|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Литература для обучающихся
Паспорт программы
Материально техническое обеспечение
Для организации занятий необходимы следующие условия: Оборудование:
Для организации занятий необходимы следующие условия: - учебный кабинет по лазерной резке и гравировке; - материалы; - инструменты; - наглядные пособия; - методические пособия; - учебные модели. Техническое оснащение: - мультимедийный проектор – 1 шт., - компьютер – 1 шт., - лазерный станок – 1 шт., - ноутбук – 10шт. Инструменты:
Слесарный: - набор отверток, - гаечных ключей, - ножницы по металлу, - зубила, ножовки по металлу, - напильники, - надфили, - плоскогубцы, - круглогубцы, - кусачки. Столярный: - рубанки, - стамески, - молотки, - киянки. Для металлорежущих станков: - сверла, фрезы, - резьбонарезной инструмент, - развертки, накатки, резцы. Измерительный инструмент: - штангенциркули, - микрометры, - нутромеры, - линейки. Разное: - струбцины, - пинцеты, - зажимы, - скальпели, - ножи, - ножницы, - паяльники. Материалы: - древесина (липа), - металлопрокат (лист, утолок, пруток, труба), - стеклоткань, - пенопласт, - полиэтилен, - полистирол, - оргстекло, - фанера, - жесть, - эпоксидная смола, - лаки, краски, - клей ПВА, - грунтовка, - шпаклевка, - проволока медная, латунная, стальная, - припои оловянные и тугоплавкие.
Содержание
Паспорт программы……………………………………………………. ……... 3 Пояснительная записка…………………………………………... ……... 7 Учебный план……………………………………………………........... 12 Календарный учебный график……………………... ……………......... 13 Содержание учебного материала ……………………………. ……...... 14 Методическое обеспечение программы………………………………. 14 Требования техники безопасности в процессе реализации программы…………………………………………………... ………. …. 36 Организация мероприятий с обучающимися и родителями вне учебного плана …………………………............. ………. ……....... 43 Иные методические материалы……………………………………….. 45 Оценочные материалы. Система текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся…………………………... 14 Перечень информационного и материально-технического обеспечения реализации программы………………. ……………... …. 14 Список литературы……………………………………………... ……... 15
Пояснительная записка Направленность программы.
Дополнительная общеразвивающая программа «Лазерные технологии. Резка и гравировка» относится к программам технической направленности и предназначена для реализации на базе учреждений дополнительного образования.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность и отличительная особенность программы. Программа разработана на основе: - Федерального закона от 29. 12. 2012 N 273-ФЗ (ред. от 13. 07. 2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24. 07. 2015), - Распоряжения Правительства РФ от 04. 09. 2014 N 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей», - Распоряжение Правительства РФ от 29. 05. 2015 N 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» - Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. N 41 " Об утверждении СанПиН 2. 4. 4. 3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», - Приказа Минобрнауки России от 26. 06. 2012 N 504 г. Москва «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей», - Приказ Министерства просвещения РФ № 196 от 09. 11. 2018 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». При разработке программы учитывались требования к структуре программ дополнительного образования (письмо МО и НРФ от 11 декабря 2006г. N06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»), методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО " Московский государственный педагогический университет", ФГАУ " Федеральный институт развития образования" и АНО дополнительного профессионального образования " Открытое образование» (письмо МО и НРФ от 18 ноября 2015г. №09-3242 и от 01. 04. 2014 N 09-613. Актуальность Лазерные технологии - совокупность приёмов и способов обработки материалов и изделий с использованием лазерного оборудования. Лазерные технологии активно применяются на предприятиях для резки, гравировки, сварки, сверления отверстий, маркировки и других модификаций поверхностей различных материалов, обеспечивая точность и возможность обработки труднодоступных участков готовых деталей, резку и сверление материалов, вообще не поддающихся механической обработке. С самого момента разработки лазер называли устройством, которое само ищет решаемые задачи. Лазеры нашли применение в самых различных областях — от коррекции зрения до управления транспортными средствами, от космических полётов до термоядерного синтеза. Лазер стал одним из самых значимых изобретений XX века и самым популярным методом бесконтактной обработки материалов, где не требуется использование режущего инструмента. Из школьной программы по физике ученики мало что могут узнать о лазерах, а ведь лазерные технологии сегодня становятся краеугольными в медицине, IT, робототехнике, космонавтике и во множестве других прикладных сфер. Это несоответствие исправит программа «Лазерные технологии. Резка и гравировка». Освоив её, школьники смогут ознакомиться с потенциалом лазеров в современном мире, узнать, как они работают и какое будущее ждет специалистов в области лазерной оптики. Программа «Лазерные технологии. Резка и гравировка» предполагает знакомство с программой LаserWork для управления лазерно-гравировальным станком RJ1060 и работу с графическим редактором CorelDraw, главным предназначением которого является создание и обработка выполненных в формате векторной графики документов. Работа с графикой – одно из самых популярных направлений использования персонального компьютера, причем заниматься этой работой могут не только профессиональные художники и дизайнеры. Новизна данной программы состоит в одновременном изучении как основных теоретических, так и практических аспектов лазерных технологий, что обеспечивает глубокое понимание инженерно-производственного процесса в целом. Во время прохождения программы, обучающиеся получают знания, умения и навыки, которые в дальнейшем позволят им самим планировать и осуществлять трудовую деятельность. Знакомство с современными технологиями стимулируют интерес обучающихся к технологиям конструирования и моделирования. В этом заключается педагогическая целесообразность программы. Отличительной особенностью программы является то, что занятия направлены не только на обучение черчению или освоению работы в графическом редакторе CorelDraw, а на использование этих знаний как инструмента при решении задач различной сложности, и в различных областях деятельности обучающегося. Педагогическая целесообразность образовательной программы заключается в предоставлении возможности обучающимся сформировать компетенции, связанные с процессом выбора будущей профессиональной подготовки и открытии в себе неповторимой индивидуальности.
Цель: формирование комплекса знаний, умений и навыков в области лазерных технологий для обеспечения эффективности процессов проектирования и изготовления изделий. Задачи: Обучающие: - знакомство с программой LаserWork; работой в графическом редакторе CorelDraw; - знакомство с комплексом базовых технологий, применяемых при плоскостном моделировании; - приобретение умений и навыков в области конструирования и инженерного черчения. Развивающие: - развитие творческого потенциала обучающихся, пространственного воображения и изобретательности; - развитие логического и инженерного мышления. Воспитательные: - формирование стремления к получению качественного законченного результата и ответственности за начатое дело; - формирование навыков самостоятельной и коллективной работы; - формирование навыков самоорганизации и планирования времени и ресурсов.
Возраст обучающихся. Программа «Лазерные технологии. Резка и гравировка» рассчитана на детей среднего и старшего школьного возраста - 10 – 17 лет.
Сроки реализации. Продолжительность образовательного процесса два года.
Формы и режим занятий. Программа предусматривает для стартового уровня одно занятие в неделю по 45 минут и для базового уровня два занятия 90 мин. Максимальная наполняемость группы 10 человек.
Занятия проводятся в практической и теоретической форме. Программа обучения построена по принципу от «простого к сложному», углубления теоретических знаний и практических умений на каждом последующем этапе обучения. На каждом занятии органически сочетается изучение нового и повторение пройденного материала.
Формы индивидуализации обучения: индивидуализированные творческие задания, индивидуальное обучение, программированные, индивидуальные консультации и собеседования, самостоятельная учебная работа, в том числе домашняя, оказание индивидуальной помощи обучающимся, групповое выполнение заданий.
Виды самостоятельных заданий: 1) Учебные задания, опосредующие учебную информацию. В них соответствующая информация дана непосредственно или же задание указывает на источник, откуда можно получить необходимую информацию. Этот вид задания заменяет устное изложение педагогом и предназначен в основном для первоначального восприятия учебного материала. 2) Учебные задания, направляющие работу обучающегося с учебным материалом. Эти задания ориентируют ребенка на осмысление и систематизацию, а также на самоконтроль, наводят на сравнение, выводы, обобщения. Важное преимущество самостоятельной работы перед другими формами индивидуализации обучения состоит в том, что в ней совмещаются возможность самого обучающегося определять темп и стиль образовательной деятельности и возможность контроля за процессом обучения со стороны педагога. Самостоятельная работа активизирует обучающихся. Даже пассивные ребята должны выполнить задания сами, не дожидаясь пока кто-то другой его выполнит, как это происходит при фронтальной работе. Методы и приемы при реализации программы: - Инструктажи, беседы, разъяснения; - Наглядные фото и видеоматериалы по лазерной резке; - Практическая работа с программами, лазерным комплексом; - Инновационные методы (поисково-исследовательский, проектный, игровой); - Решение технических задач, проектная работа; - Познавательные задачи, учебные дискуссии, создание ситуации новизны, ситуации гарантированного успеха и т. д.; - Метод стимулирования (участие в конкурсах, поощрение, персональная выставка работ). Ожидаемый результат при реализации программы и способы их проверки В результате освоения данной Программы обучающиеся: - научатся читать несложные чертежи; обращаться с измерительными инструментами (линейка, штангенциркуль, транспортир) и проводить обмер детали. - получат знания об основных типах соединений в изделиях, собираемых из плоских деталей. - научатся работать с одной из распространенных векторных графических программ - познакомятся с приемами создания объемных конструкций из плоских деталей - освоят экспорт эскизов или граней деталей в плоском векторном формате, пригодном для лазерной резки (. DXF), технологию лазерной резки - освоят программу управления лазерным станком (LаserWork), - научаться оптимально размещать детали на рабочем столе, понимать смысл основных параметров резания и настраивать их для определенного материала. - овладеют основными операциями с лазерным станком (размещение заготовки, регулировка фокусного расстояния, запуск задания на резку, аварийный останов при ошибках, безопасное удаление готового изделия и т. п. ) - научаться работать с ручным инструментом, проводить пост-обработку и подгонку изготовленных деталей, собирать изготовленную конструкцию. В идеальной модели у учащихся будет воспитана потребность в творческой деятельности в целом и к техническому творчеству в частности, а также сформирована зона личных научных интересов. Результат выполнения проверочных работ, текущих работ и зачетных проектных заданий оценивается по 5-балльной шкале: 0 - работа не выполнялась; 1 плохо – работа выполнена не полностью, с большими недочетами, теоретический материал не освоен; 2 удовлетворительно – работа выполнена не полностью, с недочетами, теоретический материал освоен частично; 3 хорошо –работа выполнена полностью, с небольшими недочетами, теоретический материал практически освоен; 4 очень хорошо – работа выполнена в полном соответствии с образцом в указанное время с обращением за помощью к педагогу; 5 отлично – работа выполнена в полном соответствии с образцом в указанное время без помощи педагога. Итоговый суммарный балл учащегося складывается из баллов: • за выполнение текущих работ, • за выполнение зачетных проектных заданий, Итоговая оценка учащегося по Программе (% от максимально возможного итогового балла) отражает результаты учебной работы в течение всего года: 100-70% – высокий уровень освоения программы 69-50% – средний уровень освоения программы 49-30%– низкий уровень освоения программы
Задачи: Обучающие: - знакомство с программой LаserWork; работой в графическом редакторе CorelDraw; - знакомство с комплексом базовых технологий, применяемых при плоскостном моделировании; - приобретение умений и навыков в области конструирования и инженерного черчения. Развивающие: - развитие творческого потенциала обучающихся, пространственного воображения и изобретательности; - развитие логического и инженерного мышления. Воспитательные: - формирование стремления к получению качественного законченного результата и ответственности за начатое дело; - формирование навыков самостоятельной и коллективной работы; - формирование навыков самоорганизации и планирования времени и ресурсов.
Формы проведения занятий Основной метод практической работы - фронтальный: все обучающиеся выполняют одинаковые задания, руководитель излагает теоретический материал и дает пояснения одновременно всем членам объединения. Изготавливаемые модели должны быть посильны. Уделено внимание тому, чтобы младшие школьники правильно употребляли технические термины и использовали в работе доступную им техническую документацию. Программа предусматривает использование фронтальной, индивидуальной и групповой форм учебной работы обучающихся. В период временной нетрудоспособности обучающихся или педагога, карантина, неблагоприятных погодных условий и других причин, препятствующих проведению аудиторных занятий, программа предусматривает использование дистанционных образовательных технологий и самостоятельную работу обучающихся. Методы обучения Активные, интерактивные и продуктивные. Методы и приёмы технологии развития критического мышления: кластер, Инсерт, Корзина идей, Бортовой журнал и др.; игровые методы; метод «думательных шляп», «мозговой штурм» и др.
Формы индивидуализации обучения: индивидуализированные творческие задания, индивидуальное обучение, программированные, индивидуальные консультации и собеседования, самостоятельная учебная работа, в том числе домашняя, оказание индивидуальной помощи обучающимся, групповое выполнение заданий.
Виды самостоятельных заданий: 1) Учебные задания, опосредующие учебную информацию. В них соответствующая информация дана непосредственно или же задание указывает на источник, откуда можно получить необходимую информацию. Этот вид задания заменяет устное изложение педагогом и предназначен в основном для первоначального восприятия учебного материала. 2) Учебные задания, направляющие работу обучающегося с учебным материалом. Эти задания ориентируют ребенка на осмысление и систематизацию, а также на самоконтроль, наводят на сравнение, выводы, обобщения. Важное преимущество самостоятельной работы перед другими формами индивидуализации обучения состоит в том, что в ней совмещаются возможность самого обучающегося определять темп и стиль образовательной деятельности и возможность контроля за процессом обучения со стороны педагога. Самостоятельная работа активизирует обучающихся. Даже пассивные ребята должны выполнить задания сами, не дожидаясь пока кто-то другой его выполнит, как это происходит при фронтальной работе. Формы подведения итогов реализации программы Контроль стандарта дополнительного технического образования осуществляется по следующим параметрам: - степень самостоятельности обучающихся при выполнении технологических операций; - качество выполняемых работ; - качество итогового продукта деятельности.
Учебный план
Календарный учебный график
Календарный план спортивно-массовых мероприятий на 2019-2020 год по ракетомодельному спорту.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ Родительские собрания. Индивидуальные консультации. Привлечение родителей к работе в объединении Участие в соревнованиях. Встречи с интересными людьми.
4. Содержание учебного материала
Программа «Лазерные технологии» содержит два уровня обучения стартовый и базовый, каждый из которых содержит теоретические и практические занятия, которые отличаются по объему и характеру информации. Теоретическая часть охватывает всю область знаний, необходимых обучающемуся для овладения основными приемами работы проходить. Программа позволяет более вариативно организовать образовательный процесс, учитывать заинтересованность обучающихся в том или ином виде деятельности, разный уровень развития и разную степень освоенности содержания детьми.
Учебно-тематический план
«Лазерные технологии. Резка и гравировка» Стартовый уровень
Содержательная характеристика модуля
Вводное занятие. Теория (1ч). Цели, задачи программы. Актуальность. Инструктаж по технике безопасности. УЭ 1. Интерфейс системы Corel DRAW Graphics Suite. (1ч). Теория (1ч). Выделение и преобразование объектов в Corel DRAW. УЭ 2. Материалы для лазерной резки и гравировки (1ч) Теория (1ч). Виды моделей. Материалы. Инструменты. Практика (1ч). Выбор модели. Подбор материалов и инструмента. УЭ 3. Подготовка файлов в Corel DRAW для лазерной резки и гравировки на лазерном станке (8ч). Теория (1ч). Подготовка макета для загрузки в лазерный станок Практика (7ч). Создание макета для лазерной гравировки. УЭ 4. Ориентировочные параметры лазерной резки и гравировки (6ч) Теория (1ч). Настройка шага гравировки в переводе на DPI Практика (5ч). Резка. Гравировка. УЭ5. Фокусное расстояние и линзы Теория(1ч). Глубина фокуса, диаметр фокусного пятна, материалы линз Практика(5ч). Глубина фокуса, диаметр фокусного пятна, материалы линз. УЭ 6. Технология проектирования изделий. Теория (1ч). Особенности современного проектирования. Ресурсное обеспечение
Общая продолжительность модуля - 36 часов. Теоретические занятия – 6 часов. Практические занятия – 30 часов. Техническое обеспечение – ноутбук; мультимедийный проектор; наглядные пособия. Аудиторный фонд – обучающиеся объединения «Лазерные технологии. Резка и гравировка».
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Базовый уровень МОДУЛЬ «Лазерные технологии. Проектирование».
Содержательная характеристика модуля
Вводное занятие. Теория (2ч). Цели и задачи работы в объединении. Безопасность труда. Материальная база УЭ 1 Интерфейс системы Corel DRAW Graphics Suite. (8ч). Теория (1ч). Выделение и преобразование объектов в Corel DRAW. Практика (7ч). Обрисовка вектором в Corel DRAW. Работа с узлами (типы узлов, назначение). УЭ 2. Материалы для лазерной резки и гравировки (4ч). Теория (1ч). Материалы для лазерной резки и гравировки Практика (3ч). Технология лазерной резки и гравировки. УЭ 3 Подготовка файлов в Corel DRAW для лазерной резки и гравировки на лазерном станке (8ч). Теория (1ч). Подготовка макета для загрузки в лазерный станок. Практика Подготовка макета для загрузки в лазерный станок (3ч). УЭ 4. Ориентировочные параметры лазерной резки и гравировки (6ч). Теория. Параметры лазерной резки и гравировки. (2ч). Практика (4ч). Резка. Гравировка. УЭ 5. Фокусное расстояние и линзы (4ч). Теория Глубина фокуса, диаметр фокусного пятна, материалы линз (1ч). Практика Фокусирующая линза и фокусное расстояние (3ч). УЭ 6. Технология проектирования изделий (16ч). Теория Особенности современного проектирования. Законы художественного конструирования (2ч). Практика Дизайн проект. Выбор объекта проектирования (14ч). Итоговое занятие (2ч) Подведение итогов работы объединения за год. Ресурсное обеспечение Общая продолжительность модуля – 72 часа. Теоретические занятия – 16 часов. Практические занятия – 56 часов. Техническое обеспечение – ноутбук; мультимедийный проектор; станочное оборудование, наглядные пособия. Аудиторный фонд – обучающиеся объединения «Лазерные технологии. Проектирование».
Требования техники безопасности в процессе реализации программы
В процессе реализации программы используется оборудование повышенной опасности: ........ Оборудование должно удовлетворять следующим требованиям: Основной осмотр оборудования на предмет безопасности проводится один раз в год комиссионно, с оформлением соответствующего акта. Функциональный осмотр оборудования на предмет исправности, устойчивости, износа проводится один раз в квартал педагогами, использующими в работе данное оборудование. Визуальный осмотр оборудования на предмет видимых нарушений, очевидных неисправностей проводит педагог перед каждым занятием. Инструктаж по технике безопасности обучающихся проводит руководитель объединения не реже двух раз в год – в сентябре (вводный) и в январе (повторный). Для обучающихся, пропустивших инструктаж по уважительной причине, - в день выхода на занятия; для обучающихся, поступивших в течение учебного года – в первый день их занятий. Этот инструктаж включает в себя: информацию о режиме занятий, правилах поведения, обучающихся во время занятий, во время перерывов в помещениях, на территории учреждения, инструктаж по пожарной безопасности, по электробезопасности, правила поведения в случае возникновения чрезвычайной ситуации, по правилам дорожно-транспортной безопасности, безопасному маршруту в учреждение и т. д. (Инструкция 1). Непосредственно перед каждым занятием по дисциплине……проводится промежуточный инструктаж в соответствии с инструкцией 2, который напоминает обучающимся о безопасном поведении на занятиях; по дисциплине…. Кроме этого, в процессе реализации программы проводятся следующие целевые инструктажи: по поведению во время организованных выездов (инструкция 3), при участии в массовых мероприятиях (инструкция 4), при проведении спортивных соревнований (инст), при работе на… (инструкция 3), при работе в… (инструкция 4) и т. д. Инструкция 1 Инструкция по технике безопасности для обучающихся МАУ ДО «ЦТДТ» Общие правила поведения для обучающихся устанавливают нормы поведения в здании и на территории учреждения. Обучающиеся должны бережно относиться к имуществу, уважать честь и достоинство других обучающихся и работников Дворца и выполнять правила внутреннего распорядка: соблюдать расписание занятий, не опаздывать и не пропускать занятия без уважительной причины. В случае пропуска предупредить педагога; приходить в опрятной одежде, предназначенной для занятий, иметь сменную обувь; соблюдать чистоту в помещении и на территории вокруг него; беречь здание учреждения, оборудование и имущество; экономно расходовать электроэнергию и воду; соблюдать порядок и чистоту в раздевалке, туалете и других помещениях; принимать участие в коллективных творческих делах; уделять должное внимание своему здоровью и здоровью окружающих. Всем обучающимся, находящимся в учреждении, ЗАПРЕЩАЕТСЯ: использовать в речи нецензурную брань; наносить моральный и физический вред другим обучающимся; бегать вблизи оконных проемов и др. местах, не предназначенных для игр; играть в азартные игры (карты, лото и т. д. ); приходить в нетрезвом состоянии, а также в состоянии наркотического или токсического опьянения. Курить , приносить и распивать спиртные напитки (в том числе пиво), употреблять наркотические вещества входить в здание с большими сумками (предметами), с велосипедами, колясками, санками и т. п., а также в одежде, которая может испачкать одежду других посетителей, мебель и оборудование; приносить огнестрельное оружие, колющие, режущие и легко бьющиеся предметы, отравляющие, токсичные, ядовитые вещества и жидкости, бытовые газовые баллоны; пользоваться открытым огнём, пиротехническими устройствами (фейерверками, бенгальским огнём, петардами и т. п. ); самовольно проникать в служебные и производственные помещен; наносить ущерб помещениям и оборудованию; наносить любые надписи в зале, фойе, туалетах и других помещениях; складировать верхнюю одежду на стульях в вестибюлях 1-го и 2-го этажей; выносить имущество, оборудование и другие материальные ценности из помещений; находиться в здании Дворца в выходные и праздничные дни (в случае отсутствия плановых мероприятий, занятий). Требования безопасности перед началом и во время занятий Находиться в помещении только в присутствии педагога; соблюдать порядок и дисциплину во время занятий; не включать самостоятельно приборы и иные технические средства обучения; поддерживать чистоту и порядок на рабочем месте; при работе с острыми, режущими инструментами надо соблюдать инструкции по технике безопасности; размещать приборы, материалы, оборудование на своем рабочем месте таким образом, чтобы исключить их падение или опрокидывание; при обнаружении каких-либо неисправностей в состоянии используемой техники, прекратить работу и поставить в известность педагога; Правила поведения во время перерыва между занятиями Обучающиеся обязаны использовать время перерыва для отдыха. Во время перерывов (перемен) обучающимся запрещается шуметь, мешать отдыхать другим, бегать по лестницам, вблизи оконных проёмов и в других местах, не приспособленных для игр; - толкать друг друга, бросаться предметами и применять физическую силу для решения любого рода проблем; - употреблять непристойные выражения и жесты в адрес любых лиц, запугивать, заниматься вымогательством. - производить любые действия, влекущие опасные последствия для окружающих Во время перемен обучающимся не разрешается выходить из учреждения без разрешения педагога (тренера-преподавателя). На территории образовательного учреждения Запрещается курить и распивать спиртные напитки в учреждении и на его территории. Запрещается пользоваться осветительными и нагревательными приборами с открытым пламенем и спиралью. Правила поведения для обучающихся во время массовых мероприятий. Во время проведения соревнований, конкурсов, экскурсий, походов и т. д. обучающийся должен находиться со своим педагогом и группой. Обучающиеся должны строго выполнять все указания педагога при участии в массовых мероприятиях, избегать любых действий, которые могут быть опасны для собственной жизни и для жизни окружающихся. Одежда и обувь должна соответствовать предполагаемому мероприятию (соревнованию, конкурсу, экскурсии, походам). При возникновении чрезвычайной ситуации немедленно покинуть Дворец через ближайший выход. Требования безопасности в аварийных ситуациях При возникновении аварийных ситуаций (пожар и т. д. ), покинуть кабинет по указанию педагога в организованном порядке, без паники. В случае травматизма обратиться к педагогу за помощью. При плохом самочувствии или внезапном заболевании сообщить педагогу или другому работнику учреждения. Правила поведения детей и подростков в случае возникновения пожара При возникновении пожара (вид открытого пламени, запах гари, задымление) немедленно сообщить педагогу. При опасности пожара находиться возле педагога. Строго выполнять его распоряжения. Не поддаваться панике. Действовать согласно указаниям работников учебного заведения. По команде педагога эвакуироваться из здания в соответствии с определенным порядком. При этом не бежать, не мешать своим товарищам. При выходе из здания находиться в месте, указанном педагогом. Старшеклассники должны знать план и способы эвакуации (выхода из здания) на случай возникновения пожара, места расположения первичных средств пожаротушения и правила пользования ими. Нельзя гасить загоревшиеся электроприборы водой. Внимание! Без разрешения администрации и педагогических работников учреждения воспитанникам не разрешается участвовать в пожаротушении здания и эвакуации его имущества. Обо всех причиненных травмах (раны, порезы, ушибы, ожоги и т. д. ) обучающиеся обязаны немедленно сообщить работникам образовательного учреждения. Правила поведения детей и подростков по электробезопасности Неукоснительно соблюдайте порядок включения электроприборов в сеть: шнур сначала подключайте к прибору, а затем к сети. Отключение прибора производится в обратной последовательности. Не вставляйте вилку в штепсельную розетку мокрыми руками. Перед включением проверьте исправность розетки сети, вилку и сетевой шнур на отсутствие нарушения изоляции. Прежде чем включить аппарат внимательно ознакомьтесь с руководством по эксплуатации, и помните о мерах предосторожности: Не загораживайте вентиляционные отверстия, они необходимы для предотвращения перегрева; Во избежание несчастных случаев не включайте аппарат при снятом корпусе. При прекращении подачи тока во время работы с электрооборудованием или в перерыве работы, отсоедините его от электросети. Запрещается разбирать и производить самостоятельно ремонт самого оборудования, проводов, розеток и выключателей. Не подходите к оголенному проводу и не дотрагивайтесь до него (может ударить током. ) Нельзя гасить загоревшиеся электроприборы водой. В случае возгорания электроприборов немедленно сообщите педагогу и покиньте помещение. Правила для детей и подростков по дорожно-транспортной безопасности Правила безопасности для обучающихся по пути движения в учреждение и обратно Когда идете по улицам, будьте осторожны, не торопитесь. Идите только по тротуару или обочине подальше от края дороги. Не выходите на проезжую часть улицы или дороги. Переходите дорогу только в установленных местах, на регулируемых перекрестках на зеленый свет светофора. На нерегулируемых светофором установленных и обозначенных разметкой местах соблюдайте максимальную осторожность и внимательность. Даже при переходе на зеленый свет светофора, следите за дорогой и будьте бдительны - может ехать нарушитель ПДД. Не выбегайте на проезжую часть из-за стоящего транспорта. Неожиданное появление человека перед быстро движущимся автомобилем не позволяет водителю избежать наезда на пешехода или может привести к иной аварии с тяжкими последствиями. Переходите улицу только по пешеходным переходам. При переходе дороги сначала посмотрите налево, а после перехода половины ширины дороги направо. Когда переходите улицу, следите за сигналом светофора: красный СТОП - все должны остановиться; желтый - ВНИМАНИЕ - ждите следующего сигнала; зеленый - ИДИТЕ - можно переходить улицу. Если не успели закончить переход и загорелся красный свет светофора, остановитесь на островке безопасности. Не перебегайте дорогу перед близко идущим транспортом - помните, что автомобиль мгновенно остановить невозможно, и вы рискуете попасть под колеса. Действия при обнаружении предмета, похожего на взрывное устройство: Признаки, которые могут указать на наличие взрывного устройства: наличие на обнаруженном предмете проводов, веревок, изоленты; подозрительные звуки, щелчки, тиканье часов, издаваемые предметом; от предмета исходит характерный запах миндаля или другой необычный запах. 2. Причины, служащие поводом для опасения: нахождение подозрительных лиц до обнаружения этого предмета. 3. Действия: не трогать, не поднимать, не передвигать обнаруженный предмет! не пытаться самостоятельно разминировать взрывные устройства или переносить их в другое место! воздержаться от использования средств радиосвязи, в том числе мобильных телефонов вблизи данного предмета; немедленно сообщить об обнаруженном подозрительном предмете администрации учреждения; зафиксировать время и место обнаружения подозрительного предмета; по возможности обеспечить охрану подозрительного предмета, обеспечив безопасность, находясь, по возможности, за предметами, обеспечивающими защиту (угол здания или коридора). 4. Действия администрации при получении сообщения об обнаруженном предмете похожего на взрывное устройство: убедиться, что данный обнаруженный предмет по признакам указывает на взрывное устройство; по возможности обеспечить охрану подозрительного предмета, обеспечив безопасность, находясь по возможности, за предметами, обеспечивающими защиту (угол здания или коридора); немедленно сообщить об обнаружении подозрительного предмета в правоохранительные органы; необходимо организовать эвакуацию постоянного состава и учащихся из здания и территории учреждения, минуя опасную зону, в безопасное место. Далее действовать по указанию представителей правоохранительных органов.
Факторы риска При реализации данной программы могут возникнуть причины несоответствия, такие как: Внеплановые мероприятия различных уровней (проводимые внутри учреждения, городские, областные и пр. ). Командировки, семинары. Эпидемии (грипп и пр. в связи с которыми вводиться карантин). Актированные дни. Отмена занятий из-за аварийных ситуаций в здании, где проходят занятия. Преподаватели оставляет за собой право корректировать ее без ущерба для общего объема знаний, умений и навыков программы путем: проведения дополнительных занятий; привлечения старших воспитанников для помощи
Основной осмотр оборудования на предмет безопасности проводится один раз в год комиссионно, с оформлением соответствующего акта. Функциональный осмотр оборудования на предмет исправности, устойчивости, износа проводится один раз в квартал педагогами, использующими в работе данное оборудование. Визуальный осмотр оборудования на предмет видимых нарушений, очевидных неисправностей проводит педагог перед каждым занятием.
Оценочные материалы. Система текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся
С целью диагностики успешности освоения обучающимися образовательной программы, выявления их образовательного потенциала, определения педагогических приемов и методов для индивидуального подхода к каждому обучающемуся, корректировки календарно-тематического планирования осуществляется текущий контроль успеваемости по программе. Текущий контроль успеваемости носит безотметочный характер и предполагает качественную характеристику (оценку) сформированности у обучающихся соответствующих компетенций. Обучающимся и его родителям даются устные рекомендации по повышению успешности освоения программы. Текущий контроль проводится в форме тестирования, тематического опроса, проверочных заданий, выставки творческих работ и проектов, педагогического наблюдения, анализа достижений. С целью определения уровня достижения планируемых предметных и личностных результатов в процессе освоения образовательной программы проводится промежуточная аттестация (ежеквартально). Формы промежуточной аттестации определены учебным планом. В ходе промежуточной аттестации устанавливаются следующие уровни достижения планируемых результатов: высокий, средний, низкий (неудовлетворительный) в соответствии со следующими показателями.
6. 1. Показатели уровня достижения предметных результатов К основным формам контроля освоения программы относится: педагогическое наблюдение, опрос, при необходимости мониторинг аналогичного уровня в программы в других группах, тестовые задания, личные и командные результы участия воспитанников в выставках конкурсах, соревнованиях, промежуточная и итоговая аттестация. Формы аттестации: - вводный контроль (тесты, опрос); - промежуточная аттестация (показ моделей с планированием на будущее, апробация моделей и участие в соревнованиях); - итоговая аттестация (тесты, участие в соревнованиях, личные выставки). Формы аттестации: опрос, контрольное занятие, конкурсы, игры
Результативность освоения программы определятся в несколько этапов. Входной контроль: собеседование. Задача контроля - определить начальную подготовку, желание заниматься в этом направлении, личные качества ребенка и др. Текущий контроль: опрос, соревнование, наблюдения, анализ результатов участия обучающихся в конкурсах и соревнованиях. Подведение итогов реализации программы: соревнования или презентация (защита) творческого проекта.
Методы • Наблюдение • Тестирование • контрольный опрос.
Критерии показатели оценивания реализации программы
Для более качественного отслеживания прохождения программного материала используется следующая таблица:
Таблица оценки уровня знаний и умений воспитанников по уровням обучения
Теория
а) Теоретические знания по основным разделам. Владение специальной терминологией
2. Практика
б) практические умения и навыки; владение специальным оборудованием и оснащением; творческие навыки
Общие учебные умения и навыки.
в)Учебно-интеллектуальные умения; учебно-коммуникативные умения; учебно-организационные умения и навыки
Оценка считается по 5-ти бальной системе. На основе проведенной диагностики отслеживается результат полученных знаний и умений воспитанников. Образцы аттестационных документов: Протокол промежуточной аттестации обучающихся по дополнительной общеразвивающей программе «Лазерные технологии» (Наименование программы)
Группа № _____________ уровень обучения ___________ Дата проведения _____________
Педагог____________________________/ _________________________________
Протокол итоговой аттестации обучающихся по дополнительной общеразвивающей программе
«Лазерные технологии»
Группа № Уровень обучения - Дата проведения
Педагог____________________________/
Председатель комиссии ____________________________/ __________________________________________
Перечень материально-технического и информационного обеспечения реализации программы
Организационно-педагогические, методические и материально-технические условия реализации программы:
Для успешной реализации программы необходимы: Помещение, для нормальной работы обучающихся и преподавателя, полностью соответствующее требованиям СанПин и пожарной безопасности. Преподаватель (и), обладающие необходимой уровням программы квалификацией и опытом работы (для реализации продвинутого уровня желателен личный опыт выступления преподавателя в автомодельном спорте не менее 5 лет) Методическая база – методические разработки моделей, наглядные пособия, образцы действующих моделей, деталей, узлов механизмов. Станочное оборудование, инструменты и материалы, модельная техника для практической работы по уровням программы.
По состоянию на 2019-2020 учебный год для реализации программы используется помещение 54 м3 на 10 посадочных мест, полностью соответствующее ежегодным проверкам норм СанПин и пожарной безопасности. Преподавательский состав –педагог дополнительного образования, Ветеран Труда Казаков В. И.. В качестве методической базы используются методические разработки по изготовлению моделей, образцы удачных конструкций действующих моделей за более сорокапятилетний период деятельности авиамодельной лаборатории учреждения. Список, используемого оборудования, материалов и инструментов.
Оборудование: Лазерный станок Заточный станок. Циркулярно-строгальный станок. 10 посадочных мест.
Инструмент: 1. Слесарный: набор отверток, гаечных ключей, ножницы по металлу, зубила, ножовки по металлу, напильники, надфили, плоскогубцы, круглогубцы, кусачки. 2. Столярный: рубанки, стамески, молотки, киянки. З. Для металлорежущих станков: сверла, фрезы, резьбонарезнойинструмент, развертки, накатки, резцы.
4. Измерительный инструмент: штангенциркули, микрометры, нутромеры, линейки. 5. Разное: струбцины, пинцеты, зажимы, скальпели, ножи, ножницы, паяльники. Материалы: стеклоткань, пенопласт, полиэтилен, полистирол, оргстекло, фанера, эпоксидная смола, лаки, краски, клей ПВА, грунтовка, шпаклевка, проволока медная, латунная, стальная, припои оловянные и тугоплавкие.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Федеральный закон от 29. 12. 2012 N 273-ФЗ (ред. от 13. 07. 2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24. 07. 2015); Распоряжение Правительства РФ от 04. 09. 2014 N 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»; Приказ Минобрнауки России от 26 июня 2012 г. N 504 г. Москва «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей»; Типовое положение о дополнительном образовании (письмо МО и НРФ от 11 декабря 2006г. N06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»); Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. N 41 " Об утверждении СанПиН 2. 4. 4. 3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей». 1. Голубев В. С., Лебедев Ф. В. Физические основы технологических лазеров. – М.: Высшая школа, 2012. 2. Григорьянц А. Г. Основы лазерной обработки материалов. – М.: Машиностроение, 2009.
3. Рэди Дж. Ф. Действие лазерного излучения. – М.: Мир, 1974. 4. Вейко В. П., Либенсон М. Н. Лазерная обработка. – Л.: Лениздат, 2009. 5. Григорьянц А. Г., Шиганов И. Н. Лазерная техника и технология. Лазерная сварка металлов, т. – М.: Высшая школа, 2008. 6. Вейко В. П. Лазерная микрообработка. Опорный конспект лекций. СПб: СПбГУ ИТМО, 2009. 7. Кошкин Н. И. Элементарная физика: справочник. – М.: Наука, 2001. 8. Шахно Е. А. Математические методы описания лазерных технологий. Учебное пособие. – СПб: СПбГИТМО (ТУ), 2002. Электронные ресурсы для педагога 1. Вейко В. П., Петров А. А. Введение в лазерные технологии [Электронный ресурс]: опорный конспект лекций по курсу «Лазерные технологии». – СПб: СПбГУ ИТМО, 2009. – Режим доступа: http: //books. ifmo. ru/book/442/
2. CorelDraw: введение в графику - Режим доступа: http: //coreldraw. by. ru. Литература для обучающихся 1. Григорьянц А. Г., Сафонов А. Н. Лазерная техника и технология., т. 6. – М.: Высшая школа, 2008. 2. Лазеры в технологии. Под ред. М. Ф. Стельмаха. – М.: Энергия, 2015. 3. Таблицы физических величин. Справочник. Под. ред. акад. И. К. Кикоина. – М.: Атомиздат, 2006. 4. Рыкалин Н. Н., Углов А. А., Кокора А. Н. Лазерная обработка материалов. – М.: Машиностроение, 2015. 5. Кошкин Н. И., Ширкевич М. Г. Справочник по элементарной физике. – М.: Наука, 2008. Электронные ресурсы для обучающихся: 1. Самоучитель по CorelDraw для начинающих - Режим доступа: http: //corell-doc. ru 2. Уроки Корел Дро (Corel DRAW) для начинающих. - Режим доступа: http: //risuusam. ru
Литература для обучающихся
1. Григорьянц А. Г., Сафонов А. Н. Лазерная техника и технология., т. 6. – М.: Высшая школа, 2008. 2. Лазеры в технологии. Под ред. М. Ф. Стельмаха. – М.: Энергия, 2015. 3. Таблицы физических величин. Справочник. Под. ред. акад. И. К. Кикоина. – М.: Атомиздат, 2006. 4. Рыкалин Н. Н., Углов А. А., Кокора А. Н. Лазерная обработка материалов. – М.: Машиностроение, 2015. 5. Кошкин Н. И., Ширкевич М. Г. Справочник по элементарной физике. – М.: Наука, 2008. Электронные ресурсы для обучающихся: 1. Самоучитель по CorelDraw для начинающих - Режим доступа: http: //corell-doc. ru 2. Уроки Корел Дро (Corel DRAW) для начинающих. - Режим доступа: http: //risuusam. ru
Гаевский О. К. Авиамоделирование. – Патриот, 1990 г. Горский В. А. Техническое творчество и военно-патриотическое воспитание школьников. ДОСААФ, 1983 г.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|