|
|||
Гуманизм как возможность диалога, предложенного прагматистами ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Прагматизм отличается от романтизма тем, что, принимая всерьез коллизии добра с добром, с подозрением относится к страстным и безоглядным самоотдачам. С точки зрения прагматистов, интеллектуальные и моральные конфликты – это, как правило, коллизии между верованиями, которые были приобретены ради служения какому-то одному доброму делу, с верованиями, возникшими по ходу служения другому доброму делу. И задача (по мнению прагматистов) заключается не в том, чтобы решить, какие из верований верные, а какие – нет, но в том, чтобы договориться, чтобы найти такой компромисс, который позволил бы обеим сторонам достичь хотя бы отчасти те благие цели, к коим они изначально стремились. Нам будет достаточно таких банальных выражений для хвалы или порицания, как, например, «соответствует свидетельствам», «звучит правдоподобно», «скорее полезно, чем вредно», «оскорбляет чувства», «стоит попробовать», «слишком смешно, чтобы принимать это всерьез» и т. д. Прагматисты, которые полагают, что подобных банальностей вполне достаточно, думают также, что никакой вдохновенный поэт или пророк не должен обосновывать полезность своих идей ссылками на какое-либо «иное, чем разум». Пожалуй, лучший способ описать уменьшение интереса к философии среди интеллектуалов – это сказать, что бесконечное теряет свое очарование. Здравый смысл теперь говорит нам, что всё конечно. каждое поколение будет решать одни проблемы, лишь создавая новые; что наши потомки будут воспринимать с недоверчивым презрением многое из содеянного нами и что продвижение человечества к большей свободе и большей справедливости возможно, но не неизбежно.
|
|||
|