Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Методика развития связной речи старших дошкольников



Методика развития связной речи старших дошкольников

Стёпина Ольга Юрьевна

студентка 2 курса специального (дефектологического) образования Абибуллаева Лилия Шевкетовна

преподаватель кафедры специального (дефектологического) образования

ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»

г. Симферополь, Россия

Аннотация. В ходе исследования данной темы было выявлено, что связная речь имеет огромное значение в развитии детей дошкольного возраста, так как она предполагает овладение богатейшим словарным запасом языка, усвоение языковых законов и норм, т. е. овладение грамматическим строем, а также практическое их применение, практическое умение пользоваться усвоенным языковым материалом, а именно умение полно, связно, последовательно и понятно окружающим передать содержание готового текста или самостоятельно составить связный рассказ.

 

Ключевые слова: речь, занятия, общение, дошкольное учреждение, развитие, приемы, методики.

 

Annotation. In the course of research on this topic, it was found that the connection of speech is of great importance for the development of preschool children, since it involves mastering the rich vocabulary of the language, the assimilation of language laws and norms, i. e. mastery of the grammatical system, as well as their practical application, practical ability to use the learned language effect.

 

Keywords: speech, classes, communication, preschool, development, techniques, methods.

 

Ведущими формами работы по развитию связной речи, по мнению

Г. М. Ляминой, выступают:

1. Образовательные ситуации- планируются и организовываютсявоспитателем в любое время в режиме дня; длятся от 3-5 до 10 минут; предполагает участие небольшой подгруппы детей; могут быть реально-практическими и игровыми.

2. Специальные занятия - познавательно-речевые или комплексные

речевые.

3. Ситуации общения - развитие связной речи в процессе организации

режимных моментов.

В дошкольном учреждении развитие связной речи детей осуществляется

в процессе повседневной жизни, так же на занятиях. Развитие связной речи

неотделимо от решения остальных задач речевого развития: обогащение и

активизация словаря, формирование грамматического строя речи, воспитание

звуковой культуры речи. Как считает С. И. Карпова, таким образом, в

процессе словарной работы ребенок накапливает необходимый запас слов,

постепенно овладевает способами выражения в слове определенного

содержания и в конечном итоге приобретает умение выражать свои мысли

наиболее точно и полно.

В. П. Балобанова, А. М. Бородич, С. И. Карпова, О. С. Ушакова выделяют

следующие методы развития связной речи детей старшего дошкольного

возраста:

1. Развивающие монологические: пересказ, рассматривание по картине

(по серии сюжетных картинок, из личного опыта), творческое рассказывание

(по заданной теме, по стихотворению, по сказке, по скороговорке),

составление описательного рассказа, заучивание стихотворений.

2. Развивающие диалогические: беседа, сюжетно-ролевая игра, речевые

игры, индивидуальная работа, интеграция видов деятельности, наблюдения,

экскурсии, игры-драмматизации, игры-инсценировки.

Беседа как метод обучения представляет собой целенаправленный,

заранее подготовленный разговор воспитателя с группой детей на

определенную тему. Беседы бывают: воспроизводящие и обобщающие (это

итоговые занятия, на которых систематизируются имеющиеся знания,

осуществляется анализ ранее накопленных фактов.

Л. И. Разумова рекомендует следующее построение беседы,

-направленной на развитие связной речи: начало (цель вызвать, оживить в памяти детей полученные ранеевпечатления, по возможности образные и эмоциональные. В начале беседыжелательно также сформулировать и тему, цель предстоящего разговора, обосновать важность его, объяснить детям мотивы ее выбора. ).

- основная часть беседы (может быть разделена на микро темы илиэтапы. Каждый этап соответствует существенному, законченному разделутемы, т. е. осуществляется анализ темы по узловым моментам.

-конец беседы краток по времени, подводит к синтезу темы.

С. И. Карпова, Э. П. Короткова, Т. А. Ладыженская, М. Ф. Фомичева

выделяют следующие приемы обучения дошкольников связной речи:

1. Группа приемов, обеспечивающих работу детской мысли,

помогающих строить развернутые суждения: вопрос поискового и

проблемного характера, требующие умозаключений о связи между

объектами.

2. Группа приемов, облегчающих поиск точного слова, запоминание его:

объяснение и рассказ воспитателя, чтение художественных произведений

или отрывков, в т. ч. пословиц, загадок, показ наглядного материала, игровые

приемы (кратковременные словесные игры или упражнения, привлечение

игрового персонажа или создание игровой ситуации,

3. Приемы активизации детей для беседы: предварительная подготовка

(индивидуальный разговор с ребенком, его родителями и т. д.,

дифференциация вопросов и заданий к беседе, неторопливый темп беседы,

правильная методика постановки вопросов группе детей.

По мнению М. М. Алексеевой, А. Н. Гвоздева, Э. П. Коротковой,

О. С. Ушаковой, основными приемами развития связной речи детей старшего

дошкольного возраста являются:

1. Наглядные: показ иллюстраций, картин, объекта; моделирование

(схемы, мнемотехника).

2. Словестные: чтение литературных произведений, речевые

упражнения, речевой образец, вопрос, подсказка, повторное проговаривание,

оценка детской речи, напоминание, объяснение, указание, словесные

поручения.

3. Практические: сюрпризный момент, игровой персонаж, речевые игры,

дидактические с речевым содержанием, сюжетно-ролевые,

театрализованные; эмоциональность педагога.

По мнению В. В. Гербовой, два основных вида связной речи, которым

обучают на занятиях по рассказыванию это диалогическая и

монологическая речь. На занятиях с детьми старшего дошкольного возраста в

качестве средств для развития связной речи быть использованы предметы и

сюжетные дидактические картины. Так же наглядный материал рисунки и

аппликации детей, слайды, фотографии из жизни, в том числе их портреты.

Также средствами развития связной речи дошкольников, отмечает

С. И. Карпова, могут выступать: художественная литература, дидактические и

театрализованные игры, наглядное моделирование, ознакомление с

окружающим миром (наблюдения, экскурсии), сюжетно-ролевые игры,

сюжетное рисование.

Таким образом, методика развития связной речи имеет обширную

структуру и включает в себя: поэтапную работу по обучению детей

рассказыванию на занятиях и в свободной деятельности в соответствии с

возрастными особенностями; учет задач и содержания работы по обучению

детей старшего дошкольного возраста рассказыванию; использование

воспитателем разнообразных методов и приемов обучения, которые

позволяют педагогам совершенствовать и качественно улучшать связную

речь у детей старшего возраста. Средствами развития связной речи

дошкольников могут выступать: предметы, сюжетно-дидактические картины,

рисунки и аппликации детей, художественная литература, дидактические и

театрализованные игры, наглядное моделирование, ознакомление с

окружающим миром (наблюдения, экскурсии), сюжетно-ролевые игры,

сюжетное рисование.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.