|
|||
Игрушка. В поисках учителя
Лучшие учителя – это ваши ученики. От них можно многому научиться, если принимать их как своих учителей. Совсем недавно я познакомилась с чудесной книгой “Педагогические притчи”, автор которой – Шалва Амонашвили, педагог, психолог и мудрый человек. Предлагаю познакомиться с этой книгой поближе – через некоторые, наиболее запомнившиеся мне притчи. Для начала – красивая притча о человеке. О человеке, ищущем, о человеке созидающем. Этим человеком может быть каждый из нас. Но что мы ищем? Что созидаем? Что можем подарить миру? По большому счету, самый главный подарок миру от нас – это достойная, гармонично развитая, счастливая, созидательная и чистая личность, которую мы в себе воспитаем! Именно это – в наших руках. На мой взгляд, прежде чем учить и воспитывать ребенка, важно вырасти самим, взрастить в себе все те прекрасные качества (нравственные, интеллектуальные, волевые), которые мы хотели бы видеть у своего ребенка. Ну что ж, от рассуждений – к притчам: Единственная красота Мальчик размечтался перед сном. «Вот скоро стану взрослым, и что я сделаю для людей? – подумал он. – Давай подарю всем жителям Земли что-то самое прекрасное, чего никогда не было и не будет». И начал он перебирать, какую такую Красоту подарить людям. «Построю великолепный Храм». Но сразу передумал: храмов прекрасных очень много. Подумал еще: «Сочиню необыкновенную Песню! » Но опять замешкался: песен тоже много. «Лучше изваяю нерукотворную Скульптуру! » И снова отбросил мысль: скульптур нерукотворных много. И он загрустил. Так и заснул с этой мыслью. И увидел сон. Пришел к нему Мудрец. «Ты хочешь подарить людям нечто самое прекрасное? » – спросил он. «Да, очень хочу! » – с жаром ответил мальчик. «Так подари, чего медлишь? » «Но что? Все уже сотворено! » И начал перечислять: «Хотел построить Храм, но все храмы уже построены…» Мудрец прервал его: «Не хватает одного единственного Храма, который можешь построить только ты… » Игрушкав жизни ребенка – вот ключевое для осознания. Не в жизни взрослого, не в жизни ее продавца или создателя. В жизни ребенка! Маленького, любознательного, познающего с интересом и открытостью, с полным энтузиазмом и безграничной изобретательностью… Игрушка Я не ломаю игрушку, правда, не ломаю! Дайте мне ее обратно! « Клятва учителя », которая достойна стать гимном общения с ребенком! Я — Амонашвили Шалва Александрович, добровольно выбрав профессию Учителя и находя в ней свое призвание, глубоко сознавая свою причастность к сохранению и процветанию жизни на Земле, с полной ответственностью принимая на себя заботу о судьбе Ребёнка, о судьбах детей, клянусь:
Учитель есть соработник у Бога, Его помощник в творении Человека. Если он не будет сажать и поливать с чувством и пониманием глубокой ответственности и с такими же глубокими знаниями и творчеством, — как и в какую почву сажать, как поливать и лелеять, — то зерно духа не получит нужного развития, жизнь и судьба Ребёнка будут искажены, миссия его будет погублена.
В поисках учителя В поиске учителя «Пора моего ангелочка определить в школу», – подумал ангел. Взял он его, и влетели они прямо из открытого окошечка в огромное здание. «Надо выбрать учителя от Сердца и с ангельским терпением, ибо ангелочек мой еще вовсе не ангел, он неугомонный шалун со строптивым характером…» Заглянул он на урок к одному учителю и ужаснулся – тот кричал на ученика и ругал его: – Я бы сбросил тебя, такого бессердечного, с пятого этажа… Вон из класса! «Жестокий… Не от Сердца он…» В другой классной комнате учительница сидела перед учениками, положив ногу на ногу, и любовалась своими ногтями, на каждом из которых умело было нарисовано маленькое сердечко. Но она в то же время зорко следила за учениками, выполнявшими кон- трольную работу, и павлиньим криком пресекала всякую попытку списывания друг у друга. «Ханжа… Не от Сердца она…» В следующем классе ученик записывал на доске предложение, которое диктовал ему учитель: «Самого главного глазами не увидишь – зорко только Сердце». Ученик ошибся и написал «Серце». Учитель разозлился: – Сколько раз тебе объяснять… Дай дневник… Два! Ученик заплакал. «Невежда… Не от Сердца он…» Заглянул ангел в следующий класс – там учитель вел урок математики. – Сосчитайте, сколько раз постучит Сердце в течение суток, если за одну минуту оно стучит 56 раз… Один ученик, не считая, сразу выкрикнул: – 80 640 раз… А в неделю – 564 480 раз… А в месяц… А в год… Дети ахнули. А учитель грубо прервал ученика: – Как ты смеешь выкрикивать с места, да еще без моего разрешения… «Грубиян… Не от Сердца он…» Следующий класс жужжал, как улей: учитель и ученики терпеливо и любовно соби- рали знания, помогая друг другу. Голос и забота учителя сливались в единую музыку и радость познания. «Вот учитель от Сердца и с ангельским терпением… – подумал ангел и сказал своему ангелочку: – Будешь учиться у него. Внимай каждому слову учителя». Улетая из школы, ангел грустно подумал: «Все поминают Сердце, но жить Сердцем не хотят… Нужно вывести всех «сердечных» фигляров, чтобы они не причиняли боль и не калечили сердца своих учеников». Но ангел не знал, как это сделать.
|
|||
|