|
|||
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждениеМуниципальное казенное общеобразовательное учреждение " Средняя общеобразовательная школа № 15" с. Ивановское Кочубеевский район
«7 открытый слет активистов школьных музеев"
ПАСПОРТ ОБРЯДА
Обряд " Проводы в армию" ( изготовление подарочного платочка -оберега солдату в армию)
Подготовила: Жмаева Ирина, ученица 11-б класса МКОУ СОШ № 15 с. Ивановское, ул. Калинина, 117
Руководитель: Нестеренко Екатерина Ивановна, учитель русского языка и литературы
с. Ивановское, 2020 Обряд " Проводы в армию" относится к бытовым обрядам 17-20 веков. У разных народов существовало много различных примет и ритуалов во время проводов в армию. Обряд изготовления платочка -оберега солдату на проводах в армию существовал и в казачьих станицах, и русских селах, и хуторах с 18 века и до 80-х годов 20 века. Обряд изготовления платочка-оберега несет обереговую функцию, признанную сохранить любовь матери и любимой девушки к солдату, который уходит в армию. Обряд записан в с. Ивановское Кочубеевского района Ставропольского края в октябре 2020 года со слов Гах Николая Николаевича 19. 04. 1951 года рождения, из семьи крестьян, место рождения - х. Андреевский, место учебы - Ивановская средняя школа(выпускник 1969 года), образование средне - специальное, работал в г. Невинномысске, СМП - 42, водитель Камаза, пенсионер. Хронологические рамки бытования: с 18 века до 80-х годов 20 века Территориальное распространение: проводился в русских селах, хуторах, казачьих станицах Отрадненского района Краснодарского края и Кочубеевского района Ставропольского края Гах Николай Николаевич:
" В 18-19 веке солдат призывался на службу в 17-19 лет. Только в 20 веке было определен возраст призыва - 18 лет. Накануне проводов юноша освобождался от любых хлопот по хозяйству, а если работал, то и на рабочем месте получал послабление и сокращенный рабочий день. На что призывники тратили это время? Как и их современные сверстники — общались с друзьями, любимыми девушками, с кем предстояла разлука. Сами же проводы проходили в два дня. В первый день — «обед» или «ужин», на второй день с утра — «выряжание» призывника. Приглашенные гости одаривали его бытовыми предметами, которые пригодятся на службе: бритва, мыло, полотенце и тому подобное. Также дарили деньги. Общими усилиями собирали чемодан будущему воину. Например, мне мать и отец подарили новый чемодан. Он пробыл со мной в армии 2 года в Сибири. Я его на проводах отдал своему старшему сыну, и он с ним прослужил 2 года в Чечне. Теперь это чемодан находится в Ивановском школьном музее. За столом на проводах призывник сидел между матерью и невестой. Если невесты не было, приглашали соседскую девушку или просто знакомую. Но девушка, «провожающая на службу», должна была быть обязательно. Застолье не подразумевало веселья, ведь предстоит расставание и неизвестность. Во многом обряд проводов напоминал свадьбу или даже похороны. На застолье звучали напутственные речи. Их произносили по старшинству, начинали с дедушки и отца призывника. Позже взрослые мужчины начинали рассказывать новобранцу в назидание случаи из своей службы. После пели песни. Застолье продолжалось допоздна, а утром все собирались заново для «выряжанья» и выхода новобранца из родного дома и со двора. Поутру крестная мать вручала казаку иконку — чаще всего Николая Чудотворца — тем самым благословляя парня на службу. Мать давала красную ленту, символ любви ее, призывник привязывал ленту на кровать, и ленточка находилась на ней до его возвращения.
Пожилые люди при этом читали молитвы. Призывник выходил из дома первым, затем шли его родители, следом — все приглашенные. По традиции провожаемый должен был что-нибудь забыть дома и вернуться, после чего мать выводила его уже окончательно. При этом выходить из дома полагалось спиной вперед, поочередно закрывая за собой двери. Дом новобранец должен был запереть, а ключ отдать родителям. Во дворе призывника брали под локти и выводили за калитку так же, спиной вперед. Как ушел — так вернется. Лицом к дому. Еще одна традиция была у нас. Мать выносила на рушнике хлеб-соль. Я отламывал кусочек, макал в соль, съедал, а мать хлеб заворачивала в рушник и прятала до возвращения моего из армии. Когда я вернулся, хлеб достали, распарили (он хранился в холоде) и мы его съели.
Хлеб-соль мать подает сыну. Сын есть кусочек на дорогу.
Хлеб заворачивают в рушник. Завернутый хлеб хранят. Путь от дома до места сбора обязательно шли пешком. При этом внимательно следили, чтобы по пути никто не попался с пустым ведром. Также плохой приметой считалось, если первой встречной будет женщина, а не мужчина. Все это время новобранец оставался в полотенцах и платочках, повязанных ему. По дороге к сбору призывников обязательно пелись песни, по традиции, грустные и печальные. Позже появилась еще одна традиция: сфотографироваться по дороге от дома до места сбора. Чтобы в каком составе расставались, в таком и встретиться. По прибытии на место сбора или вокзал, новобранцу давали последние наставления, выпивали за легкую дорогу и скорое возвращение. После этого призывник снимал с себя все повязанные на него полотенца и платочки. Их он оставлял у себя, а полотенца отдавал матери на хранение в укромном месте до возвращения". Содержание обряда: Когда гости все собрались за столом и прозвучали тосты, и прошла половина времени ужина, наступало время женского обряда - вручение платочков -оберегов и других оберегов для призывника. Мать перевязывала сына крест-накрест двумя полотенцами, приговаривая: «Служи — не тужи». Крестная мать надевала на шею призывника крестик. А невеста прикалывала на грудь вышитый ею собственноручно платочек, а на правую руку повязывала полотенце. После этого все приглашенные девушки тоже повязывали парню платочки. Прикрепляли платочки и на головной убор призывника. Платков было так много, что иногда за ними не было видно одежды. На платочках присутствовали цветочные узоры и обязательные цвета: зеленый - цвет жизни, синий, голубой - цвет мира, красный, розовый - цвет любви, оранжевый, желтый - цвет радости на скорую встречу. Платочки несли пожелания хорошей и счастливой дороги, благополучного пути. Полотенце также символизировало дорогу. А в целом, в общем посыле ткань означала жизнь. Чем больше ткани на призывнике, тем больше жизни. После подвязывания платочков и полотенец, новобранцу вручали узелок с родной землей и талисман — какая-нибудь вещь из родного дома, дорогая сердцу призывника. В качестве талисманов использовались нательные кресты, ладанки из приходской церкви или другие святыни. От бабушки или матери вручалась написанная от руки молитва, чаще всего «Отче наш», которую зашивали в подкладку головного убора. Невеста и девушки, приглашенные на проводы вышивали платочки самостоятельно, дома, никому не показывая, стараясь придумать интересный цветочный узор, подобрать цвета ткани и ниток, чтобы платочек был у нее самый красивый и не похожий ни на чей. Необходимые материалы для изготовления платочка-оберега: батист, ситец, лен белого, розового, желтого, оранжевого цветов размеры: 25 на 30 см, 30 на 40 см, нитки мулине, нитки № 10 разных оттенков, иглы для вышивания, спицы для плетения кружев. 1. Разрезать ткань по размеру. 2. Белыми или цветными нитками обвязать платочек.
3. Затем связать красивый кружевной узор с четырех сторон.
4. Вышить цветочный узор в противоположных углах платочка (будет две встречи с солдатом: первая - проводы в армию, вторая - возвращение домой).
Источники и литература: Гах Николай Николаевич, 19 апреля 1951 года рождения, место рождения - х. Андреевский, сын крестьян, образование 10 классов, Черкесский строительный техникум, работал в г. Невинномысске, СП - 42, водитель Камаза, пенсионер.
|
|||
|