Критерии оценивания
| Баллы
|
К1. Соответствие теме
|
Выпускник в той или иной форме рассуждает на предложенную тему, выбрав убедительный путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т. п. ), коммуникативный замысел сочинения выражен ясно.
|
|
Выпускник поверхностно рассуждает на предложенную тему, коммуникативный замысел сочинения прослеживается.
|
|
Сочинение не соответствует теме, и/или коммуникативный замысел сочинения не прослеживается.
|
|
К2. Привлечение литературного материала
|
Выпускник при раскрытии темы сочинения строит рассуждение на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по собственному выбору, определяя свой путь использования литературного материала; показывает разный уровень его осмысления: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т. п. ) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания; допущено не более 1 фактической ошибки, связанной со знанием литературного материала (ошибка в написании автора и названия произведения, имен персонажей и топонимов произведения, в изложении сюжетной линии, литературных и исторических фактов и т. п. )
|
|
Выпускник строит рассуждение с опорой на литературный материал, но ограничивается общими высказываниями по поводу художественного произведения; и/или ограничивается простым пересказом художественного произведения; и/или допущены 2-4 фактические ошибки, связанные со знанием литературного материала.
|
|
Сочинение написано без привлечения литературного материала, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения, и/или сочинение содержит 5 и более фактических ошибок.
|
|
К3. Композиция
|
Сочинение отличается композиционной цельностью, логичностью изложения мыслей и соразмерностью частей, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов.
|
|
Сочинение отличается композиционной цельностью, его части логически связаны между собой, но внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы, и/или в сочинении прослеживается композиционный замысел, но есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями, и/или мысль повторяется и не развивается.
|
|
Грубые логические нарушения мешают пониманию смысла написанного, или отсутствует тезисно-доказательная часть, или аргументация не убедительна.
|
|
К4. Качество речи
|
Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает штампов.
|
|
Выпускник точно выражает мысли, но его речь характеризуется бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи.
|
|
Низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла, или сочинение написано бедным, примитивным языком, или изобилует просторечными выражениями и вульгаризмами.
|
|
К5. Оригинальность сочинения
|
Выпускник демонстрирует творческий, нестандартный подход к раскрытию темы (в сочинении отмечаются интересные мысли, или неожиданные и вместе с тем убедительные аргументы, или свежие наблюдения и проч. ) или яркость стиля.
|
|
Выпускник не демонстрирует самостоятельности мышления, и/или творческого, нестандартного подхода, и/или оригинальности стиля.
|
|
К6. Речевые нормы
|
Допущено не более 2 речевых ошибок.
|
|
Допущены 3-4 речевые ошибки.
|
|
Допущены 5 и более речевых ошибок.
|
|
К7. Орфографические нормы
|
Орфографических ошибок нет, или допущена 1 негрубая ошибка.
|
|
Допущены 2-3 орфографические ошибки.
|
|
Допущены 4-5 орфографических ошибок.
|
|
Допущено более 5 орфографических ошибок.
|
|
К8. Пунктуационные нормы
|
Пунктуационных ошибок нет, или допущена 1 негрубая ошибка.
|
|
Допущены 2-3 пунктуационные ошибки.
|
|
Допущены 4-5 пунктуационных ошибок.
|
|
Допущено более 5 пунктуационных ошибок.
|
|
К9. Грамматические нормы
|
Допущено не более 2 грамматических ошибок.
|
|
Допущены 3-4 грамматические ошибки.
|
|
Допущено 5 и более грамматических ошибок.
|
|
К10. Фактическая точность в фоновом материале
|
Фактические ошибки отсутствуют.
|
|
Допущены фактические ошибки в фоновом материале (одна и более).
|
|
МАКСИМАЛЬНЫЙ БАЛЛ
|
|