Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





МАКЕТИРОВАНИЕ



 

Министерство образования и науки Российской Федерации

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИИ И ДИЗАЙНА»

 

МАКЕТИРОВАНИЕ

Методические указания для студентов

направления подготовки 072500. 62 − Дизайн, 54. 03. 01 − Дизайн

Составитель

Р. Й. Швабаускас

 

Санкт-Петербург


 

                                                                      Утверждено

на заседании кафедры

26. 03. 2015 г., протокол № 7

Рецензент А. Н. Фешин

 

 

Оригинал-макет подготовлен автором

Подписано в печать 04. 06. 2015 г. Формат 60х84 1/16.

                 Печать трафаретная.  Усл. печ. л. 1, 0. Тираж 100 экз. Заказ 508/15.

Отпечатано в типографии ФГБОУ ВПО «СПГУТД»

Электронный адрес: http: //publish. sutd. ru

191028, С. -Петербург, ул. Моховая, 26

 

 

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………. 4

1. ВИДЫ МАКЕТОВ………………………………………………………………. 5

2. ПОДГОТОВКА К ВЫПОЛНЕНИЮ МАКЕТА………………………………7

3. ИНСТРУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ МАКЕТА……. 8

4. МАКЕТ НА РАЗНЫХ СТАДИЯХ ПРОЕКТА………………………………. 9

5. ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ МАКЕТИРОВАНИЯ……………………………... 10

6. ВЫПОЛНЕНИЕ РЕЛЬЕФА, РАСТИТЕЛЬНОСТИ, ВОДОЕМОВ……….. 11

7. ПРИМЕНЕНИЕ ЦВЕТА В МАКЕТАХ…………………………………….. 12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………12

Библиографический список……………………………………………………... 13

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

     Архитектурный макет (фр. maquette, от итал. macchietta – набросок) – объемно пространственное изображение проектируемого или существующего сооружения, комплекса зданий, квартала, района, города. Считается, что древние зодчие Ассирии, Египта, Греции создавали свои произведения при помощи макета. В современной архитектурной практике макет не утратил своей актуальности и очень часто используется архитекторами, застройщиками для наглядного предъявления перспективных архитектурных проектов. Появление автоматизированных систем проектирования расширило возможности создания, разработки, представления проектировщиками пространственных идей. Качественный графический материал, включающий объемно - пространственные модели сооружений стал неотъемлемой частью любого архитектурного проекта (градостроительного, ландшафтного, интерьерного). Без макета сегодня редко обходятся дизайнеры в самых разных областях деятельности. Макеты создают дизайнеры автомобилей, дизайнеры одежды, предметной среды и др. Реалистичные компьютерные визуализации, интерактивные модели объектов или  сооружений позволяют теперь изучить и показать их в условиях, максимально приближенных к реальности. Конечно, будущее именно за интерактивными технологиями. Но макет по прежнему остается необходимым дополнением к проектным материалам, являясь не только объемным воплощением замысла архитектора, дизайнера, но и важным инструментом общения с заказчиком, с подрядчиком, инженером, с покупателем или потребителем услуг а также несет в себе особую художественную ценность, человеческую теплоту, как всякий результат тонкой ручной работы. Многие макеты известных архитекторов являются значимыми экспонатами музеев и выставок.

     

 Примеры макетов построек известных архитекторов (рис. 1, 2).      

 

 

 

           Рис. 1. Ф. Л. Райт у макетов своих проектов

 

 

                         Рис. 2. Р. Мейер у макетов

 

      Дисциплина «Макетирование» является необходимой частью обучения студентов основам проектирования. Цель− освоение дисциплины «Макетирование». В результате освоения дисциплины обучающиеся должны знать основы макетной работы, материалы для выполнения макетов разной степени сложности и детализации, основы построения геометрических фигур, уметь работать с различными материалами, учитывая их специфику, уметь воссоздавать формы предметов по чертежам, синтезировать набор возможных решений задачи или подходов к выполнению проекта, а также владеть приемами объемного и графического моделирования формы объекта, технологией выполнения работ в материале, навыками работы с цветом и цветовыми композициями в макетировании.

 

1. ВИДЫ МАКЕТОВ

 

    Архитектурные макеты в зависимости от масштаба и назначения подразделяются на следующие:

- градостроительные макеты;

- макеты зданий и сооружений;

- макеты интерьеров, оборудования и мебели.

 

     Градостроительные макеты выполняются для отображения архитектурно-планировочной композиции определенного района или квартала. Обычно изготавливаются такие макеты в масштабах 1: 500, 1: 1000. Их отличительной особенностью является максимально точное отображение существующей инфраструктуры, рельефа местности, коммуникационных связей,  как имеющихся, так и вновь создаваемых, зеленых массивов, объектов городской застройки. Конкретные архитектурные объекты могут быть представлены достаточно схематично, без детализации. Объемное отображение в макете градостроительного проекта позволяет более наглядно оценить его достоинства и недостатки и определить, насколько гармонично планируемая застройка будет интегрирована в окружающий ландшафт. В этом состоит преимущество макета перед графическим материалом. Градостроительные макеты выполняют для различных презентаций, согласований, для экспонирования на выставках и в музеях. Мы восхищаемся макетами городов, воссоздающими в миниатюре городские кварталы, историческими макетами, возвращающими нас в другую эпоху. Примеры градостроительных макетов (рис. 3, 4).

 

               Рис. 3. Застройка квартала, г. Тула

 

     Рис. 4. Бизнес парк, г. Вена. Австрия

 

      Как правило, макет здания или сооружения выполняют в масштабах 1: 100, 1: 75, 1: 50. В зависимости от этапа проектирования макет помогает решать разные задачи. На этапе рабочего проектирования макет − это промежуточная модель здания или сооружения, которая в процессе работы видоизменяется. Уточняют детали здания, соотношение отдельных частей, выбирают цветовое решение. После завершения проекта делают окончательную модель. Это может быть и достаточно условная модель, отражающая основные элементы здания, не перегруженная деталями, почти скульптура, и очень реалистичная, с высокой степенью деталировки модель здания, со световой инсталляцией, движущимися частями. Примеры макетов зданий (рис. 5, 6).

Рис. 5. Р. Мейер. Здание

        

 

   Рис. 6. Р. Мейер. Дом

 

        Макеты интерьеров выполняют в масштабах 1: 50, 1: 20, 1: 10. Это макеты помещений здания или отдельных внутренних пространств. Обычно такие макеты обладают высокой деталировкой и делаются для того, чтобы на стадии проекта максимально точно и подробно отразить строение внутреннего пространства, предметное наполнение пространства, цветовое решение элементов интерьера (стен, пола, потолков, мебели и др. ). Точность, аутентичность необходима при изготовлении макетов интерьеров исторических зданий.

     В наше время многие архитекторы, дизайнеры предпочитают пользоваться возможностями компьютерных программ, графических редакторов, создавая фотореалистичные изображения пространств. Качественно выполненный макет обладает большим визуальным потенциалом, позволяя воспринимать интерьер из разных точек, иметь возможность динамического восприятия, менять освещение.   

  Примеры макетов интерьеров (рис. 7).

 

 

 

  Рис. 7. Макеты жилых пространств

 

    Макеты оборудования и мебели изготавливают как элементы интерьеров, а также в качестве рабочих моделей для производства готовых изделий.  Иногда такие модели делают в масштабе 1: 1.            

    

2. ПОДГОТОВКА К ВЫПОЛНЕНИЮ МАКЕТА

 

      Для работы над макетом необходимы подходящее рабочее место, набор материалов и инструментов. Качество макета напрямую зависит от умения правильно организовать рабочий процесс, начиная от выбора нужного масштаба для макета, подбора материалов в зависимости от стадии проекта и задач, которые ставит перед собой проектировщик, качественного выполнения измерительных и чертежных работ, заканчивая окончательной сборкой отдельных деталей и разверток. Важно подумать и о транспортировке готового макета. Соблюдение правильной последовательности выполнения всех этапов по изготовлению макета, точность и аккуратность – залог успеха.

     Рабочее место должно быть хорошо освещенным, а помещение – хорошо проветриваемым, особенно если в процессе работы используются быстросохнущий клей, резиновый клей или другие средства (краска, растворитель и т. д. ).

       Для вычерчивания разверток и отдельных деталей макета понадобится чертежная доска или подрамник с линейкой, натянутой с помощью лески. Необходимо постоянно следить за чистотой чертежных инструментов, вовремя чистить их, так как от этого зависит внешний вид окончательного изделия.

     В качестве плоскости для резки деталей из бумаги и картона удобно использовать оргалит, фанеру или специально изготовленный подрамник размером 400х600мм.

 

 

 

3. ИНСТРУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ МАКЕТА     

 

Инструменты:

- Макетный нож

Нож со сменным выдвижным лезвием или хорошо заточенный резак. Для вырезания окружностей и дуг понадобится циркульный нож. Его можно заменить измерителем из чертежного набора с заточенной для резки иглой.

- Ножницы

Используют как канцелярские ножницы, так и ножницы для работы с плотными материалами.

- Металлические линейки

Используют для работы с макетным ножом. В процессе работы нужны линейки разной длины. Чтобы избежать скольжения линейки на нижнюю ее поверхность наклеивают резиновую или пробковую подкладку.

- Треугольники

Понадобится набор чертежных треугольников с разными углами (30°, 60°, 45°) или треугольник с изменяемым углом.

- Готовальня

Набор чертежных и измерительных инструментов.

- Лекала

Используют для вычерчивания линий различной кривизны.

- Карандаши

Средней твердости или твердые (HB, H, 2H). Следы черчения должны легко удаляться, поэтому чертить нужно деликатно, без лишних усилий.

- Ластик

- Клей

   Для склеивания бумаги и картона применяют клей ПВА. Он не оставляет следов на бумаге после высыхания. Для склеивания плоскостей используют резиновый клей. Он не деформирует бумагу и легко удаляется скатыванием. Мелкие детали приклеивают с помощью быстросохнущего клея. Для работы с другими материалами (деревом, полистиролом, пластиком) применяют специальные клеи.

Материалы:

    Для изготовления архитектурных макетов чаще всего используют бумагу разной толщины и плотности (ватман, акварельную бумагу, фотобумагу), картон (упаковочный картон, хром-эрзац, гофрированный картон, пенокартон). Еще применяют различные полимерные пленки, полистирол и более плотные материалы, такие как дерево, пластик, оргстекло или акрил. При изготовлении макетов с элементами растительного ландшафта можно использовать природные материалы – сухие ветки, мох, листья и др.

 

4. МАКЕТ НА РАЗНЫХ СТАДИЯХ ПРОЕКТА

 

     Нужно выделить три основных этапа создания архитектурного проекта: разработка архитектурной концепции, эскизный проект, рабочий проект. Макет на каждом этапе является наглядным способом создания, уточнения и закрепления проектных решений.

      На стадии разработки архитектурной концепции и эскизного проекта особое внимание уделяется формообразованию, пропорциям будущих сооружений, соотношению разных частей проектируемого пространства, отношению его к существующим объемам. Здесь важно прийти к генеральному решению, не отвлекаясь на отдельные детали. Часто рассматриваются варианты проектного предложения. Они сравниваются по различным критериям (эстетическим, экономическим) и отбирается оптимальный вариант.

       Работа с архитектурными объемами в макете помогает решать проектные задачи, быстро вносить коррективы в проект, рассмотреть концепцию пространства в целом и ее части.

      Для изготовления макетов на этой стадии используют бумагу, картон, полистирол, иногда пластичные материалы (пластилин, глину). Применяют масштабы 1: 100, 1: 200.

      В процессе работы над проектом возникает целый ряд вопросов, которые помогает решать рабочий макет объекта. На этом этапе уточняется пространственно-пластическое решение в целом, прорабатываются отдельные детали сооружения или элементы пространства, уточняется конструктивная схема. Рабочее макетирование является наглядным способом предъявления замысла проектировщика, позволяет осуществить анализ и корректировку проекта. Для изготовления рабочего макета используют бумагу, картон, цветной картон, полистирол. Выполняют в масштабах 1: 75, 1: 100.

        Когда проект завершен, выполняют экспозиционный макет. Это окончательная модель сооружения или пространства. В зависимости от масштаба он отражает все необходимые элементы и обладает достаточно высокой деталировкой. Иногда макет делают разборным (со съемной кровлей или перекрытиями), чтобы максимально предъявить объемно- пространственные характеристики сооружения, представить элементы интерьера, мебель. Используют очень широкий спектр материалов: картон, пенокартон, полистирол, пластик, оргстекло, древесину и др. Масштаб экспозиционного макета зависит от размеров проектируемых пространств, объектов и может варьироваться от 1: 20 (интерьерный макет) до 1: 1000 (градостроительный макет). Применение цвета, световые инсталяции повышают выразительность макета.

      Экспозиционный макет – необходимое дополнение к графической части архитектурного проекта, позволяющее в полной мере предъявить пространственно-планировочную идею.

 

 5. ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ МАКЕТИРОВАНИЯ

 

    Для выполнения макета чаще всего используют бумагу или картон. Они легки и удобны в ручной обработке, обладают достаточной жесткостью, обеспечивающей прочность макета. Если используют рулонную бумагу, ее как правило выравнивают. Для этого необходимо намоченную рулонную бумагу натянуть на подрамник, следя за тем, чтобы углы были расправлены. При высыхании бумага натянется и поверхность будет ровной. Только после того, как бумага полностью высохнет, на ней можно начать работать. Картон или пенокартон не требует предварительной подготовки к работе.  

     При работе с бумагой или картоном применяются две основных операции: сгиб и создание ребер жесткости. Чтобы сделать из бумаги  криволинейную поверхность нужно пропустить ее через вал или через подходящий цилиндрический стержень, стараясь не допустить заломов и видимых сгибов. Бумага обладает деформационной «памятью» и таким образом обработанный лист будет сохранять свою форму. Другой способ придания листу криволинейной формы, часто используемый при создании тел вращения  (конуса, цилиндра)  –  создание ребристой кривой поверхности. Для этого нужно разделить развертку линиями ребер с шагом 3-5мм и макетным ножом надрезать лист с лицевой (чистовой) стороны сгиба на одну треть толщины листа бумаги, следя, чтобы его не прорезать. Надрезы выполняются макетным ножом по металлической линейке. Если обрабатываемый таким образом лист тонок, можно использовать неострый предмет (ножницы, нож внешней стороной). Ребра жесткости нужно не прорезать, а вдавливать. Размечать ребра следует твердым карандашом, не прикладывая лишних усилий с последующим удалением следов черчения либо размечать с помощью надсечек по краям листа.

     Тот же способ создания ребер жесткости используют и при изготовлении прямоугольных, многоугольных в сечении элементов макета. Ребра, грани сгибов должны быть четкими, без заломов и искривлений.

    При выполнении разверток макета из пенокартона особое внимание нужно уделить качеству среза. Чтобы добиться хорошего результата, необходимо использовать острый макетный нож, нескользящую металлическую линейку. Плоскость среза должна быть перпендикулярна плоскости развертки, или иметь нужный угол. От этого зависит качество последующей сборки всего макета.

   Если в изготовлении деталей макета используют дерево или пластик, необходимы специальные инструменты для обработки этих материалов. В профессиональных макетных мастерских детали для макетов изготавливают на высокоточных макетных станках, резку производит лазерная установка. В бытовых условиях с деревом работать сложно.

     После того как детали, развертки вычерчены и вырезаны, приступают к сборке макета. Перед началом сборки важно наметить последовательность соединения отдельных деталей и разверток в блоки, которые, в свою очередь, будут собраны на конечном этапе работы. Обычно сборка макета сооружения, как и в реальной жизни, производится снизу вверх. В ландшафтных макетах сначала выполняют поверхность земли, рельеф, а потом встраивают туда модели сооружений.

     Одним из способов соединения деталей макета является склейка встык. На торец детали, которую необходимо приклеить равномерно наносят слой клея и соединяют детали. Излишки клея нужно сразу же удалить. Частая ошибка – использование слишком большого количества клея, от чего стык выглядит неаккуратным. Желательно зафиксировать склеенные детали в нужном положении до схватывания клея.

      Другой способ соединения деталей макета – склейка при помощи полочки шириной 3-5мм, которую формируют отворачивая край бумаги, предварительно сделав надрез. Если такую полочку нужно сделать на криволинейном участке детали, то, во избежание коробления бумаги на участке склейки, на ней делают надрезы с одинаковым шагом. Иногда полочку формируют из мелких треугольных сегментов (например, когда угол соединения криволинейных деталей через полочку острый).

      Для изготовления стен здания в макете чаще всего используют картон разной толщины. В зависимости от выбранного масштаба его можно либо склеивать в несколько слоев, добиваясь нужной толщины стены, либо создавать полую конструкцию с наружной и внутренней плоскостями, соединенными полосками того же картона (каркас в миниатюре). Когда толщина стены достаточно большая, целесообразно использовать пенокартон вместо картона.

      При выполнении макета часто возникает необходимость изготовить колонны в нужном масштабе. Колонны квадратного или прямоугольного сечения сделать несложно. Изготовление круглых или овальных в сечении колонн требует больше усилий. Один из способов указан выше (с помощью ребер). Если деталь мелкая и сформировать ребра невозможно, применяют способ скатывания тонкой бумаги. Чаще всего для этого используют копировальную бумагу «кальку». Бумагу плотно и равномерно скатывают до нужного размера, обрезанный край приклеивают. Деталь можно покрасить или обклеить бумагой нужного цвета.

    Для изготовления окон, фонарей удобно использовать полимерные пленки. Они обладают достаточной жесткостью, легко режутся, не деформируются при контакте с клеем. Если необходимо показать в макете большие плоскости стекла, витражное остекление или фонари, понадобятся дополнительные ребра жесткости, обеспечивающие цельность и устойчивость конструкции. Расстекловку оконных блоков выполняют наклеивая полоски бумаги или вычерчивают специальной ручкой для пленки.

    

 Пример поэтапного выполнения макета здания (рис. 8).

          

        а

 

 

             б

 

 

Рис. 8. Макет жилого дома: а − цокольный уровень, б − 1-ый уровень

 

 

а

 

б

 

Рис. 9. Макет жилого дома а − 2-ой уровень, б − 3-ый уровень

 6. ВЫПОЛНЕНИЕ РЕЛЬЕФА, РАСТИТЕЛЬНОСТИ, ВОДОЕМОВ

 

      Важной характеристикой местности является рельеф. Часто проектировщик сталкивается с необходимостью отобразить рельеф в макете. Для изготовления такого макета понадобятся чертежи, на которых с помощью горизонталей изображен рельеф местности.

В качестве основания для будущего макета изготавливают подрамник нужных размеров. Подрамник состоит из рамы и покрытия. Раму обычно делают из брусков древесины с просветами 300-500мм. Покрытие – из фанеры или оргалита толщиной 4-5мм. Крепится покрытие к раме шурупами или гвоздиками с помощью клея. Если в дальнейшем подрамник планируется обтянуть ватманом, важно защитить шурупы от коррозии. Иногда в качестве подмакетника используют лист фанеры или оргалита без рамы (если макет небольшой и жесткости самого листа достаточно, чтобы сохранить плоскость неизменной). Для воспроизведения рельефа в макете по чертежам необходимо точно и в соответствии с масштабом перенести конфигурацию и отметки горизонталей на подоснову. Принцип работы – создание слоистой конструкции из картона. Применяют картон толщиной 0, 2-2мм или гофрированный картон. При правильно подобранной толщине картона можно создать рельеф в макете с необходимой разностью отметок горизонталей. Для точности изготовления рельефа нужно склеивать плоскости отметок от основания, т. е. подмакетника, снизу вверх, с промежуточными измерениями и корректировкой высоты. Если разница в отметках рельефа достаточно большая, важно установить вертикальные ребра жесткости с внутренней невидимой стороны рельефа. Плоскости горизонталей должны быть плотно приклеены по всей длине. Для приклеивания тонкого картона используют резиновый клей. Нужно равномерно нанести слой клея на обе детали, дать подсохнуть и склеить их. Более толстый и жесткий картон или гофрированный картон можно склеивать клеем ПВА. После сборки рельефа боковые плоскости обклеивают листами картона нужной конфигурации. Пример выполнения рельефа (рис. 9).

 

 

Рис. 10. Рельеф в макете

      

 

    Часто проектировщик сталкивается с необходимостью отобразить в макете природную среду (растительность, водоемы и др. ). Способ моделирования деревьев, кустарников, газонов зависит от выбранного масштаба макета. Главное правило здесь – соразмерность. Масштаб растительности должен соответствовать масштабу сооружений и в целом макета. Для изготовления объемных моделей деревьев могут использоваться бумага, картон, полистирол, поролон, мелкий кустарник, мох, проволока, нитки и др.  

     Рассмотрим несколько способов моделирования деревьев:

- Бумагу или картон нарезают кружочками разного диаметра и нанизывают послойно на деревянный или металлический стержень, создавая подобие кроны.

 - Из бумаги вырезают 3-4 детали фронтальной проекции дерева и крепят их по оси ствола, равномерно распределив.

- Подбирают ветки нужного масштаба. Их можно покрасить в любой цвет. Крепят деревья в основание с помощью клея, предварительно проделав отверстие.

    

      В ландшафтных макетах иногда необходимо отобразить водоемы. Изображая водную гладь не обязательно стремиться к реалистичному образу. Важно передать такое качество воды как отражающая способность. Для этого используют разные полимерные пленки, оргстекло или акрил. Чтобы усилить эффект отражения, под оргстекло или пленку кладут фольгу. Если нужно придать воде оттенок какого-нибудь цвета, под пленку кладут цветную бумагу.

 

 

7. ПРИМЕНЕНИЕ ЦВЕТА В МАКЕТАХ

 

    Одним из важнейших факторов зрительного восприятия человеком окружающей среды является цвет. В искусстве, в архитектуре широко используются выразительные возможности цвета, его способность эмоционально воздействовать на человека и влиять на форму и на пространство. В макетировании очень часто используют цвет. Цвет в пространственных структурах помогает как проявлять форму, делать акценты, разделять пространства, так и соединять разные объемы. Все зависит от задач, которые ставит перед собой проектировщик. В экспозиционных макетах, где объекты и окружающую среду отображают с максимальной точностью, стремясь к реалистичности, цвет – одна из важных характеристик. Макеты интерьеров как правило выполняют цветными.  

    Для придания определенного цвета деталям макета используют цветную бумагу. С помощью резинового клея ее наклеивают на поверхность детали или развертки. Если нужно использовать цвет, которого нет в наборе, можно сделать выкраски своими руками. Для этого натягивают ватман на подрамник и обычно акварельными красками создают требующийся оттенок. Можно использовать и более плотные краски на водной основе (гуашь, тушь) и получить насыщенные цвета. Иногда проектировщики используют в изготовлении макетов  напечатанные  цветные  развертки, проекции деталей.

    Примеры макетов с использованием цвета (рис. 10, 11).

 

 

Рис. 11. А. Аалто, макет «Вилла Майреа»

 

    Рис. 12. Г. Холяйн, музей вулканизма, макет

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

          

     В данных рекомендациях рассмотрены вопросы, связанные с макетированием в архитектурной практике, приведены практические советы по выполнению макетных работ.

   Макетирование – поле для широкого творчества. Здесь нет жестких правил и архитекторы,  дизайнеры  могут проявить свою изобретательность.

   Макет был и остается мощным инструментом проектировщика, необходимым дополнением в предъявлении пространственных идей, обретая иногда качества произведения искусства, восхищая и вдохновляя нас.

      

   

 

 Библиографический список

1. Топчий, И. В. «Довузовская подготовка архитектора» учебное пособие. / И. В. Топчий,  Н. В. Калмыкова,  О. А. Алонова и др. – Москва.: МАРХИ, 2006.

2. Мардасов, Н. Д. Архитектурные макеты / Н. Д. Мардасов – М.: Стройиздат, 1965.

3. Hart S. Frank Lloyd Wright / Spenser Hart. – London, 1993.

4. Jodidio, P. Richard Meier / Philip Jodidio. – TASCHEN, 1995.

5. http: //www. maket-market. ru/maket/stati/92-aktualnost-maketov-segodnya

6. http: //dachnaya-zhizn. ru/arkhitekturnyjj-maket-iz-bumagi

7. http: //prosto-maket. ru/portfolio

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.