![]()
|
|||||||
Живопись. Скульптура ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Живопись К живописцам маньеризма относят ФранческоПармиджанино, ЯкопоПонтормо, Джованни БаттистаНальдини, Джорджо Вазари, Джулио Романо, Джузеппе Арчимбольдо, Бронзино, РоссоФьорентино, ФранческоСальвиати, Доменико Беккафуми, АлессандроАллори, Артемизию, Жана Дюве, ОрациоДжентилески. Маньеристические тенденции прослеживатся у учеников и последователей Рафаэля, у художников поздней венецианской школы — Тинторетто и Тициана. Некоторые исследователи видят элементы маньеризма в позднем творчестве Микеланджело. За пределами Италии маньеризм представлен школой Фонтенбло во Франции, рядом нидерландских художников XVI века (многие из них восприняли идеи маньеризма, побывав в Италии) и Эль Греко в Испании)[6][7]. Маньеризм интенсивно развивался в Праге, при дворе императора Рудольфа II (Б. Шпрангер, Ханс фон Аахен). Скульптура В ваянии представителями маньеризма были БартоломеоАмманнати и Джамболонья, в искусстве которого, оказавшем огромное влияние на его современников, сочетаются причудливость поз с изысканной плавностью и элегантностью форм. К ведущим скульпторам-маньеристам относят БенвенутоЧеллини. Маньеризм в архитектуре
Джорджо Вазари. Лоджия Галереи Уффици. Вид на Палаццо Веккьо. Флоренция
Джамболонья. Похищение сабинянок. 1574—1582. Флоренция, Лоджия деиЛанци Чаще всего к литературному маньеризму относят произведения, для которых характерна изощрённость слога и структуры, нередко — усложнённый синтаксис, аллегорическая образность, игра контрастов (в том числе между «любовью возвышенной» и «любовью земной»). Наиболее известный пример — двухтомный роман «Эвфуэс» (1578—1580 гг. ) Джона Лили, породивший термин «эвфуизм», означавший в высшей степени искусственный и вычурный стиль. В Италии влияние маньеризма заметно в творчестве Тассо и Марино; в новеллистике XVI века, включая МаттеоБанделло и ДжиральдиЧинтио; нередко к этому стилю целиком относят творчество последователей Марино — маринистов, но в этом случае границы стиля глубоко отодвигаются в XVII век. Совершенно иная модификация стиля представлена у ПьетроАретино, создавшего, в числе прочего, цикл скандально известных «Сладострастных сонетов», проиллюстрированных Джулио Романо. Кроме того, к литературному маньеризму тяготеет (полностью или частично) творчество столь разных писателей, как Шекспир, Донн, Марло, Драйден[8] (в Англии); Гонгора, Сервантес, Кальдерон (в Испании); Монтень, ДюБартас, Малерб, Спонд (во Франции). С маньеризмом обычно связывают и возникновение «смешанных» литературных жанров, таких как трагикомедия и ироикомическая поэма. Поэзия и проза маньеризма (как и живопись) частично связаны с эзотерической традицией (Джордано Бруно, Ф. Бероальд де Вервиль). В португальской литературе черты маньеризма литературоведы находят уже в творчестве Луиша де Камоэнса. Маньеризм в музыке В музыке «маньеристским» считается, например, творчество итальянского композитора Карло Джезуальдо да Веноза, чьи поздние мадригалы отличает едва ли не мелодраматическая аффектация, переменчивость настроений, повышенное внимание к деталям, которые оттеняют необычная хроматическая гармония, резкие перемены в фактуре и мензуре. Понятие маньеризма в музыкознании распространяют также на период Arssubtilior (конец Arsnova), для которого характерна экстравагантная тематика (напр., несколько пьес, передающих «одурманенное» состояние курильщиков), вычурная нотация (напр., партитура с нотами разного цвета, выполненная в форме сердечка), исключительно сложная, плохо поддающаяся расшифровке запись ритма[9]. Такая музыка получила большое распространение в Италии, Франции, Германии. Влияние маньеризма В силу отмеченной внутренней противоречивости стиля влияние маньеризма было разнонаправленным. С одной стороны, он породил рафинированную прециозную культуру и предвосхитил стиль рококо; спиритуальное начало в маньеризме было поддержано и развито в рамках сакрального барокко. Наконец, существуют определённые переклички между произведениями маньеризма и феноменами постмодернистской культуры. Это касается и программной вторичности, подчёркнутой зависимости от «культурного багажа» предшествующих эпох. Искусствовед Джерри Сальц выделяет такое современное художественное течение как нео-маньеризм. По его словам, это течение XXI века было создано студентами из ряда клише как подражание классике[10].
|
|||||||
|