Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Служение. Питание. Сикхизм сегодня



 

1) Исторические условия формирования учения сикхов.

Сикхизм, вобравший многие черты как бхакти, так и суфизма. Оформилось оно в Пенджабе - так называется область, по которой протекают пять великих притоков Инда: Джелам, Чинаб, Рави, Биас и Сатледж; и это произошло не случайно. Пенджабу в истории Индии издавна отводилась особая роль: эта территория, находящаяся на стыке Южной Азии и Среднего Востока, в силу своего географического положения постоянно подвергалась бесчисленным вторжениям и нашествиям. Чужеземцы не могли проникнуть в Индию с севера и северо-востока, где неприступной стеной возвышались великие Гималаи, а с востока дорогу преграждали гряды не таких высоких, но тоже труднопроходимых гор. Индийский океан, омывающий Индию с юга, юго-зaпадa и юго-востока, также оставлял мало надежд завоевателям. Немногие решались пересекать раскалённую пустыню Тар на западе. Желающим попасть в страну сказочных богатств оставался единственный путь - через северо-западный «угол» Индии, северную часть равнины великого Инда, образованную его притоками. Поэтому и люди, которые жили здесь, были особенными. Они умели обращаться с оружием; когда возникала нужда, сражались с врагами и побеждали их, а после расправы с очередными захватчиками вновь становились крестьянами, мирно трудясь на своих полях. В конце II - начале I тыс. до н. э. с северо-запада в Индию пришли арии. Жители Пенджаба первыми по-знакомились также с саками, кушанами и другими выходцами из стран Ближнего и Среднего Востока. Позднее через Пенджаб проходили жестокие эфталиты (белые гунны). С VII в. н. э. началось проникновение мусульман в Южную Азию, и Пенджаб вновь выступил в роли своеобразного «буфера», теперь уже между двумя крупнейшими религиями Востока - индуизмом и исламом. Именно эта область Индии первой приобщилась не только к ортодоксальному исламу, но и ко многим его «ересям». К середине XV в. Пенджаб представлял собой бур-лящий котёл идей, в разные времена принесённых сюда различными людьми. Вот на этом фоне и возника-ет здесь новое религиозное течение. Основы его были заложены челове-ком по имени Гуру Нанак. Последователи Гуру Нанака стали называть себя сикхами - «учениками», а религия, основанная им, получила название «сикхизм».

2)Гуру Нанак (1469-1539 гг. ) и его учение.

Гуру НанакДэв родился 15 апреля 1469 года в городе Тальванди, Пакистан. Рос в семье Беди, принадлежащей индуистскому клану Кхатри. От природы наделен незаурядными качествами - острым умом, наблюдательностью и здравым смыслом. В семь лет поступил в деревенскую школу. В дальнейшем прошел обучение в индуистской и мусульманской школах, изучил Веды и Коран.

Когда Нанак подрос, стал избегать общества и стремиться к уединенным размышлениям. Отец, не понимавший его духовного величия, считал, что сын попусту теряет время, и хотел, чтобы тот занялся торговлей. В итоге женился на порядочной девушке и стал отцом семейства. Носил одежды крестьянина и вместе с женой и детьми возделывал землю и торговал зерном.

В один прекрасный день произошло его духовное перерождение. Как-то раз во время обычного омовения в реке Нанак нырнул и не появлялся три дня. В этот период таинственного отсутствия ему было видение Всемогущего Бога, который велел ему оставить все дела и идти проповедовать миру Божественное имя. Когда Нанак вновь появился из воды, оказался уже призванным пророком Божьим - гуру, и с этого мгновения началось его служение Богу.

Бросив дом и торговлю, Нанак вместе с мусульманином по имени Мардана отправился в 1499 году в странствие по Индии. В своих скитаниях по стране, которые продолжались более двадцать лет, обошел все святыни индуистов, мусульман, буддистов, джайнистов, йогов, встречался с людьми различных исповеданий, представителями различных культур и рас. Со всеми вступал в разговоры и всех старался приобщить к своей вере.

Проповедуемое им вероучение, опиравшееся на некоторые догматы ислама и брахманизма, было ярким и цельным. Нанак не признавал поклонения богам и богиням, камням, статуям, идолам, животным, изображениям или гробницам. Говорил, что прославлять следует только Единого Бога, не имеющего форм. Основой всех основ, началом всех начал провозгласил Бога-Создателя, Бога-Абсолюта, Бога-Истину, лишенного каких-либо признаков «очеловеченного божества». Для того чтобы молиться Богу, незачем ходить в храм или мечеть.

Цель человеческой жизни, учил Нанак, состоит не в том, чтобы избежать ада или попасть в рай, но в искании Бога и обретении единства с Ним. Человеческую жизнь рассматривал как возможность достижения этой цели, и если эту возможность упустить, человек возвращается к циклу рождений и воплощается вновь. Положение человека в нынешней жизни предопределено его прошлыми рождениями и прошлыми жизнями. В этом смысле взгляды восходили к традиционному догмату индуизма о карме.

Но в отличие от индуистов Нанак был далек от признания кармы как рока, против которого человек беспомощен. Твердо верил в возможность ее изменения. Бремя наших прошлых грехов, основа кармы, может быть разрушено и разрушается милостью Бога. Средством избавления от кармы гуру объявлял единение с Богом, достигаемое человеком благодаря беспредельной вере и преданности Ему, благодаря полному растворению своего «я» в любви к Всевышнему.

Искренняя вера - вот что заменяет и подвижничество, и служение идолам, и паломничества. Нанак полностью отвергал представления о том, что спасения можно достигнуть при помощи каких-либо постов, ритуалов или Церемоний. Отрицал принципы йоги, умерщвление плоти, покаяние, самоистязание, и аскетизм.

Вместо сложного мусульманского или индуистского ритуала, при котором между человеком и Богом обязательно присутствует посредник в лице брахмана или муллы, Нанак утверждал прямое и необремененное внешней обрядностью общение человека и Бога. Любой человек, вне зависимости от своего вероисповедания, может обратиться к Богу и будет услышан Им. Гуру никогда не предлагал мусульманину или индуисту отречься от своей религии, чтобы стать его учениками.

Нанак с негодованием отвергал учения, согласно которым одни люди, в силу своего высокого общественного положения или богатства, оказываются ближе к Богу, чем другие. Нет, Бог принимает во внимание только личные заслуги, выражающиеся в вере, любви и преданности Ему, в чистоте помыслов и поступков Вера и любовь к Богу делают людей одинаково угодными Господу, а потому они одинаково достойны Его милости. Эта вера так чиста и благородна, что снимает с человека позор рождения в низшей касте, очищает его от прегрешений, возвышает низких и убогих.

Господь Нанака могуч, но не беспощаден, Он велик в своей беспредельной доброте ко всем людям, потому что все в равной мере его творения, вне зависимости от пола, национальности, профессии, касты или вероисповедания. Каждый человек воистину Сын Божий, а различия между людьми создают они сами. В своих проповедях гуру резко выступил против затворничества и неравноправия женщин, против многоженства и самосожжения вдов.

В свое первое путешествие, на которое затратил восемь лет, Нанак обошел всю Южную Индию. В августе 1507 года ненадолго вернулся домой и вновь двинулся в путь - на этот раз на восток. Всюду, куда бы ни приходил, гуру выступал против предрассудков и ложных ритуалов, поклонения кумирам и местным божествам, учил, что следует прославлять только Единого Бога, не имеющего форм. Его проповедь не была бесплодной. Многие с благоговением принимали учение. Уходя из какого-нибудь города, как правило, оставлял там небольшую общину своих последователей сикхов.

Однако главным центром новой религии стал основанный им в 1516 году неподалеку от Пакхоки на берегу реки Рави город Картарпура. Оставив здесь большую общину, Нанак отправился в третье путешествие на север, а потом предпринял четвертое большое путешествие на запад. Считается, что именно тогда посетил священные города мусульман - Мекку и Медину. В 1521 году, когда гуру находился в Эминабаде, этот город взят войсками знаменитого Бабура.

Вернувшись вскоре после этого из своего последнего путешествия, Нанак поселился в Картарпуре. Здесь в окружении многочисленных учеников и последователей, провел свои последние годы. Основные положения религиозной жизни общины сикхов разработаны гуру именно в это время. Нанак учил, что Бог не требует от человека ничего, кроме искренней любви. Никаких самоограничений, превышающих сил обычного человека - не нужно.

Каждый член общины должен сам зарабатывать себе на жизнь и отдавать часть своих средств на содержание бесплатной столовой, которая называлась гуру Калангар. Все посетители - будь то брахман или шудра, царь или простолюдин, мусульманин или индуист - должны сидеть здесь бок о бок и есть одинаковую пищу. Гуру отвергал аскетизм, но проповедовал ахимсу в мыслях, в речи и действиях. Правоверный сикх должен не только не причинять зла кому бы то ни было, но и быть готовым всегда оказать помощь любому страждущему «даже ценой своей жизни».

В 1539 году Нанак провозгласил своим преемником и новым гуру любимого ученика БхаиЛехна и объявил, что скоро умрет. Те из его последователей, которые исповедовали ислам, хотели после смерти учителя похоронить его тело, а те, что исповедовали индуизм, хотели его сжечь. Возник спор. Когда умирающему гуру рассказали об этом и спросили, какого будет его решение, тот ответил: «Пусть индуисты положат цветы с правой стороны моего тела, а мусульмане - с левой. Чьи цветы наутро окажутся свежими, те и могут по праву распорядиться моим телом».

С этими словами Нанак прикрылся покрывалом. На следующее утро покрывало подняли, но тела под ним уже не оказалось. Однако цветы с обоих сторон оказались свежими. Индуисты и мусульмане разрезали покрывало надвое. Первые сожгли свою половину, а вторые - захоронили. Это произошло в Картарпуре 22 сентября 1539 года.

3)10 гуру сикхизма: основные направления деятельности.

Демократичный характер нового учения привлекал к нему много сторонников, сикхская община быстро росла и крепла, но на протяжении всего XVI в. не представляла опасности для Моголов. Сикхи демонстрировали достаточно лояльное отношение к делийским правителям, а те, в особенности Акбар (1542–1605), возведший принцип религиозной терпимости в ранг государственной политики, также пока что не выделяли сикхов из числа прочих подданных. Создавая свою синтетическую религию дин-и шахи (божественная вера), Акбар заимствовал наиболее импонировавшие ему элементы из разных конфессий, и учение о безусловной покорности гуру, взятое им у сикхов, было едва ли не одним из важнейших положений его " новой веры".

Отношение падишаха к сикхским лидерам мало отличалось от его взаимоотношений с представителями других конфессий. Третий гуру АмарДас, имевший немалые земельные владения в Амритсаре, получил от Акбара право на пользование ими в качестве вакфа. Вскоре Амритсар стал главным сикхским центром. 11ри АмарДасе и его преемнике Рам /(асе (1534–1581) там был вырыт священный водоем, и началось строительство Золотого храма (Хармандир ), которое завершил пятый гуру Арджун (1581 – 1606).

К концу XVI в. в сикхской доктрине и практике произошли заметные изменения. Золотой храм стал местом паломничества сикхов – вопреки учению Нанака о том, что для почитания Бога не нужны ни храмы, ни его изображения, ни какие-либо другие материальные предметы культа. По приказу гуру Арджуна была составлена священная книга сикхов АдиГрантх (Изначальная Книга; ее также именуют Гуру Грантх – Книга-Гуру, Грантх Сахиб – Книга-Господин). В нее вошли стихи и гимны первых пяти, а затем и остальных гуру, а также произведения многих других идеологов бхакти и суфизма – Джайядева (XVI в. ), Кабира (1440-1518), Намдева (XV в. ), Шейха Фарада (Фарид-уд-дина Ганджишакара – XIII в. ). Основной текст книги написан на панджаби со вставками на маратхи, раджастхани и других индийских языках. АдиГрантх была помещена на почетное место в Золотой храм, где находится и по сей день.

С течением времени в сикхской общине стало очевидным существенное расслоение ее членов и феодализация верхушки. Гуру Рам Даса именовали сача бадшах (истинный падишах): он обладал богатой казной, в которую поступали добровольные пожертвования, собираемые его гонцами – масандами; в их обязанности также вменялось пропагандировать учение сикхов. При гуру Арджуне эти пожертвования приняли форму обязательных налогов, а масанды превратились в настоящих налогосборщиков. У пятого сикхского гуру были своя гвардия и двор, не уступавшие по пышности и убранству владениям мусульманских правителей; ему принадлежали обширные земли.

При Арджуне заметно усилилась тенденция к обожествлению гуру. В учении Нанака понятие гуру – Божественного Наставника, открывающего ученикам дорогу к спасению, – имело множественное толкование. Иногда под гуру понимался сам Бог; иногда было очевидно различие между Богом и гуру, в роли которого мог выступать также голос Бога, с помощью которого людям открывалась Истина; под гуру понималось и Слово (Шабд) – Божественная Истина. Во второй половине XVI в. эти религиозно-философские трактовки понятия гуру были отодвинуты на второй план, и гуру стал восприниматься сикхами не иначе, как военный и духовный лидер общины. При Арджуне эта должность стала наследственной.

По мере феодализации общинной верхушки и приобретения общиной все более воинственного характера отношения последователей учения Нанака с Моголами начали портиться. Эпизодические вооруженные столкновения с войсками Моголов имели место уже в конце XVI в., а после смерти Акбара взаимоотношения сикхов с Дели стали развиваться по принципу " от плохого к худшему". Шестой гуру ХарГобинд (1605–1638 или 1645), по преданиям, всегда имел при себе два меча – один для защиты сикхской веры, другой – для борьбы с Моголами. У него была многотысячная армия, состоявшая из отдельных отрядов, и численность ее неуклонно росла. Независимое и вызывающее поведение сикхов привело к тому, что но приказу императора Джахангира (1605–1627) ХарГобинд был заточен в крепость, где провел 12 лет. Шах Джахан (1628–1658), стремясь добиться полного подчинения непокорных сикхов, организовал ряд карательных походов против них, но все они закончились неудачей для войск падишаха. Правда, сикхи пока что делали смиренный вид, чтобы не навлекать на себя излишнего гнева центральной власти, и оттачивали в сражениях с могольскими наместниками в Панджабе свое военное мастерство.

Последний из Великих Моголов Аурангзеб (1658–1707), прославившийся своей фанатичностью и беспощадным преследованием иноверцев, люто ненавидел сикхов. К этому времени мощная сикхская община начала предпринимать активные действия, направленные против Дели, и во второй половине XVII – начале XVI11 в. Панджаб оказался охваченным крупнейшим антимогольским движением под знаменем сикхизма. Основное ядро его составляли крестьяне из касты джатов, поддержанные городскими торгово-ремесленными слоями. Во главе движения стояла общинная сикхская верхушка, чаяниям которой теперь отвечало создание собственного государства. Отлично вооруженные войска девятого гуру Тег Бахадура (1664–1675) совершали нападения на могольские отряды, заставляли панджабских богачей-мусульман расставаться с частью своих доходов в пользу сикхов. По приказу Аурангзеба Тег Бахадур был жестоко казнен в Дели вместе с пятью своими соратниками, и это вызвало мощную волну народного протеста.

Расширение социальной базы сикхизма, превращение религиозной идеологии сикхов в воинствующую повстанческую доктрину заставило десятого гуру Гобипда Сингха (1675–1708) ввести ряд существенных изменений в учение Нанака и организацию сикхской общины. В 1699 г. он провозгласил, что отныне высшая духовная и светская власть переходит от гуру к хальсе (буквально – чистые) – собранию вооруженных общинников: " Гуру – это хальса, а хальса – это гуру"; тем самым был положен конец линии живых гуру.

4)Священное писание сикхов Ади-грантх: краткая характеристика

В 1603—1604 гг., построив Золотой Храм Хармандир (Храм Божий) в Амритсаре, центральное место сикхского богослужения, гуру Арджун занялся составлением сикхского священного писания. Поэт БхаиГурдас записал его текст. При работе над Книгой были учтены все имевшиеся записи стихов и проповедей предыдущих гуру. Сын гуру АмарДаса Баба Мохан передал лично Арджуну две тетради записей своего отца - потхи. К гимнам первых трех гуру Арджун добавил гимны своего отца и свои собственные. В сикхское священное писание были включены так­же избранные стихи индийских бхактов и мистиков, как индусов, так и мусульман. Получилось около семи тысяч стихов. Сикхская традиция гласит, что практически сразу после составления Книги был из­готовлен ее второй экземпляр. Гуру Арджун передал АдиГрантх сикху БхаиБано, чтобы отвез ее пере­плести. Тот забрал Книгу с собой в Лахор и по пути снял копию текста. Она называется «копия БхаиБано и до сих пор хранится в семье потомков гуру Арджуна в Картарпуре.
Гуру Арджун предложил хранить Ади Гранта в Золотом Храме Хармандире в Амритсаре. Книга бы­ла с чрезвычайно почтительной церемонией освяще­ния помещена на алтарь внутреннего святилища хра­ма 16 августа 1604 г.

При этом, как принято у сикхов, Книгу раскрыли наугад, и все стихи оказались благопожелательные. Гуру Арджун распорядился, что днем Книга долж­на оставаться в Харимандире, а на ночь она должна быть перенесена в его личные покои в резиденции гуру. Эта практика сохраняется и по сей день, толь­ко теперь Книга на ночь помещается в Акал Тахт. Баба Буддха, верный сподвижник гуру Арджуна, был назначен первым грантхи, хранителем АдиГрантх. Потом она перешла на попечение БхаиДхирМалла, сына гуру Харгобинда, который отвечал за Книгу при двух следующих сикхских гуру. После смерти восьмого гуру ДхирМалл сам претендовал на трон гуру и отказался передать ее новоизбранно­му гуру ТегхБахадуру. Но скандала не получилось: будучи человеком немстительным, гуру оставил ее по-прежнему на попечении ДхирМалла. Во время военного противостояния гуру Гобинда с Аурангзебом, когда сикхи одну за одной потеряли все свои крепости и владения, Книга, составленная Арджуном, исчезла — это случилось около 1705 г. Некото­рые сикхские ученые считают, что существовала еще одна полная копия АдиГрантх в Дакке, от 1675 г. Обнаруженная в ПатнеАдиГрантх от 1691 г. содер­жала, кроме того, стихи гуру ТегхБахадура. Вооб­ще за всю сикхскую историю существовало около тридцати списков Священной Книги.
Десятый гуру Гобинд Сингх, проводя свои ре­формы, обратил внимание и на священное писание. Предание гласит, что гуру ГобиндСиигх во время своего пребывания в Дамдама Сахиб в течение девяти месяцев в 1706 г. продиктовал по памяти всю АдиГрантхБхаи Мани Сингху. Сикхские теологи допускают, что в этот авторизованный Гобинд Сингхом вариант Книги не вошли некоторые отрывки Книги гуру Арджуна. Вместе с тем в нее вошли со­чинения гуру ТегхБахадура и один вар, небольшая героическая поэма самого гуру Гобинда. Именно эта версия Книги, которую гуру Гобинд провозгласил своим преемником, считается с тех пор каноничес­кой версией священного писания сикхов и, назна­ченная быть Вечным Гуру, называется поэтому Гуру Грантх Сахиб.

Язык текста АдиГрантх преимущественно тот, что использовался во времена каждого из гуру. Сикхские теологи говорят, что Книга написана на «святом языке» сантбхаша, который более всего совпадает с языком панджаби XV—XVI вв. В нем сильно влияние разных диалектов Северной Индии. Сикхи, как и другие жители Панджаба, говорят на панджаби. Панджаби — индоарийский язык, но для него характерно наличие тонов и преобладание пер­сидских и арабских слов, потому что в этих краях в течение нескольких веков персидский был языком высших классов. Лексика священного писания сик­хов содержит санскритские, хинди, персидские, гуджаратские, маратхи слова. Книга записана шрифтом гурмукхи. Этот шрифт разработал второй сикхский гуру Ангад на основе имевших хождение письмен­ностей Северной Индии, специально для записи священных стихов гуру Нанака и в знак особости сикхской традиции, для ее отличия от индуистской. Текст Книги начинается с графического знака -цифры «1». Это символ Имени Бога. Далее в Книге цифра «1» в этом значении встречается много раз. К Богу по всему тексту обращаются на «Ты», что также подчеркивает Его единственное число. Очень интересно то, что текст в Книге записан сплошными строчками, без перерывов между словами - так, как это принято в санскрите. Как известно, на санскрите записаны священные книги индуизма - Веды, кото­рые сикхские вероучители отказывались принимать во внимание. Но вот при записи своего священного писания они применили тот же прием записывания святых слов, хотя в языке панджаби это не практи­куется. Книга составлена явно не для профанов. Со­временные, не живущие в Индии сикхские читатели Книги и особенно западные толкователи текстов сикхского священного писания от этого обстоятель­ства порой приходят в отчаяние — настолько непро­сто этот уникальный литературный памятник подда­ется самостоятельному чтению и пониманию.

С тем обстоятельством, что АдиГрантх рассмат­ривается сикхами как живое слово гуру и даже как воплощение всех гуру, связано убеждение, что Кни­гу в ее полном виде нельзя переводить на другой язык (даже на современный панджаби, не говоря уже об английском или ином языке). Слово гуру должно звучать так, как оно было произнесено. Кро­ме того, перевод Книги на другой язык запрещено издавать отдельным томом. Сикхские теологи опа­саются, что полная переводная версия может заме­нить канонический вариант АдиГрантх в сикхском богослужении, и поэтому даже сделанные с научной целью полные переводы Книги встречали и встре­чают заметное противодействие со стороны сикх­ских авторитетных людей и руководителей общины. Отдельные части АдиГрантх комментируются и пе­реводятся широко, но при этом цитаты далеко не всегда оформляются сносками, а составляются в стиле индийского традиционного обучения: «как сказал учитель такой-то» <... >.

В АдиГрантх представлены сочинения первых пяти гуру, девятого гуру, одно сочинение десятого гypу, стихи и гимны пятнадцати поэтов традиции бхакти, среди которых - Джаи Дев. Нам Дев, Три-лочанПармананд, Садхна, Рамананд. Бени. Дхауна, Пипа. Саина, Кабир, Равидас, Фарид, Сурдас, Бхик-хан, а также произведения некоторых других авто­ров. Поэтому сикхи говорят, что в Книге содержится «речь гуру» гурбани и «речь бхактов» бхагатбани. Гимны, прославляющие единого Бога, провозгла­шающие равенство всех людей, отрицающие пред­рассудки, суеверия и касту, были включены сикх­скими гуру в Грантх независимо от их авторства.

ГрантхСахаб содержит 3384 гимна. В них 15 575 строф, из которых 2949 (967 гимнов) написа­ны первым гуру, 57 вторым, 2522 третьим, 1730 чет­вертым, 6204 пятым, 196 девятым. В части поэзии бхактов больше всего гимнов принадлежит Кабиру - 466.

Гимны АдиГрантх предназначены для речита­тивного исполнения в музыкальном сопровождении и поэтому расположены в соответствии с рагами — эталонными формами классической индийской му­зыки, о которых известно, что они создают опреде­ленный духовный настрой и вызывают в воображе­нии слушателя тот или иной образ, почему и ис­пользуются в ритуалах. Классическая Рагамала содержит 84 рога и рагини, сикхские гуру использо­вали только 31. Гимны расположены в особом по­рядке, причем учитываются стихотворный размер гимна, его авторство и музыкальный ключ.

Каноническое издание. АдиГрантх записывается всегда на 1430 страницах в таком порядке: Джапджи /strong> с. 1—7; сопровождаемые музыкой гим­ны с. 8-1351; санскритские шлоки с. 1352—1359; гат-ха с. 1359-1361; фунхе с. 1361-1362;

чауболе с. 1363-1364;

шлокиКабира и Фарида с. 1364-1384;

свая разных гуру и бхактов с. 1384-1408;

шлоки гуру с. 1409—1428;

рагамала, индекс музыкальных разме­ров с. 1429-1430.

Вся Книга состоит из поэзии чисто духовного со­держания. Сикхские гуру адаптировали классиче­ские формы санскритской поэзии, такие как шлока, для простых людей, а также сочиняли популярные в народе поэтические произведения, как, например, хвалебные песни и героические баллады вар. Собра­ние гимнов Джапджи и Асади вар гуру Нанака, Ананд гуру АмарДаса, Сукхмани гуру Арджуна счи­таются классическими произведениями панджаб­ской литературы. Написанный гуру Гобинд Сингхом на панджабском диалекте лехндиЧанди-ди вар со­держит описание истории войны между богами во главе с Дургой и асурами. История заимствована из МаркандеяПураны. Целью написания этой поэмы было вдохновить сикхов на храбрость и героизм. В Книге нет описаний событий сикхской истории. Есть только один гимн четвертого гуру о паломни­честве третьего гуру АмарДаса к святым местам с миссионерской целью. Дата этого путешествия была вычислена по астрономическим сведениям из АдиГрантх.

АдиГрантх — центральный культовый объект сикхской религии и главный объект почитания. На почитании АдиГрантх и озвучивании ее текстов сложился сикхский ритуал в его содержательной основе.

В каждом сикхском храме, в самом его центре, на возвышении, под красивым балдахином, помеща­ется экземпляр АдиГрантх. Кто-нибудь сидит перед Книгой и читает ее, чтобы Слово гуру звучало в храме. При всех обрядах и церемониях Книга яв­ляется непременным участником — как живой гуру и как книга гимнов, которые читаются нараспев. Та­кое чтение, в сущности, и является главным содер­жательным моментом сикхского ритуала. В храме АдиГрантх лежит в открытом виде; дома ее хранят в отдельной комнатке или на возвышении типа ал­таря. Книга заворачивается на ночь в чистую ткань хорошего качества, чаще шелковую. Когда происхо­дит чтение Книги, то читающий или кто-нибудь сто­ящий рядом обязательно покачивает над нею опаха­ло, как это принято делать в Индии для уважаемого человека. Перед тем как подойти к Книге, сикх со­вершает омовение, полощет рот, надевает чистые одежды, снимает обувь и покрывает голову так, как если бы он приближался к гуру. Некоторые особен­но важные гимны и молитвы читают каждый день, в определенное время или при необходимости. Кни­гу читают из разных мест или те гимны, которые особенно подходят к случаю. Это называется гурбаникиртан. Особый сикхский обычай состоит в пол­ном прочитывании Книги. Когда Книгу читают це­ликом, не останавливаясь ни на минуту, сменяющие друг друга исполнители, это занимает два дня и две ночи (около 48 часов) и называется акхапдпатх (бук­вально: «безостановочный путь»). Сплошное чтение текста, прерываемое только на ночь, садхаранпатх («полный путь»), занимает семь дней и более и ино­гда называется саптапатх (буквально: «недельный путь»). Оба вида прочитывания всей Книги прово­дятся и в храме, и в частных домах - как особые ритуалы. Книгу не только читают. У сикхов приня­то открывать ее наугад и узнавать совет гуру по то му, на каком месте откроется Книга.

5)Ритуалы и символика в сикхской общине.

Предрассветная совместная молитва в храме является одной из самых святых сикхских традиций. Общей молитвой в храме сикхи приветствуют наступление нового дня, благодарят Бога за спокойно проведенную ночь и испрашивают Его благословения на дневные дела. Такая утренняя молитва называется киртан (буквально: «прославление»). Во время нее исполняются начальные страницы Книги АдиГрантх. Это Мул Мантра (буквально: «корневая мантра»), которая открывает Книгу. Собрание из 26 гимнов гуру НанакаДжапджи, расположенное вслед за «Мул Мантрой», содержит сикхский символ веры и исполняется каждый день. После этого распределяется карах прасад. Обязательная для всех ежедневная храмовая молитва на этом завершается, и дальнейшее храмовое расписание зависит от многих обстоятельств. Обычно стараются, чтобы в храме было проведено за день пять полных молитвенных служб (число 5 в сикхизме священно). В течение дня в любом случае обязательно исполняются определенные части АдиГрантх. Поэма Аса-ди Вар гуру Нанака, Ананд Сахиб, сочинение гуру АмарДаса, или Сукхмани, написанная гуру Арджуном, исполняются чаще всего. По окончании чтения этих молитв также распределяется карах прасад. В течение дня, после обязательных молитв, почти всегда проводится ардас. Этот вид совместного моления сикхской общины, содержащий элементы проповеди, проводится во всех сколько-нибудь значимых случаях в жизни общины или отдельного ее представителя. Во многих случаях проведение ардаса по просьбе сикха или его семьи отмечает важные моменты и переходные точки жизненного пути человека. Ардас совершается перед началом путешествия, перед всяким важным делом, перед вселением в новый дом. Ардас всегда проводится во время ритуалов жизненного цикла. Для участия в молении ардас сикхи собираются в храме или на дому у того, по чьей просьбе оно проводится. Собравшихся должно быть не менее пяти человек, как это вообще принято в сикхизме, и обязательно действо проводится в присутствии Гуру Грантх. Молитвенный ритуал ардас принят в хальсе со времен гуру Гобинд Сингха и имеет четкую структуру. Все присутствующие принимают активное участие в молитве, часто восклицая знаменитую сикхскую формулу: «Да пребудет хальса Великого Гуру, да пребудет слава Великого Гуру». В первой части молитвы произносится несколько стихов из Книги, в которых упоминаются Бог и все десять гуру. Во второй части моления сикхи вспоминают свою героическую историю и говорят о том, как община прошла через испытания. Они призывают помнить о прошлых испытаниях и победах Пантха, а также о святых мучениках сикхской религии, о «тех верных членах хальсы, кто был обезглавлен за веру, четвертован, скальпирован, колесован, распилен на куски; кто принес свои жизни в жертву, защищая святые гурдвары, никогда не отказываясь от своей веры; тех, кто был тверд в своей верности нестриженым волосам истинного сикха; передан им свою милость, о хальса, и призови Бога, говоря Вахигуру». В третьей части моления ардас упоминается повод, по которому оно проводится, и приводятся религиозные формулы и тексты, подходящие к случаю. Заканчивается моление пожеланиями благополучия всей хальсе. Его обычно исполняют в унисон все члены общины. После ардаса карах красил распределяется всем присутствующим. Во время Бхог, завершающей, вечерней части ежедневного чтения, перед общиной сангат исполняются шлоки гуру ТегхБахадураМундавни и Раг Мала, то есть последние четыре страницы Книги. Затем Книга накрывается покрывалом румал. и на сегодня ее оставляют отдыхать. Главная религиозная церемония в жизни сикха, это. без сомнения, церемония посвящения в сикхскую общину, хальсу. Она называется амршпа-саискар или пахул. Посвящение в общину проводится в сикхском храме в присутствии всей общины или в сикхском ломе в присутствии родственников и друзей сразу для многих мальчиком и девочек. достигших юношеского возраста и способных сознательно пойти на этот шаг. Обычно это молодые люди из сикхских семей. Провозглашенная сикхскими гуру возможность вступления в сикхскую общину для представителей любой веры и происхождения теоретически остается в полной силе, но практически теперь не реализуется. Сикхская община сама превратилась в своего рода замкнутую кастовую группу, и для нее также характерны наследственные профессии, браки внутри общины (эндогамия) и культурное своеобразие. В этом проявилось действие социальных механизмов индийского традиционного общества. Более того, в этом обществе закрытость общины воспринимается со стороны других сект и каст как правильная и естественная. Ритуал проводится так, как некогда его совершил десятый гуру Гобинд Сингх (подробнее... > > ), учреждая хальсу. Для проведения ритуала избираются пять особо уважаемых членов общины, которые в память о первых героических посвященных в хальсу сикхах называются Панч Пьяре. Эти пятеро должны иметь при себе все полагающиеся члену хальсы пять символов. Сами принимающие посвящение должны перед этим совершить омовение и надеть чистые одежды. Обряд проводится перед Книгой АдиГрантх. Один из посвящающих рассказывает собравшимся неофитам о принципах хальсы и спрашивает, принимают ли они их. После того как те дали согласие, один из посвящающих начинает читать молитву. Одновременно для церемонии приготовляется в железном сосуде амрита — особый ритуальный напиток, символ бессмертия, которому в обряде посвящения отводится главная роль. Ее готовят пять посвящающих. Они ставят в центр большой железный сосуд с водой, взятой из пруда около Золотого Храма, и сладкими добавками. По очереди они читают молитвы и гимны из АдиГрантх, при этом размешивают воду мечом. (Сикхская традиция гласит, что при первых гуру амрита не приготовлялась и обряд посвящения в сикхи был другим. Тот, кто хотел стать сикхом, пил воду, в которой были омыты ноги гуру, — в знак полного подчинения его воле. ) Когда напиток готов, начинается собственно посвящение. Каждый кандидат вызывается для принятия амриты. Он или она складывает руки в пригоршню, чтобы жидкость не проливалась, и выпивает пять раз полную пригоршню, приговаривая вслед за произносящими молитву Панч Пьяре формулу: «Да пребудет хальса Великого Гуру, да пребудет слава Великого Гуру». Затем ему пять раз брызгают амритой в глаза и лицо, пять раз на голову и волосы. Всякий раз вступающий произносит сикхскую молитвенную формулу. Затем вступающий пьет амриту прямо из сосуда. После этого он читает пять раз молитву «Мул Мантра». Затем Панч Пьяре рассказывают новообращенным о правилах поведения сикха и других важных указаниях сикхских гуру. С этого момента прошедшие обряд считаются принятыми в хальсу. Они получают добавление к имени Сингх («Лев») для мужчин и Каур («Принцесса») для женщин. Новообращенные сикхи получают все права члена общины: они могут отныне посещать все собрания, сикхские святыни и вступать в брак. Обязанности сикха должны отныне исполняться ими неукоснительно. Важнейшие из этих обязанностей — ежедневно совершать молитвы, передавать 1/10 своего дохода на цели общины и носить атрибуты хальсы, «пять К». Главными грехами, которые сикх не должен допускать, считаются: стрижка волос и бритье бороды и усов; употребление мяса, приготовленного по мусульманским правилам; нарушение супружеской верности; употребление табака. В сикхизме предусмотрена возможность повторной инициации для тех, кто по каким-либо причинам (в том числе и по причине совершения греха) выбыл из общины. Такие люди должны сообщить о своей причине Панч Пьяре, выдержать возложенное наказание и после этого могут присоединиться к остальным посвящаемым. Сикхизм прославляет обычную семейную жизнь как фундаментальную основу бытия. Служение Богу в простоте будничных дел, провозглашенное гуру Нанаком, не предполагало совершения особых ритуалов. Но существующую у всех народов традицию сопровождать особыми обрядами узловые, переходные моменты в жизни человека сикхизму изменить не удалось. Третий гуру АмарДас разработал сикхские обряды, знаменующие рождение, церемонию бракосочетания и похоронный ритуал. Наречение имени. При рождении ребенка практически сразу проводится специальный обряд. На кончик кирпана (сикхского кинжала) берется капля меда или сладкой воды, над ним прочитывается молитва «Мул Мантра», и этот освященный мед кладется прямо с кинжала в рот новорожденного. Подобный обряд есть и в индуизме, но освященный молитвами мед кладется в рот ребенку с третьего пальца правой руки. Это символизирует предрекание сладкой жизни явившемуся на свет божий. Когда мать младенца окрепнет настолько, что сможет выходить из дому, она идет с родственниками и друзьями в гурдвару, где будет проведен обряд наречения имени младенцу. Как правило, это бывает, когда ребенку’ всего несколько дней. В присутствии всей общины читается часть Гуру Грантх, выбранная произвольно. Главный содержательный момент обряда состоит в том, что Священная Книга АдиГрантх раскрывается наугад, и первая буква первого слова на раскрытой странице указывает, что именно с этой буквы должно начинаться имя новорожденного. Все члены общины могут предлагать свой вариант имени, а родители выбирают его. Строгих предписаний насчет выбора имени нет: используются индуистские, даже мусульманские и европейские имена, хо-тя есть и излюбленные — имена гуру и других великих людей. Добавление к имени «Сингх» или «Каур», по которым сикхи так известны, они получают в момент посвящения (если таковое имеет место) в хальсу. После того как имя выбрано, читается завершающая молитва «Ананд Сахиб», и всем присутствующим устраивается угощение. Бракосочетание в сикхизме совершается во время церемонии анандкарадж, которая, как считают исследователи, имеет много общего с индуистской. Сахадждхари-сикхи тоже проводят именно такую церемонию бракосочетания. В 1909 г. был принят специальный закон «AnandMarriageAct», который легализовал браки, заключенные по сикхским традициям. В брак не вступают родственники и свойственннки. Первые шаги в организации брака предпринимают родители молодого человека. Сваты жениха приходят в дом невесты, где их должны хорошо; принять, угостить и выслушать. Если предложение принимается, то родственники невесты пересыла-ют жениху со сватами кинжал кирпан и сласти. Все это общение проводится в присутствии АдиГрантх Удобную для всех дату назначают сами родственники. У сикхов нет обычая давать за невестой приданое. Накануне бракосочетания вечером жених с друзьями и родственниками идет к дому невесты или в гурдвару, где невеста уже ждет его, и будущие су-пруги могут познакомиться, если до этого не знали. друг друга. Читаются гимны из АдиГрантх, и потому все расходятся. Сама церемония бракосочетания проводится на рассвете. Сикхская община собирается в гурдваре, где проводятся молитвенные приготовления, приходят музыканты. Бракосочетание проводится перед Книгой АдиГрантх — как в присутствии гуру. Невесту усаживают по левую руку от жениха. Ведущий церемонию уважаемый сикх произносит благословляющие брак молитвенные формулы и читает специальный свадебный гимн Лаван (Лава), который сочинил гуру Рам Дас. Он рассказывает молодым об их новых обязанностях и о том, что брак — это союз для духовного развития и жизненной поддержки, а не для физических наслаждений. После этого невесте дают в руку кончик шарфа ее жениха, и они четыре раза обходят вокруг Священной Книги АдиГрантх, жених впереди, невеста за ним. При этом четырежды читаются свадебные гимны. Это главный момент церемонии. После этого читаются другие гимны и молитвы из АдиГрантх. По окончании церемонии для гостей устраивается угощение — обычно стороной невесты. В тот же день молодая жена может перейти жить в дом мужа. В сикхской традиции нет запрета на замужество вдов. Сикхские гуру порицали индуистский обычай добровольного самосожжения вдовы на погребальном костре мужа, который называется сати. Гуру АмарДас говорил, что настоящая сати — это такая жена, которая умирает от потрясения, узнав о смерти мужа. В случае второго брака или брака со вдовой также проводится церемония анандкарадж. Похоронный обряд. Если это возможно, около постели умирающего собираются родственники и друзья, которые читают молитвы Джап джи или Сукхмани. В момент смерти они произносят молитвенную формулу «Да пребудет хальса Великого Гуру, да пребудет слава Великого Гуру». Плач, рыдания, оплакивание и другие проявления эмоций абсолютно запрещены в сикхизме. Смерть тела, как считается, дает душе возможность соединиться с Богом. Тело обмывается, обряжается и снабжается пятью атрибутами хальсы, и процессия направляется на место кремации, которое бывает устроено на берегу реки или водоема. Сикхи кремируют умерших, и обряды, связанные с этим печальным событием, во многом общие с индуистскими. Читаются гимны из АдиГрантх. В том случае, если кремацию невозможно осуществить, останки предаются воде. Осиротевшая семья, как правило, проводит Патх — сплошное чтение всей Книги АдиГрантх, которое обычно длится семь дней и долее. Период траура длится четыре—десять дней. На десятый день друзья и родственники собираются на молитвы Бхог, то есть чтение последних четырех страниц АдиГрантх; считается, что эти молитвы и гимны особенно важны для души умершего. После этого проводится поминальная трапеза. Сикхизм запрещает совершать поминальные жертвоприношения для предков, которые у индуистов называются шраддха. Также не принято ставить памятники в честь умерших. Сикхи верят в перерождение и бессмертие души.

6)Правила поведения сикхов. Деятельность Комитета по управлению гурдварами.

1. Каждый сикх проходит процедуру Амрит (аналог христианского крещения). Сикхизм могут принять любые люди независимо от национальности, пола и происхождения. Сикхи обязаны сохранять при себе пять предметов (пять К) – кеш (Kesha) (нетронутые волосы, спрятанные под чалму (Keski), Kangsha – гребень, поддерживающий волосы, Kara – стальной браслет, Kachla – нижнее белье, Kirpan – меч или кинжал, спрятанный под одеждой. Это правило обязательно. Меч не должен употребляться для утверждения своей власти, угроз или насилия над другими.

Сикхов особенно много среди военнослужащих и спортсменов. В армии Индии сикхи занимают 20 % всех должностей, составляя при этом менее 2 % населения страны. Они также отличные земледельцы, хорошие инженеры и программисты, и удачливые бизнесмены.

Сикхи неоднородны и разделены на несколько сект, отличающихся образом жизни и питания. Исламское влияние сказалось на сикхизме тем, что большинство направлений сикхизма не придерживается принципа ахимсы, а отсюда и вегетарианства. Особенно это относится к воинственным Ниханчи, которые ходят в ярких желто-синих одеждах, на их тюрбанах красуются чакры – орудия убийства, которыми их обладатели мастерски владеют. Единственный культ, взятый основоположниками сикхизма из индуистских ритуалов и поддерживаемый всеми сикхами, – это почитание коровы. Сикхи Ниханчи также не убивают коров и не употребляют в пищу говядины. В мясоедении сикхов есть одна особенность. У них под запретом поедание мяса животных, убитых не с одного удара, то есть кровопусканием, которое практикуют мусульмане. Очевидно, это одно из следствий отрицания сикхами традиций мусульман, сложившееся исторически: они часто вели вооруженную борьбу против мусульманских завоевателей и правителей.

Вместе с тем индуистское окружение не могло не сказаться на питании сикхов, многие из которых являются лактовегетарианцами; есть и строгие вегетарианцы. Так, строгими вегетарианцами являются члены секты Намдхари и Движения Золотого Храма Йоги Бхаяна. [22] Члены секты Намдхари ходят в белых одеждах; они самые невоинственные среди своих единоверцев. У современных сикхов существует также секта Нирмала, религиозные воззрения которой ближе всего к официальному индуизму, а также секта Удаси, проповедующая аскетизм, отрешенность от мирских дел.

Сикхское учение и Священное Писание сформулировал Гуру Нанак и последующие девять сикхских Учителей. Писание пользуется наивысшим духовным авторитетом и определяет пути и законы всего Учения. Священным Писанием сикхов является книга «АдиГрантх» («Грантх-сахиб»), которую дополняет Сикхский катехизис. И хотя сикхи отвергли институт священнослужителей, необходимость в совершении аскез и сложных ритуалов, у них есть певчие и чтецы священной книги «АдиГрантх», составленной из гимнов во славу Бога, авторами которых были 10 изначальных гуру. Кроме того, службу может проводить всякий, кто обладает хорошей репутацией в сообществе сикхов. Последний гуру объявил, что после его смерти роль вечного гуру перейдет к этой священной книге.

Несмотря на то что сикхи не придают особого значения обрядам и церемониям, они считают их важными для объединения людей между собой и сплочения их друг с другом, для изучения традиции и писания, для помощи себе и другим в развитии в себе любви. Собирающиеся в гурудварах (храмах)[23] сикхи обычно расходятся после того, как каждый верующий получит свою долю Кара прасада (род пирожного, освященного именем гуру), который представляет собой смесь сахара, муки или крупы и масла. Кара прасад раздается также верующим и на главных праздниках сикхов, таких как Байсаки (День рождения хальсы или сикхский Новый год), празднуемый обычно в апреле, и некоторых других. К одному из основных праздников относится также и Гурпураб, который представляет собой целую серию празднеств, связанных с рождением или уходом всех десяти гуру сикхов.

В обобщенном виде кодекс поведения сикхов и правила устройства сикхской общины (хальсы) описаны около 300 лет назад в книге Премсумараг («Путь любви»). Член хальсы должен верить только в Единого Бога и не признавать никаких иных богов и никаких учителей, кроме десяти сикхских гуру. Ему не следует поститься, совершать паломничества к святым местам, верить в предписания астрологов. Отношение к другим религиям должно быть терпимым при ясном осознании превосходства сикхизма как единственной истинной веры. Сикх не должен жить подаяниями и не должен находиться у кого-либо в услужении. Запрещается мелочная торговля в лавке. Лучшим занятием называется совершение крупных торговых сделок. На втором месте стоят земледелие и ремесло. Заработанное рекомендуется разделить на пять частей: первая – от 1/40 до 1/10 отдается гуру, вторая родителям, третья общине, четвертая тратится на собственные нужды, которые конкретизируются как одежда, еда и благовония; пятую часть следует сохранить на «черный день»…

Подробно описывается распорядок дня сикха. Он должен вставать до рассвета, справив большую нужду, вымыть руки… справив малую нужду, три раза вымыть руки («намылив» глиной), потом вымыть ноги ниже колен. Затем следует почистить зубы, прополоскать рот, совершить омовение и тщательно вымыть волосы. При омовении использовать 7 гарви (около 50 л) воды. После омовения предписывается читать молитвы из «АдиГрантха». Есть следует, когда рассветет. Утром – лепешки (роти) и похлебку из бобовых (дал). Днем – опять дал, рис, мясо, фрукты и овощи. Роти второй раз есть не следует. Есть надо только тогда, когда хочется, завершать трапезу немного голодным. Не следует есть часто и в неурочное время. Сикх не должен есть в одиночестве. Если это происходит, у него должно быть немного еды для первого гостя, будь то сикх, хинду или мусульманин. Предпочтительно есть мясо животного, убитого одним ударом, однако если такое мясо недоступно, можно есть и мясо животных, убитых по исламскому обычаю. В доме должно быть специальное место для еды, возле дома – небольшой сад, фонтан, туалет, конюшня.

Со времени создания «Премсумарг» кодекс поведения сикха много раз менялся. Многие наставления, связанные с организацией быта, сейчас мало кому известны и неприменимы, другие могли бы стать объектом критики современной сикхской общины (например, такие, как допустимость браков с мусульманами, рекомендация женщинам закрывать лицо или разрешение есть мясо животных, убитых по мусульманскому обычаю).

Современные сикхи придерживаются правил («Рахит марьяда»), установленных в 1936 г. Комитетом по управлению гурдварами – высшей религиозной организацией сикхов, находящейся в Амритсаре. «Рахит марьяда» дает определение сикха, рекомендации по устройству общины и сикхского храма (гурдвары), описывает обряды жизненного цикла. Строгость соблюдения правил поведения, предписанных «Рахит марьяда», зависит от многих факторов: профессии, уровня образования, семейных традиций, возраста, кастовой принадлежности. В то же время молодое поколение сикхов, так же как и других религий, по мнению одной из индийских газет, все меньше придерживаются религиозных традиций предков.

7)Современное положение сикхов в Индии.

В наше время сикхи продолжают придерживаться ценностей, установленных гуру и утвержденных как руководящие принципы Хелсы. Особым уважением пользуется концепция служения. По всей Индии и по всему миру сикхские лангары позволяют прокормиться многим больным и неимущим. Посредством больниц и других подобных учреждений сикхи помогают страждущим. Сикхи также очень высоко ценят образование, и в их учебных заведениях можно получить как практическую, так и теоретическую подготовку по многим предметам. А в основе всего этого лежит праведная жизнь в быту и моления в гурдваре.

Служение

Служение общине и исполнение грязной работы на благо других — важный элемент сикхского учения. Сикхи по очереди принимают участие в подсобных работах при гурдваре, а также занимаются благотворительной деятельностью на пользу всему обществу, а не только единоверцам.

Питание

Многие сикхи — вегетарианцы, и, хотя им позволено есть мясо, как правило они стараются не употреблять его в пищу, так как считают методы умерщвления животных чрезмерно жестокими. Более того, животных не следует убивать ради прихоти, а только от нужды. Из уважения к индуистским воззрениям говядину едят крайне редко. Сикхская вера не одобряет употребления любых наркотических препаратов (за исключением медицинских), а также табака и алкоголя. Члены Хелсы должны воздерживаться от всего перечисленного.

Сикхизм сегодня

В 1993 году в Индии было примерно 13 миллионов сикхов — 1, 9% населения. Небольшие общины сикхов существуют также в Великобритании, Канаде, США, Малайзии и в Восточной Африке.

Некоторым из индийских сикхов импонирует идея создания независимого сикхского государства (Калистан). В начале восьмидесятых годов XX века Акали Дал, сикхская националистическая партия, потребовала предоставления большей автономии Пенджабу. Это было обещано еще на переговорах, приведших к независимости Индии в 1947 году.

Несмотря на включение сикха Заила Сингха в администрацию президента Индии в 1982 году, воинствующие члены партии продолжали устраивать яростные манифестации. В 1983 году, когда столкновения между сикхами и индуистами охватили весь Пенджаб, федеральная власть ввела в штате прямое правление. К апрелю 1984 года 50 тысяч солдат оккупировали Пенджаб и соседний штат Харьяну. В июне 1984 года индийские войска атаковали Дом Бога (Золотой храм) в Амритсаре, где экстремисты учредили свою штаб-квартиру. Храму был нанесен ущерб, а экстремистов выдворили оттуда. Это разъярило многих сикхов и, как считается, привело к убийству индийского премьер-министра Индиры Ганди одним из ее телохранителей, членом сикхской общины, в том же году.

Это, в свою очередь, привело к ужасным волнениям по всей Индии, направленным против сикхов. Многие были убиты, а еще тысячи лишились крова и работы. С тех пор ситуация стала менее напряженной, но скрытое недовольство и желание большей автономии по-прежнему сильны в сикхских общинах Индии и других стран.

Однако многие сикхи ищут пути, при котором увеличение независимости Пенджаба стало бы частью общего процесса децентрализации правления в Индии, что является воплощением сикхского идеала служения на благо человечества.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.