Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Завод «Красное Сормово»



21 июля 2019 года исполнилось 170 лет одному из старейших судостроительных предприятий России - заводу «Красное Сормово».

От первых отечественных пароходов до уникальных атомных подводных лодок - таков долгий путь Сормовской машинной фабрики, основанной в 1849 году акционерным обществом.

Завод имеет яркую, богатую событиями, историю. Основной профиль завода - судостроительный, но за 170 лет своего существования он стал настоящим заводом-универсалом. Здесь в 1870 г. была построена первая в России мартеновская печь, а в 1953 г. начала работать первая в мире установка непрерывной разливки стали. В разное время на Сормовском заводе производились паровозы, вагоны, паровые машины и дизели, железнодорожные мостовые сооружения, котлы, платформы и трамваи. Выпускалась и главная продукция – пассажирские пароходы, буксиры, сухогрузные и нефтеналивные суда, технический флот.

С первых дней существования завод был одним из главных арсеналов страны: строились военные суда, бронепоезда, выпускались боеприпасы, в 1920 г. построен первый отечественный танк «Борец за свободу тов. Ленин».

К началу первой мировой войны в Сормово было построено более 500 судов, свыше 2000 паровозов, 60 тыс. единиц подвижного состава и другой продукции тяжелого машиностроения.

В годы первой мировой войны предприятие сокращает выпуск гражданской продукции и развивает снарядное и пушечное производство.

 

В 1918 году завод был национализирован, а с 1922 года называется «Красное Сормово».

С 1921 года по 1928 год завод восстанавливает все виды судостроительного производства, вагоностроение, паровозостроение, дизелестроение, а также осваивает ряд новых образцов промышленной продукции.

С середины 30-х годов прекращается выпуск бурового инструмента, вагонов, паровозов. Доминирующей отраслью становится судостроение.

 

В 1930 году открылась одна из самых удивительных и героических страниц истории завода: 23 февраля на «Красном Сормово» была заложена первая ДПЛ «Комсомолец» проекта «Щука» III серии. Подводные лодки стали самым высоким вкладом завода в оборону страны, которые строились с 1930 по 2005 год. За 75 лет подводного судостроения построено и сдано ВМФ более 300 боевых подводных кораблей, в т. ч. 26 атомных. Также производились спасательные подводные аппараты пр. 1837 «Приз» и «Бестер» и другая техника для работы под водой.

С 1918 до 1941 год завод построил свыше 240 надводных судов, не считая подлодок, и 300 капитально отремонтировал. Выпущено было 600 дизелей, более 1000 паровозов, свыше 80 тысяч вагонов и других единиц подвижного состава.

В годы Великой Отечественной войны в исключительно сжатый срок ряд цехов переоборудуется под выпуск танков Т-34, которых было изготовлено около 12 тысяч, перестраивается металлургия, выпускаются артиллерийские снаряды, корпуса реактивного вооружения.

Постановлением № 1 от 1 июля 1941 г. Государственный Комиитет Обороны обязал судоремонтный завод «Красное Сормово» полностью перейти на выпуск средних танков Т-34 и боеприпасов для реактивной и ствольной артиллерии (с программой выпуска в 1941 г. - 700-750, а в 1942 г. -3 000 танков). Коллектив с честью справился с поставленной перед заводом задачей. Первый эшелон танков Т-34 уже в октябре 1941 г. был отправлен сормовичами для обороны Москвы. Всего за годы войны завод «Красное Сормово» поставил фронту 10 159 танков.

В годы войны завод не только увеличивал выпуск боевых машин, но и работал над их усовершенствованием. Так, в конце 1943 г. сормовичи модернизировали башню танка, впервые в стране сделав ее литой, и установили 85-миллиметровую пушку последней модели. В кооперации с «Красным Сормовом» по производству средних танков Т-34, кроме металлургических, работали заводы: Горьковский автомобильный, «Двигатель революции», фрезерных станков, «Красный якорь», станкозавод, дробильно-размольного оборудования (Выкса) и другие.

Танк Т-34 был признан специалистами лучшим танком второй мировой войны. Знаток военной техники немецкий генерал Эрих Шнейдер писал: «Танк Т-34 произвел сенсацию. Этот 26-тонный русский танк был вооружен 76, 2 мм пушкой, снаряды которой пробивали броню немецких танков с 1, 5 – 2 тысяч метров, тогда как немецкие … не более 500 метров и то лишь в том случае, если снаряды попадали в бортовую или кормовую часть танка Т-34».

В январе 1942 г. на «Красном Сормове» возобновлено производство подводных лодок, прекращенное в 1941 г. За годы войны сормовичи сдали флоту 22 подводные лодки типа «М», «С», «Щ».

После войны завод переходит на серийный выпуск грузопассажирских судов для Волжского бассейна и пассажирских паровозов серии «СУ».

Выдающимся достижением сормовичей является внедрение крупносекционного метода постройки речных судов.

 

Построив в 1955 году первую в стране Установку непрерывной разливки стали, сормовичи положили начало новому технологическому процессу в металлургии.

С начала 50-х годов и по настоящее время судостроительный профиль вновь стал определяющим. Идет насыщение речных и морских водных путей различными судами с маркой «Красное Сормово».

Сормовичи вносят огромный вклад в укрепление оборонной мощи нашей Родины, начав вновь строить подводные лодки, которые высоко оцениваются специалистами.

Многие технические новшества и достижения отечественной промышленности неразрывно связаны с историей завода:

· первая в России мартеновская печь;

· первый в мире дизель-электроход;

· первые отечественные танки;

· первая установка непрерывной разливки стали;

· первые суда на подводных крыльях;

· первая в России серия высокотехнологичных дноуглубительных судов проекта TSHD 1000.

Все это получило рождение на Сормовском заводе. Многие виды продукции, выпущенной на заводе, являлись уникальными, не имеющие аналогов в стране или не уступающие мировым образцам.

Завод пережил практически «нулевую» конверсию, успешно перешел на рыночные отноше­ния, сохранил производственный, интеллектуальный потенциал и выпускает конкурентоспособную продукцию: сухогрузные теплохо­ды и нефтеналивные танкеры, баржи, дноуглубительные суда и т. д.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.