|
|||
1. О ЗАГЛАВИИ РОМАНА. 2. О ЖАНРЕ. 3. О КОМПОЗИЦИИ И СЮЖЕТЕ ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 1. О ЗАГЛАВИИ РОМАНА Первоначальное – «Три поры», затем «1805 год», новый вариант – «Все хорошо, что хорошо кончается», последнее – «Война и мир». Вопрос: В чем смысл заглавия? («Война» – это военные действия, сражения, «война» – это непонимание, вражда, разъединение людей. «Мир» – это жизнь народа без войны, это и та «общность, то единение, к которому должны стремиться люди» [9. С. 213]. ) 2. О ЖАНРЕ Л. Н. Толстой отказывается дать жанровое определение «Войне и миру»: «Это не роман, еще менее поэма, еще менее историческая хроника. «Война и мир» есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось», но исследователи творчества Толстого назвали «Войну и мир» романом-эпопеей. Роман-эпопея повествует о важнейших исторических событиях, рассказывает о различных сторонах жизни народа, освещает взгляды, а также быт и нравы различных слоев общества. 3. О КОМПОЗИЦИИ И СЮЖЕТЕ Композиция (построение, расположение и взаимосвязь всех частей, образов, эпизодов, сцен в произведении; членение на части, главы, действия; способ повествования; место и роль описаний, монологов и диалогов) поражает своей сложностью. Широко изображен социально-исторический и семейно-бытовой фон эпохи. Исторические сцены, сцены частной жизни и философские рассуждения в «Войне и мире» «перемешаны». Ю. В. Лебедев назвал это «божественной бессмыслицей» и посчитал важнейшим композиционным элементом книги [13]. В романе раскрываются два основных конфликта: борьба России с армией Наполеона (кульминация – Бородинское сражение, развязка – разгром Наполеона) и борьба передовых дворян с «консерватизмом правительственных сфер и общественного быта» (кульминация – спор П. Безухова с Николаем Ростовым, развязка – вступление П. Безухова в тайное общество). Один из приемов композиции – антитеза (противопоставление). Важную роль в романе играют внутренние параллели, или сопоставления. Большое внимание писатель уделяет изображению переломов, перемен в общественной жизни. В романе-эпопее множество сюжетов, для каждой сюжетной линии – своя завязка. В основе сюжетов – духовные искания своего места в жизни любимых героев писателя. В романе нашли отражение проблемы и начала века, и его середины. Поэтому в романе как бы два плана: прошлое и настоящее. 4. СИСТЕМА ОБРАЗОВ В РОМАНЕ-ЭПОПЕЕ В центре – хроника жизни дворянских семей (Болконских, Ростовых, Безуховых, Курагиных).
|
|||
|