Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





1. О ЗАГЛАВИИ РОМАНА. 2. О ЖАНРЕ. 3. О КОМПОЗИЦИИ И СЮЖЕТЕ



1. О ЗАГЛАВИИ РОМАНА

Первоначальное – «Три поры», затем «1805 год», новый вариант – «Все хорошо, что хорошо кончается», последнее – «Война и мир».

Вопрос: В чем смысл заглавия? («Война» – это военные действия, сражения, «война» – это непонимание, вражда, разъединение людей.

«Мир» – это жизнь народа без войны, это и та «общность, то единение, к которому должны стремиться люди» [9. С. 213]. )

2. О ЖАНРЕ

Л. Н. Толстой отказывается дать жанровое определение «Войне и миру»: «Это не роман, еще менее поэма, еще менее историческая хроника. «Война и мир» есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось», но исследователи творчества Толстого назвали «Войну и мир» романом-эпопеей.

Роман-эпопея повествует о важнейших исторических событиях, рассказывает о различных сторонах жизни народа, освещает взгляды, а также быт и нравы различных слоев общества.

3. О КОМПОЗИЦИИ И СЮЖЕТЕ

Композиция (построение, расположение и взаимосвязь всех частей, образов, эпизодов, сцен в произведении; членение на части, главы, действия; способ повествования; место и роль описаний, монологов и диалогов) поражает своей сложностью.

Широко изображен социально-исторический и семейно-бытовой фон эпохи. Исторические сцены, сцены частной жизни и философские рассуждения в «Войне и мире» «перемешаны». Ю. В. Лебедев назвал это «божественной бессмыслицей» и посчитал важнейшим композиционным элементом книги [13].

В романе раскрываются два основных конфликта: борьба России с армией Наполеона (кульминация – Бородинское сражение, развязка – разгром Наполеона) и борьба передовых дворян с «консерватизмом правительственных сфер и общественного быта» (кульминация – спор П. Безухова с Николаем Ростовым, развязка – вступление П. Безухова в тайное общество).

Один из приемов композиции – антитеза (противопоставление). Важную роль в романе играют внутренние параллели, или сопоставления.

Большое внимание писатель уделяет изображению переломов, перемен в общественной жизни.

В романе-эпопее множество сюжетов, для каждой сюжетной линии – своя завязка. В основе сюжетов – духовные искания своего места в жизни любимых героев писателя.

В романе нашли отражение проблемы и начала века, и его середины. Поэтому в романе как бы два плана: прошлое и настоящее.
Проблемы начала века
— «Более всего в романе я любил мысль народную». Главная проблема — судьба народа, народ — основа нравственных и моральных устоев общества.
— «Кто истинный герой? » Толстого интересует общественная роль дворянства, его влияние на жизнь общества и страны.
— Истинный и ложный патриотизм.
— Назначение женщины — сохранение семейного очага.
Проблемы середины века
— Судьба народа, вопрос об отмене крепостного права — реформы 1860-х гг.
— Постепенный уход дворянства с арены борьбы, несостоятельность дворянства, начало разночинского движения.
— Вопрос о патриотизме, связанный с поражением в Крымской войне.
— Вопрос об освобождении женщины, ее образовании, о женской эмансипации.
В романе 4 тома и эпилог: I том — 1805 г.; II том — 1806—1811 гг.; III том — 1812 г.; IV том — 1812—1813 гг.; эпилог — 1820 г.

4. СИСТЕМА ОБРАЗОВ В РОМАНЕ-ЭПОПЕЕ

В центре – хроника жизни дворянских семей (Болконских, Ростовых, Безуховых, Курагиных).

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.