|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Оглавление
Будет опубликована до апреля 2019 года.
РУКОВОДСТВО ДЛЯ СЛЕДОВАТЕЛЯ И ЕГО ОБЩЕСТВЕННОГО ПОМОЩНИКА
Издание 4-е, переработанное и дополненное
Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 1 января 2019 года
Руководитель авторского коллектива и ответственный редактор - доктор юридических наук, профессор Ю. П. ГАРМАЕВ
АННОТАЦИЯ
С каждым годом в правоохранительные органы приходит все больше общественных помощников и студентов-практикантов. Но практические работники часто не знают, как эффективно использовать их труд, передавая при этом свое профессиональное мастерство. Издание переиздано коллективом ученых и практиков в рамках инновационного проекта " Прикладные методы обучения юристов", поддержанного грантом Президента РФ для поддержки ведущих научных школ. Издание имеет тройное назначение: 1) памятка для следователя; 2) совокупность рекомендаций о том, как он может эффективно использовать работу своего общественного помощника, а также студента-практиканта; 3) пособие для самих общественных помощников и практикантов. Например, следователи могут использовать отдельные главы для постановки задач и контроля их исполнения, не тратя лишнее время на обучение и инструктаж. Адресуется следователям, дознавателям, другим работникам правоохранительных органов, их общественным помощникам, студентам, всем, кто интересуется криминалистикой, уголовным правом, уголовным процессом и оперативно-розыскной деятельностью, а также инновационными методами обучения юристов.
Оглавление
……………. …………… ………….
Глава 19. УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА СТУДЕНТА, КУРСОВЫЕ, ДИПЛОМНАЯ РАБОТА КАК ЭТАПЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ УСПЕШНОГО ЮРИСТА (вместо послесловия)
Эта глава написана как бы вдогонку, уже после окончания работы над " Руководством... ", и в его стилистические рамки она явно не вписывается - это, скорее, Послесловие! Здесь авторам хотелось бы высказаться, быть может, по самому важному - стратегическому вопросу, вопросу мотивации и целеполагания студента-практиканта и общественного помощника. Перед ним, как человеком практичным, обязательно встанет вопрос: а зачем так серьезно и основательно относиться к производственной (ознакомительной, преддипломной) практике, а тем более становиться добровольно и бесплатно общественным помощником следователя? Ведь это громадные затраты времени и сил умного, энергичного и притом весьма занятого молодого человека! Пожалуй, здесь нужны особые пояснения. Как верно отмечено в Предисловии, практически во всех вузах страны имеются проблемы, связанные с явно недостаточным вниманием к вопросам деятельности студентов, в том числе общественных помощников, в рамках прохождения практики и использования ее результатов в учебной и научной работе. Эта тенденция порождает ряд весьма неблагоприятных последствий. Работодатели всей страны (суды, прокуратура, Следственный комитет, органы МВД и другие) часто отмечают, что рядовой выпускник любого юридического вуза страны, приступая к работе по специальности, чаще всего имеет лишь самые общие представления о реальной практике работы организации-работодателя, корпоративной политике и этике, документообороте. Выпускник-юрист зачастую испытывает затруднения в самых необходимых прикладных знаниях и навыках: как вести деловую переписку, составить протокол, постановление, приговор или иной правоприменительный акт; как помочь гражданам подготовить необходимые им документы, защищая их права; как оптимальным путем пройти официальные процедуры, преодолеть бюрократические препоны. Только послевузовский, часто многолетний опыт работы позволяет молодому юристу сократить значительный разрыв между теорией и практикой. По принципу маятника через несколько лет бывший выпускник ощущает уже другой дисбаланс, когда не основанная на законе практика (а это очень распространено в России) вступает в противоречие с теорией. И тогда победа первой становится почти нормой и приводит к систематическим нарушениям прав и законных интересов граждан, общества и государства. Нельзя сказать, что действующие в России образовательные технологии в области юриспруденции совершенно игнорируют практическую составляющую обучения. Так, образовательный процесс в лучших юридических вузах всегда опирался и опирается на эффективное применение ознакомительной, производственной, преддипломной практики, прикладных, в том числе игровых, методов обучения < 109>, работу юридических клиник и кружков. Активно используются компьютерные классы и электронные библиотеки, в них размещены такие справочные правовые системы, как " КонсультантПлюс", " Гарант" и другие (далее - СПС). Эти дидактические средства в определенной мере устраняют имеющийся дисбаланс между теоретической и прикладной составляющими обучения. Тем не менее общероссийская тенденция такова: вузовские образовательные технологии сильны своими теоретическими и методическими составляющими, но несколько оторваны от практики. -------------------------------- < 109> Так, в ряде вузов, в том числе в тех, где работают авторы этих строк, по многим предметам проводятся деловые игры, имитирующие состязательный процесс в судах; на семинарах используются реальные, то есть " на бумаге", уголовные и гражданские дела прошлых лет; проводятся спецкурсы по методике составления процессуальных документов и т. п. Как одну из составляющих инновационных технологий обучения рассмотрим особенности процесса подготовки курсовых и дипломных работ студентами-юристами. Как известно, одной из основных задач их написания является проверка уровня освоения практических навыков, умения работать не только с нормативно-правовыми актами, специальной литературой, статистическими и иными источниками, но и с материалами следственной, судебной практики по уголовным делам, практики работы в гражданском, административном, конституционном и ином судопроизводстве. В каждом юридическом вузе имеются методические пособия по написанию дипломных и курсовых работ. В них комплексно рассматриваются все вопросы: от выбора темы и составления плана до процедуры защиты < 112>. Изучение таких работ показало, что в них большое внимание уделяется особенностям работы студента со специальной литературой и законодательством. В целом такой подход следует признать традиционным и проверенным. Но все же в большинстве изданий необоснованно мало внимания уделяется тому, как студент может и должен использовать результаты пройденных им практик, а также работы постоянным общественным помощником в той или иной организации. -------------------------------- < 112> Пособия на эту тему можно скачатьпо адресу: _____, электронные приложения к данному пособию, папка " Методические материалы".
К сожалению, очень часто приходится видеть примеры того, как студент, даже весьма способный, из года в год произвольно, как-то хаотично выбирает темы курсовых. Затем на пятом курсе он определяет тему дипломного сочинения, никак не связанную ни с ранее проделанной работой, ни с будущей профессиональной деятельностью. Очень часто и прохождение практик происходит в режиме " удовлетворения общего любопытства", а не ради углубленного изучения будущей профессии. В итоге к окончанию вуза при таком подходе к практике и квалификационным работам студент, не будучи мотивированным и подготовленным к конкретному виду профессиональной деятельности, имея даже диплом с отличием, не может найти себе работу. В лучшем случае такой выпускник трудоустраивается туда, где возьмут без стажа... Во многом поэтому не приходится удивляться выводам о низком качестве юридического образования при избытке юристов и недостатке профессионалов < 113>. -------------------------------- < 113> Заседание правления ассоциации юристов России (редакционный материал) // Юридический мир. 2006. N 12. С. 6.
По нашему мнению, студент, приступая к написанию курсовой и дипломной работы, должен: 1. Определить для себя приоритетное направление углубленного изучения и исследования проблемы в той или иной отрасли права, те вопросы, которые в большей степени актуальны и могут быть впоследствии использованы им в его дальнейшей практической либо научно-исследовательской деятельности. Мы убеждены, что студент-юрист максимум на третьем курсе должен иметь более или менее четкие и реалистичные суждения не просто по поводу своей специализации (уголовно-правовая, гражданско-правовая, конституционно-правовая и т. д. ), а также по поводу: - конкретного места работы; - должности, которую он хотел бы занимать; - основных направлений профессионального и карьерного роста. 2. Выбрать тему курсовой, а далее дипломной работы с учетом будущего вероятного трудоустройства, того, как правило, достаточно узкого направления правоприменительной деятельности (юридической науки), которому будущий юрист собирается себя посвятить. Прежде всего тема должна быть интересна самому студенту, а не кафедре, конкретному преподавателю и т. п. И в то же время она должна быть актуальна и практически значима < 114>. Интерес к выбранной теме должен сформироваться, прежде всего, именно в результате прохождения практики или работы общественным помощником. -------------------------------- < 114> Это не исключает и не принижает значения тем, имеющих теоретическую значимость, особенно для студентов, решивших в дальнейшем посвятить себя научной деятельности.
3. Выбрать преподавателя, который будет осуществлять руководство написанием курсовой и дипломной работ. Выбор научного руководителя должен производиться исходя из выбранной тематики и того, на какой области научной и/или практической деятельности специализируется преподаватель. Как известно, особенность современного юридического образования такова, что многие преподаватели одновременно являются правоприменителями: адвокатами, судьями, юристами на предприятиях и т. д. По возможности следует выбирать такого руководителя, который имеет опыт в практической деятельности, относящейся к тематике курсовой, дипломной работ. 4. Выбрать себе консультанта (консультантов) из числа практических работников. План курсовой, дипломной работ, направления исследования и его результаты рекомендуется обсудить не только с руководителем (преподавателем), но и по возможности с кем-либо из правоприменителей в данной конкретной сфере деятельности. Уважаемый студент! У вас до сих пор нет деловых знакомств с действующими следователями, прокурорами, адвокатами, судьями, другими практикующими юристами? Напрасно - пора заводить! Студент, начиная примерно со второго, третьего курса, может и должен иметь собственные деловые связи. Они пригодятся в любом случае. Используйте эти знакомства, например, следующим образом: - получайте у практиков копии реальных документов; - согласовывайте с ними ваши доводы и решения; - уточняйте, как бы судья (прокурор, адвокат и др. ) вашего города, района поступил в той или иной сложной ситуации. Помните, в России у каждого региона, а порой и города, района есть свои особенности правоприменительной практики; - показывайте им для проверки фрагменты или весь текст своего сочинения. Просите сделать замечания и внести поправки. Именно этим вы обеспечите себе и отличные знания, и хороший практический опыт, и важные связи для будущего успешного трудоустройства. 5. Составить примерные списки нормативно-правовых актов, литературы, судебной и иной правоприменительной практики, планируемой к изучению и исследованию в процессе написания курсовой и дипломной работ. …………….. ………… Еще раз особое внимание хотелось бы обратить на выбор темы курсовой, дипломной работ. К этому вопросу следует отнестись очень ответственно и творчески. Он во многом может оказаться судьбоносным для студента. Тематика курсовых, как правило, предлагается кафедрой. Она чаще всего носит примерный характер. Студент, исходя из своих практических интересов, может по согласованию с преподавателем предложить собственную тему. Это может быть проблема, которая заинтересовала студента на практике или в его работе общественным помощником. Например, вряд ли в тематике курсовых, предлагаемой кафедрой, вы найдете такую, как " Методика составления постановления о привлечении в качестве обвиняемого: общие правила и особенности региональной практики" < 118>. Между тем актуальность и практическая значимость такой темы очень высоки. -------------------------------- < 118> Имеется в виду практика того региона, в котором живет или учится студент. Региональные особенности составления тех или иных официальных документов есть и будут всегда. Их необходимо выявлять, анализировать, давать оценку их законности и обоснованности.
Выбор темы работы должен основываться на первичном, в том числе практическом, изучении содержания проблемы. Только в этом случае он окажется осознанным, что является важной предпосылкой успеха. Определенная сложность при выборе темы может заключаться в том, что этот выбор и отчасти написание работы происходит в процессе усвоения учебной дисциплины, а не по ее окончании. В связи с этим студенту целесообразно обратиться за советом к преподавателю и консультанту, которые направят его в нужное русло. Повторим, очень похвально и результативно, если студент, заинтересовавшись еще на первом или втором курсе какой-либо из научно-прикладных проблем, будет углублять ее изучение и исследование на старших курсах, выбирая сквозную тематику. В этом случае данная проблема будет изучаться последовательно и всесторонне, в том числе под углом зрения различных юридических дисциплин. Выполненные курсовые работы могут служить хорошей основой для дипломного сочинения, магистерской диссертации. Приведем конкретный пример стратегии написания курсовых и выпускной квалификационной работы для обучения по программе специалитета[1]: - на первом курсе студент, заинтересовавшись проблемами борьбы с коррупцией, пишет и защищает курсовую работу по теме: " История противодействия коррупции в России"; - на втором курсе студент, пройдя ознакомительную практику в следственных органах и прокуратуре и глубоко осознав, насколько актуальна, теоретически и практически значима проблема противодействия коррупции, пишет и защищает курсовую работу по теме: " Специальный субъект коррупционных преступлений". Здесь же он начинает и продолжает все годы обучения деятельность по участию в студенческих конференциях, олимпиадах, конкурсах, грантах, иных научно-исследовательских проектах; - на третьем курсе студент, пройдя производственную практику в следственном управлении Следственного комитета РФ по субъекту РФ, принимает решение пойти туда работать общественным помощником без отрыва от учебы < 119>. Он хочет в будущем стать следователем и по возможности специализироваться < 120> на расследовании преступлений коррупционной направленности. Студент пишет и защищает курсовую работу по теме: " Проблемы квалификации взяточничества и других коррупционных преступлений"; -------------------------------- < 119> Вероятно, лучше приступить к этой работе с четвертого курса, когда получены и закреплены базовые знания в таких важных отраслях, как уголовное право, гражданское право, уголовный процесс и др. Однако это мнение авторов. Студент должен решить этот вопрос самостоятельно. Можно посоветоваться с родителями, преподавателями, консультантами, руководителем практики. < 120> Как известно, в большинстве следственных подразделений России как таковой специализации следователей формально не существует. Однако фактически она есть как минимум на уровне правоохранительных органов областного (краевого, республиканского) звена.
- на четвертом курсе молодой человек приступает к работе общественным помощником в следственном управлении. Продолжая начатое ранее исследование, он пишет и защищает курсовую работу по теме: " Особенности первоначального этапа расследования взяточничества и других коррупционных преступлений"; - на пятом курсе студент выходит на преддипломную практику в то же следственное управление. Он отлично зарекомендовал себя в коллективе районного (межрайонного) следственного отдела, а потому имеет веские основания надеяться на то, что по окончании вуза его примут на работу. Тему дипломного сочинения он выбирает уже исходя из наиболее распространенных и актуальных в данном регионе видов уголовных дел о коррупционных преступлениях. Например, тема дипломной работы: " Особенности методики расследования взяточничества и других коррупционных преступлений, совершаемых в правоохранительных органах". К тому же он имеет личный опыт работы по таким уголовным делам < 121>, и ему эта работа очень интересна. Он опубликовал несколько статей в Интернете, в региональных студенческих и иных научно-прикладных изданиях, выступал на конференциях. Результаты его исследований как имеющие практическую ценность внедрены в практику следственных подразделений. -------------------------------- < 121> Речь идет об одном из наиболее распространенных в практике СК России видов уголовных дел о коррупции: дела в отношении работников ГИБДД МВД, оперуполномоченных, постовых и др. Таким образом, к окончанию пятого курса этот студент уже не новичок в следствии. Более того, он и на практическом, и на теоретическом уровне глубоко изучил одну из наиболее актуальных для следственных органов категорий уголовных дел. Поэтому, несмотря на юный возраст и отсутствие трудовой книжки, официального трудового стажа, он является квалифицированным и проверенным молодым специалистом. Именно такой выпускник, а не отличник престижного вуза будет иметь самые веские конкурентные преимущества при трудоустройстве в следственные органы. Его возьмут на работу, и он с большой степенью вероятности сделает успешную карьеру, специализируясь на расследовании дел обозначенной категории. Не исключено, что через непродолжительное время после окончания вуза он поступит в аспирантуру и к 25 - 28 годам защитит кандидатскую диссертацию на тему, созвучную с темой дипломной работы. Далее перед ним открываются еще более широкие перспективы карьеры, профессионального и личностного роста. Перед нами далеко не гипотетический, а вполне реальный пример успешной профессиональной карьеры юриста. А в основе этого успеха лежит выбор стратегии написания курсовых и дипломной работы; своевременное, еще на втором-третьем курсе вуза, определение профессиональных приоритетов, целеустремленность и трудолюбие. Очевидно, что приведенный пример написания курсовых и выпускной квалификационной работы в сочетании с оптимальными подходами к учебным практикам есть, по сути, вариант эффективной профессиональной стратегии молодого юриста. Подобные стратегии могут и должны реализовываться по любой юридической специализации, по любой отрасли и институту права.
[1] Существуют в настоящее время во многих юридических вузах страны, в том числе, в Академиях СК России.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|