конституционно-правовых, институтов. Он обусловлен тем, что многие субъекты участвуют в сходных конституционно-правовых отношений, действуют примерно одинаково. Это позволяет формировать так называемые комплексные, сквозные институты.

Например, при делении избирательного права как подотрасли конституционного права России можно выделить такие институты, как выборы депутатов Государственной Думы, выборы Президента РФ и др., — по уровням выборов. Однако на всех видах выборов действуют одни и те же принципы избирательного права и избирательной системы, и они могут быть выделены в комплексный институт принципов. Получается сквозной институт внутри одной подотрасли. А порой такие сквозные конституционно-правовые институты формируются путем объединения норм различных подотраслей конституционного права. Например, в рамках подотрасли, связанной с Федеральным Собранием, можно выделить институт депутата Государственной Думы, в рамках подотрасли органов государственной власти субъектов РФ институт депутата представительного органа субъекта РФ, в рамках подотрасли, связанной с конституционными основами местного самоуправления, — институт депутата представительного органа местного самоуправления. Но можно объединить все соответствующие нормы в единый институт депутата независимо от уровня, рассматривая в его рамках общее и особенное.

В конституционном праве есть и такие комплексные институты, которые образуются путем подсоединения к нормам этой отрасли норм других отраслей права. Например, в основе статуса иностранцев в Российской Федерации лежат нормы Конституции РФ, Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и других источников данной отрасли права. Но в целом данный институт формируется с привлечением норм: административного права, касающихся режима пребывания, регистрации и передвижения иностранцев; гражданского права в части собственности и предпринимательской деятельности иностранцев; трудового права в отношении труда иностранцев и т. д.

Формулирование категории конституционно-правовых институтов обеих разновидностей (т. е. получающихся или путем дробления подотраслей, или объединением норм из разных частей конституционного права) не только имеет теоретическое значение, но и может обусловить разные приемы регулирования соответствующих общественных отношений. Особенно это следует учитывать в условиях федеративного государства, когда посредством обобщающего централизованного регулирования создаются условия для единообразного развития общественных отношений. Например, посредством Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» сформирована основа соответствующих комплексных сквозных конституционно-правовых институтов в сфере выборов и референдумов , а нормы далее развиты в законах о конкретных видах выборов и референдумов. В советский период принимался обобщенный акт — закон о статусе народных депутатов в СССР и далее законы о статусе по уровням системы Советов. В наши дни аналогичного федерального закона о статусе депутатов нет, но в нормах двух федеральных законов — «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» — заложены обобщенные правила в отношении как организации соответствующих представительных органов, так и статуса их депутатов.

 

 

 

 

В чем смысл правовой категории «источник права»?

 

Акт, посредством которого осуществляется конституционно-правовое регулирование.

Рассматривается как

а) источник права в материальном смысле; б) источник права в идеальном (ранее называли — «идеологическом» смысле); в) источник права в юридическом (формальном) смысле.

Источником права в материальном смысле являются развивающиеся общественные отношения. Источником права в материальном смысле являются сами общественные отношения, то есть материальные условия жизни общества, система экономических отношений, существующие в обществе формы собственности и т. п. Названная категория выражает социальную обусловленность права.

Под источником права в идеальном (идеологическом) смысле понимают правовое сознание. Речь идет о концепциях, идеях, теориях, чувствах, представлениях людей о действующем и желаемом праве, о юридической деятельности, под воздействием которых создается, изменяется и действует право. Господствующая правовая идеология, ведущие национальные идеи — главный источник формирования права.

 Когда же говорят об источниках в юридическом смысле, то имеют в виду различные формы (способы) выражения, объективизации правовых норм. И

ными словами, под источником права в юридическом смысле понимаются формы выражения, объективизации нормативной государственной воли. Это и есть внешняя форма права в истинном значении термина. Форма права показывает, каким способом государство создает, фиксирует ту или иную правовую норму и в каком виде (реальном образе) эта норма, принявшая объективный характер, доводится до сознания членов общества. Следовательно, внешнюю форму права можно определить как способ выражения, существования и преобразования (изменения или отмены) правовых норм, действующих в определенном государстве.

 

Каковы критерии определения источника КП?

 

Чтобы понять, является ли источник источником КПР, мы должны определить

- Попадает ли источник по своему содержанию под понятие источник КПР

По данному критерию источник КПР должен представлять из себя акты, в которых регулируются общественные отношения в сфере организации и основ функционирования публичной власти в России

Также это должен быть акт, в котором регулируются общественные отношения, в сфере основ взаимодействия государства с обществом и личностью

- Попадает ли он по своей внешней форме под критерий источник КПР

По форме это могут быть 1) Конституции и уставы

2) Законы

3) Акты Президента РФ, глав субъектов РФ

4) Акты высших органов исполнительной власти

5) Решения Конституционного Суда РФ, конституционных/уставных судов субъектов РФ

6) Декларации

7) Договоры, соглашения (международные и внутренние)

8) Хартии, пакты, Конвенции и др. международно-правовые акты

9) Акты палат парламента, акты региональных парламентов

10) Регламенты палат Федерального Собрания, региональных парламентов

- Обладает ли он юридической силой

 1) Акт вступил в законную силу

2) Обнародование акта соответствует установленному порядку

3) Акт не утратил силу юридически или фактически

 

 

Разновидности источников КПР в зависимости от формы акта / уровня регулирования.

 

По уровню регулирования

1) Международно-правовые акты

- Общепризнанные принципы

- Общепризнанные нормы

международного права

- Международные договоры РФ

(«если международным договором РФ

установлены иные правила, чем

предусмотренные законом, то

применяются правила

международного договора» - ст. 15)

 

2) Федеральные акты

Конституция РФ

Федеральные законы

Указы и распоряжения Президента РФ

Постановления Правительства РФ

Постановления ГД и СФ по вопросам их конституционной

компетенции

Регламенты ГД и СФ

Декларации

Договоры между Федерацией и ее субъектами

Соглашения между органами исполнительной власти РФ

и ее субъектов

Решения Конституционного Суда РФ

 

3) Акты субъектов РФ

 

4) Муниципальные акты

 

В зависимости от формы акта

1) Конституции и уставы

2) Законы

3) Акты Президента РФ, глав субъектов РФ

4) Акты высших органов исполнительной власти

5) Решения Конституционного Суда РФ, конституционных/уставных судов субъектов РФ

6) Декларации

7) Договоры, соглашения (международные и внутренние)

8) Хартии, пакты, Конвенции и др. международно-правовые акты

9) Акты палат парламента, акты региональных парламентов

10) Регламенты палат Федерального Собрания, региональных парламентов

 

Еще критерии

По характеру регулирования (не относится к КП)

1) Нормативные

Нормативный правовой акт (НПА) — это официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение и отмену правовых норм.

2) Индивидуальные

Индивидуальные правовые акты — это тоже официальные документы, которые принимают госорганы и должностные лица, только они рассчитаны на однократное применение и на конкретного человека или организацию.

 

 По сфере происхождения источники права делятся на внутригосударственные и международно-правовые. Это две самые значительные группы источников права, которые отличаются между собой по характеру регулируемых общественных отношений, по содержанию факторов, которые влияют на их происхождение, по порядку и характеру их создания

 

По юридической значимости источники права делятся на основные и дополнительные.

Причем после термина «основные» в скобках, как правило, используется термин «первичные», а после термина «дополнительные» опять-таки в скобках употреблялся термин «вторичные», как и наоборот [14–15]. такая классификация источников права является правильной, если иметь в виду роль и значимость отдельных видов источников права при регламентации общественных отношений. Одни из них регламентируют общественные отношения по существу и в полном объёме и являются основными, а другие – уточняют, конкретизируют и дополняют основные источники права, если в этих источниках права по каким-либо причинам не сформулированы необходимые нормы права или отдельные моменты их содержания, и поэтому являются дополнительными источниками права.

 

 По историческим параметрам источники права делятся на первичные и вторичные.

Первичными можно считать те виды источников права, которые сформировались на самых ранних этапах развития права, когда оно существовало в форме «первичных» правоотношений. На данной стадии развития использовались такие виды источников права, как правовой обычай, правовой прецедент и договор нормативного содержания.

После того, как вторая ипостась (форма) права сформировалась окончательно в качестве отдельных и самостоятельных видов источников права, сформировались правовая доктрина (наука) и священное писание, а с формированием третьей формы (ипостаси) права возник и стал самостоятельным еще один источник права – нормативный правовой акт.

Все виды источников права, которые окончательно сформировались при возникновении второй, а затем и третьей формы (ипостаси) права, являются в историческом ракурсе вторичными видами источников права.

 

 Каковы отличительные особенности источников КПР (в целом и отдельных видов)?

 

множественность (плюрализм): разнообразие видов источников конституционного права, обусловленное универсальным характером предмета конституционно-правового регулирования;

2. иерархичность: внутренняя взаимозависимость различных видов источников права, обеспечивающая соподчиненность и согласованность системы источников; нормативно установленное соотношение актов различной юридической силы; недопустимость противоречия нормативных актов актам более высокой юридической силы;

3. многоуровневость: внутренняя структура системы источников конституционного права — распределение источников по уровням власти, на которых осуществляется принятие акта, и по территории действия;

4. многомерность: система источников права вообще и конституционного права в частности является не только многоуровневой, но и многомерной — зачастую невозможно выстроить иерархическую связь между отдельными видами источников (как, например, в условиях реализации принципа разделения властей на федеральном уровне отсутствует иерархическая зависимость между нормативными постановлениями палат Федерального Собрания РФ и нормативными постановлениями Правительства РФ: первые принимаются в рамках реализации полномочий палат федерального парламента как законодательного и представительного органа государственной власти Российской Федерации (ч. 2 ст. 102, ч. 2 ст. 103 Конституции РФ), вторые — в рамках полномочий Правительства РФ на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ (ч. 1 ст. 115 Конституции РФ); точно так же акты судебного нормотворчества, например решения Конституционного Суда РФ, не могут быть «встроены» в иерархию нормативно-правовых актов).

Можно выделить и иные черты источников конституционного права, характеризующие положение и юридическое значение отдельных их видов и присущие системе источников права в целом, независимо от отраслевой принадлежности:

· верховенство Конституции РФ и закона: ч. 2 ст. 4 Конституции РФ закрепляет не только ее верховенство, но и верховенство федеральных законов (в широком смысле — как обычных федеральных законов, так и федеральных конституционных законов) на всей территории Российской Федерации, а ч. 2 ст. 15 — провозглашает верховенство закона в нормативно-правовой системе Российской Федерации при условии соблюдения принципа верховенства Конституции РФ, т. е. не противоречия законов конституционным положениям. Рассматривая место законов в нормативно-правовой системе, следует прежде всего учитывать нормы Конституции РФ, устанавливающие порядок вступления законов в силу (обязательное опубликование — ч. 3 ст. 15), требования определяющего влияния прав и свобод человека и гражданина на смысл, содержание и применение законов (ст. 18), соотношение законов и международных договоров Российской Федерации (ч. 4 ст. 15), соотношение федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации (ст. 76), федеральных законов и федеральных конституционных законов (ст. 108);

· включение общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров в правовую систему Российской Федерации, приоритет международного договора Российской Федерации над законом;

· двойственная роль нормативных указов Президента РФ (указы подзаконного характера и указы, восполняющие пробелы в законодательном регулировании впредь до вступления в силу федерального закона);

· использование нормативного договора в качестве дополнительной нетрадиционной формы права.

В то же время источники конституционного права характеризуются специфическими чертами, которые предопределены особенностями конституционно-правовых норм.

 

3. Особое место федеральных конституционных законов в системе источников конституционного права. Федеральные конституционные законы как источники конституционного права характеризуются следующими чертами:

o обладают более высокой юридической силой, по сравнению с обычными федеральными законами: федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам (ч. 3 ст. 76 Конституции РФ);

o принимаются по особой процедуре, а именно:

одобряются большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. «Общее число» трактуется как установленное Конституцией РФ число соответственно депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации. Число депутатов Государственной Думы определено в Конституции абсолютной цифрой – 450 (ч. 3 ст. 95). Что касается Совета Федерации, то в него входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации. С учетом уже свершившихся объединительных процессов количество субъектов РФ с 1 марта 2008 г. составляет 83. Соответственно установленное число членов Совета Федерации сокращается до 166;

подлежат подписанию Президентом РФ в четырнадцатидневный срок и обнародованию: возможность отклонения такого закона Президентом РФ не предусмотрена (ч. 2 ст. 108 Конституции РФ);

o имеют прямое действие на территории Российской Федерации (ч. 1 ст. 76 Конституции РФ);

o принимаются по предметам ведения Российской Федерации (ч. 1 ст. 76 Конституции РФ) и только по вопросам, предусмотренным непосредственно в Конституции РФ (ч. 1 ст. 108 Конституции РФ).

4. Наличие среди нормативно-правовых актов таких типов актов, которые можно считать специфическими источниками конституционного права: декларации, нормативные акты палат Федерального Собрания, нормативные акты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативные акты избирательных комиссий и комиссий референдума.

 

5. Роль уставов муниципальных образований и иных муниципальных нормативных правовых актов как источников конституционного права. Особое место в системе источников конституционного права занимают уставы муниципальных образований и другие муниципальные нормативно-правовые акты, определяющие основы организации местного самоуправления на соответствующей территории, важнейшие формы осуществления местной власти. Как указано в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ (далее — Федеральный закон о местном самоуправлении, ФЗ № 131), устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие на всей территории муниципального образования (ч. 2 ст. 43).

 

6. Особое место в системе источников конституционного права внутригосударственных (внутрифедеральных, конституционно-правовых) договоров и соглашений, их второстепенный, вспомогательный и дополнительный характер. Нормативные конституционно-правовые договоры — внутрифедеральные договоры о разграничении предметов ведения и полномочий, заключаемые между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, договоры (соглашения) о сотрудничестве, заключаемые как по вертикали, так и по горизонтали между федеральными органами государственной власти, между ними и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; между органами государственной власти субъектов Российской Федерации — представляют собой разновидность публично-правовых договоров.

 

7. Специфическая роль решений Конституционного Суда РФ, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, других актов судебного нормотворчества как источников конституционного права. Вопрос о допустимости судебного нормотворчества решается в российской юридической литературе неоднозначно. Ряд авторов, основываясь на принципе разделения властей и исходя из правоприменительного, а не правотворческого назначения судов, отрицают возможность судебного нормотворчества. Они трактуют правотолковательные положения как правила надлежащего понимания уже наличной толкуемой нормы. Таким образом, и решения Конституционного Суда РФ, толкующие нормы Конституции РФ, рассматриваются ими в качестве актов, не создающих новых правовых норм, а, следовательно, исключаются из круга источников конституционного права.

 

Какие законы предусмотрены Конституцией РФ? Все ли виды законов названы в Конституции РФ?

1. Конституционные законы - такие законы, которые издаются по наиболее важным государственным проблемам, общественным проблемам, которые чаще всего в Конституции обозначены, но кратко, не развернуто (например: вопросы избирательного права, вопросы, связанные с положением личности и т. д). Конституционные законы либо дополняют К РФ, либо содержат какие-либо переходные положения.

2. Органические законы -группы законов, которые детализируют правовой статус высших (конституционных) органов государства. Целый ряд органов государственной власти нуждается в каком-либо правовом регулировании. (Когда в Конституции устанавливается перечень таких органов, они не могут полностью расписать их деятельность, и это расписывается в органических законах).

Иногда органическим законом закрепляются важнейшие конституционные процедуры на основе прямых указаний или ссылок в самой Конституции.

Органических законов нет в РФ.

 

3. Обычные “текущие” законы - принимаются по всем остальным вопросам. Принимаются законодательным органом власти простым большинством.              

Законы в РФ.

Закон -принятый в особом порядке акт законодательного органа, обладающий высшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений

1. Закон РФ о поправках к Конституции РФ - В соответствии с Постановлением Конституционного Суда от 31 октября 1995 г. о толковании ст. 136 Конституции РФ определен новый вид (форма) федерального закона - закон о поправке к Конституции РФ

2. ФКЗ -это законы, конкретизирующие положения конституции, определяющие основные начала государственной и общественной жизни страны, принятие которых предусмотрено в самой конституции.

3. ФЗ -нормативный правовой акт, изданный федеральным органом законодательной власти Российской Федерации и регламентирующий наиболее важные и основополагающие стороны общественных отношений и государственной жизни.

4. Законы субъектов РФ -нормативные правовые акты высшей юридической силы, принятые законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ по предметам ведения субъекта Федерации и по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов либо непосредственно населением (избирателями), проживающим на территории субъекта РФ, путем референдума. (К основным разновидностям З. с. РФ относятся: конституции республик; уставы краев, областей, городов федерального значения; текущие (обычные) законы, принимаемые по предметам ведения субъектов РФ. )

 

2. Насколько правомерно российскому судье обращаться к…:

● a) Европейской хартии местного самоуправления?

5. 3. Любое лицо должно иметь возможность обратиться без соблюдения особых формальностей с жалобой на нарушения в системе осуществления правосудия, при этом дело должно рассматриваться в независимом учреждении. Это учреждение может, в случае если тщательное и внимательное рассмотрение дела бесспорно указывает на совершение судьей нарушения, упомянутого в пункте 5. 1, обратиться в дисциплинарную инстанцию или, по меньшей мере, рекомендовать такое обращение тому органу власти, который обычно имеет, в соответствии со статусом, право на подобные обращения.

● b) Закону СССР «О трудовых коллективах»?

Не действует закон.

● c) Закону РСФСР от 26 апреля 1991 г. «О реабилитации репрессированных народов»?

Закон действует.

3. Международным договором, заключённым между РФ и одним из государств ближнего зарубежья, закреплена выдача преступника в случае совершения последним террористического акта для предания его суду по законодательству этого государства.

● ·   Как будет разрешена ситуация в случае, если преступник не является гражданином РФ?

Согласно ч. 1 ст. 462 УПК РФ, Российская Федерация в соответствии с международным договором Российской Федерации или на основе принципа взаимности может выдать иностранному государству иностранного гражданина или лицо без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, для уголовного преследования или исполнения приговора за деяния, которые являются уголовно наказуемыми по уголовному закону Российской Федерации и законам иностранного государства, направившего запрос о выдаче лица.

● ·   Если же преступник является гражданином РФ, то не противоречит ли тогда договор ст. 61 Конституции РФ.

НЕ ПРОТИВОРЕЧИТ

УК РФ Статья 13. Выдача лиц, совершивших преступление

1. Граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству.

2. Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации и находящиеся на территории Российской Федерации, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором Российской Федерации.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.