Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Джейн Гудолл



 

Джейн Гудолл - известнейший приматолог с мировым именем и активный борец за охрану природы. Она широко известна благодаря своему более чем 45-летнему изучению социальной жизни шимпанзе в Национальном парке Гомбе-Стрим в Танзании и как основательница международного Института Джейн Гудолл. Последние 50 лет своей жизни эта удивительная и ни на кого не похожая женщина посвятила популяризации знаний о поведении шимпанзе. Джейн было едва за 20, когда впервые она приехала в Танзанию для изучения группы этих диких животных, надеясь, что изучение поведения шимпанзе в естественных условиях поможет людям лучше понять механизмы эволюции.

Джейн Гудолл родилась 3 апреля 1934 в Лондоне в семье писательницы и бизнесмена. С самых ранних лет у Джейн наблюдались неподдельная любознательность и интерес к животным. Первым опытом наблюдения за животными стало многочасовое исследование Джейн процесса откладывания курицей яиц в курятнике. Тогда она изрядно напугала потерявших ее родителей. В 1957 приглашенная своей подругой в Кению, она впервые отправляется в Африку. В скором времени там происходит судьбоносная встреча с антропологом и палеонтологом Луисом Лики, изменившая всю ее жизнь. Луис Лики искал человека для изучения шимпанзе в естественной среде, но не просто изучения приматов, а их социальной жизни, их эволюции. У Джейн тогда, помимо сильного желания изучить и понять животных, не было ни диплома, ни опыта в этой области, но это, скорее, сыграло решающую роль, так как, по словам Лики, это будет «свежий взгляд без предубеждений», без заложенного университетской программой паттерна поведения. После того, как Национальное Географическое Сообщество выделило грант на исследования, Джейн отправилась навстречу приключениям, о которых так мечтала в детстве.

Исследования обезьян. Луис Лики специально «под Джейн» организовал приматологический центр Тигони (ныне — Национальный приматологический центр Кении). Джейн сразу же приступила к работе. Каждый божий день с раннего утра до позднего вечера она бродила по лесу в поисках объектов исследования, сначала в сопровождении кого-нибудь из егерей или проводника из местных, а потом и в одиночку. В первые дни шимпанзе убегали, но постепенно они привыкли к ее присутствию. До работ Джейн Гудолл поведение и интеллект шимпанзе ученые изучали только в лабораторных условиях. Благодаря Джейн мы узнали об этих высших приматах много такого, о чем раньше и не подозревали.

Джейн провела много времени, наблюдая за животными через бинокль, постепенно подбираясь все ближе, чтобы они привыкли к ее присутствию. По истечении шести месяцев она совершила три открытия, которые перевернули научный мир с ног на голову.

Первому открытию поспособствовало то, что Джейн однажды увидела, как шимпанзе набросился на труп какого-то небольшого животного – это опровергло устоявшееся представление, будто обезьяны не едят мяса. Отличительной чертой плотоядного шимпанзе была седая бородка, поэтому Джейн окрестила его Дэвидом Седобородым. Джейн впервые обнаружила, что шимпанзе регулярно охотятся, причем коллективно, и едят мясо. Их добычей чаще всего становятся небольшие обезьяны. Сама Джейн в первые годы пребывания в Гомбе наблюдала охоту на детенышей лесной свиньи, бушбоков и обезьян колобусов. Раньше считалось, что шимпанзе — чистые вегетарианцы и лишь изредка разнообразят свой рацион. Недели через две она снова наблюдала за Дэвидом и на этот раз увидела нечто еще более невероятное.

Это было второе открытие. Она наблюдала однажды, как старый шимпанзе, носивший данное ею имя Дэвид Серая Борода, использует веточки, чтобы извлечь насекомых из термитника. Так, Джейн Гудолл первой открыла, что шимпанзе используют примитивные орудия. Они достают термитов из термитников с помощью тонких веточек, при помощи ветвей они добывают и мёд диких пчел из дупел; чтобы разбивать орехи, они используют различные камни и в качестве молотка, и в качестве наковальни. Более того, Джейн наблюдала, что эти обезьяны не только используют орудия, но даже их изготовляют! До ее наблюдений господствовало мнение, что если отдельные животные и используют орудия, то изготавливать их могут только люди. Когда Джейн сообщила об этом Луису Лики, тот пришел в восторг и написал в ответ: «Теперь мы должны пересмотреть либо понятие «орудие», либо понятие «человек», либо считать шимпанзе людьми».

Джейн первой стала давать шимпанзе имена. До этого зоологи всегда называли подопытных животных только по номерам. Считалось (и многими считается и сейчас), что имена придают объектам изучения личностную, эмоциональную окраску, а это лишает исследование объективности.

Именно такое личностное отношение помогло Гудолл тщательно изучить характер каждой отдельной особи, отношения в группе, социальную иерархию и ее динамику. Благодаря статьям и книгам Джейн Гудолл мы познакомились с мудрым Дэвидом Седобородым, который первым подошел к Джейн, его другом вожаком Голиафом, преданной матерью Фло, ее отпрысками Флинтом, Фифи и Фиганом и многими другими яркими индивидуальностями. Например, с хитроумным Майком, который, будучи самым маленьким и слабым из взрослых самцов, а потому находясь на последнем месте в группе, вооружился пустыми гремящими канистрами из-под керосина, напугал сородичей и сместил Голиафа с доминантной позиции. Канистры вскоре убрали, но дело было сделано — Майк оставался главным в течение шести лет, пока его в свою очередь не сместил Хэмфри, более молодой, рослый и агрессивный самец. А сообразительный Фиган, будучи еще подростком, научился уводить сотоварищей с места подкормки, чтобы потом вернуться и в одиночестве наслаждаться лакомством – таким образом, он планировал свои действия. Его «разумное», обдуманное поведение не раз изумляло исследовательницу, поэтому никто не удивился, когда, повзрослев, Фиган стал вожаком в своей группе. Выяснилось, что главными в сообществе шимпанзе могут стать не только самые крупные и агрессивные самцы, но и самые сообразительные. Благодаря работе Гудолл мы много узнали о сложной организации сообщества шимпанзе, о взаимоотношениях в их группах — и об отношениях различных их сообществ между собой.   

Каждый сезон наблюдений приносил все новые и новые открытия. Так, в 70-ых годах Джейн наткнулась на мрачные стороны жизни шимпанзе. Исследовательница впервые наблюдала и описала войны среди шимпанзе. На территории заповедника, кроме клана Казакела в центральной части, за которым велось наблюдение, существовало еще несколько групп шимпанзе. Во время правления Хэмфри часть взрослых самцов отделилась от основной группы и ушла в южную часть Гомбе, Кахаму. Когда вожаком стал Фиган, он повел против них настоящую войну. Тактика шимпанзе была проста: они выслеживали противников по одиночке, нападали на них, жестоко били, кусали и оставляли умирать от полученных ран. На женской половине тоже далеко не все обстояло благополучно. У одной из самок, Пейшон, и ее дочери Пом появилась жуткая привычка отбирать у матерей, убивать и поедать новорожденных детенышей. Другие самки высокого ранга не доходили до такой крайности, но также нападали на матерей, занимавших подчиненное положение, и отбирали у них младенцев. Но наряду с такой жестокостью шимпанзе свойственен и альтруизм. Например, два самца-подростка, Спайндл и Бетховен, рано потерявшие матерей, взяли под свою опеку двух маленьких сирот, Мел и Дарби. Эти малыши, которым было по три — три с половиной года, не были родственниками молодых опекунов. Спайндл даже позволял Мелу ночью спать с ним в одном гнезде, делился с ним едой, позволял ездить на себе верхом, а во время дождя прикрывал его своим телом, прижимая к животу — словом делал почти все, что делают матери-шимпанзе.

День за днем в Гомбе велись наблюдения за шимпанзе. Изучалось их поведение, способы питания, структура сообществ, особенности материнского поведения и развития детенышей. Джейн удалось то, что ни до нее, ни после не удавалось ни одному человеку — она стала членом обезьяньего сообщества. Подружившись с одной из высокоранговых самок, исследовательница вошла в семейство в качестве ее «подружки», при этом самой последней в иерархии. 22 месяца она провела в группе шимпанзе, бродила вместе с ними по их угодьям. Она смогла вблизи наблюдать их повседневную жизнь и даже в ней участвовать — до тех пор, пока власть в группе не захватил агрессивный самец, не терпевший белую «обезьяну», и ее изгнали. Как вспоминала впоследствии Джейн, это был один из самых горьких моментов ее жизни. И с каждым днем она все больше убеждалась, что шимпанзе очень на нас похожи.

В 1962 году Луис Лики прислал в Гомбе фотографа и кинооператора Гуго ван Лавика. По заказу Национального географического общества он должен был снять фильм о шимпанзе. Благодаря фильму Гуго ван Лавика «Люди леса» весь мир узнал о шимпанзе клана Казакела, о Фло, ее детях и ближайших родственниках.

Исследования популяции шимпанзе в Гомбе, начавшиеся в 1960 году, продолжаются до сих пор — уже 55 лет. Это самые длительные исследования поведения животных в естественной среде в истории. Потомков первых шимпанзе, с которыми вступила в контакт Джейн, снимают и изучают новые ученые и кинооператоры, которые когда-то приезжали сюда студентами. В Центре работает и много коренных танзанийцев. Животные в Гомбе живут на воле, а люди — за решеткой: лагерь исследователей окружен мощной стальной решеткой, за которую обезьяны и другие лесные жители не могут проникнуть, так что дети, а также съестные припасы и другое имущество находятся в полной безопасности. Сама Джейн сейчас в Гомбе постоянно не живет, но регулярно туда приезжает, чтобы проверить, как идут дела, пообщаться с животными и набраться сил для продолжения своей деятельности.

В 1977 году Гудолл основала Институт Джейн Гудолл, для поддержки заповедника Гомбе. Институт имеет 19 отделений по всему миру. Институт Джейн Гудолл широко известен в мире благодаря разработке новаторских программ, направленных на обеспечение охраны природных богатств и развития Африки. Сегодня, являясь послом ООН, Джейн проводит много времени в поездках, читая лекции и рассказывая людям о подробностях катастрофического положения, в котором сегодня оказались многие виды диких животных. 300 дней в году она проводит в поездках по городам и странам. В настоящее время Джейн занимается запуском компании по ужесточению контроля за международными перевозками частей диких животных. В последние годы Джейн активно выступает за введение строгих законодательных ограничений на содержание экзотических животных в частных руках. Она убеждена в том, что дикие животные, такие как приматы, кошачьи и многие другие очень страдают в неволе и прилагает много усилий для распространения этой информации и изменения законодательства.

Заслуги Джейн Гудолл и в сфере науки, в области защиты природы получили всемирное признание. Трудно перечислить все награды и титулы Джейн Гудолл, назовем только главные из них: кавалерственная дама Ордена Британской империи (1995 и 2004), лауреат Международной премии мира (1999), посол Мира ООН (2002). Сейчас Джейн уже за 80, но она продолжает свою деятельность, несмотря на возраст.

 Итоги. Исследовательница внесла огромный вклад в наши знания и представления о жизни человекообразных обезьян:

· Она показала, что шимпанзе не только используют примитивные орудия для своих нужд (например, достать термитов), но и способны в зачаточной степени к их изготовлению, что отличает человекообразных от остальных животных.

· Джейн открыла, что шимпанзе являются плотоядными животными, а не травоядными, как ранее считалось.

· Она выявила у шимпанзе достаточно развитые социальные отношения с их иерархиями, совместными войнами, охотами, охраной своей территории и т. п.

· Гудолл стала давать своим обезьянам не номера, как было принято всегда, а имена, тем самым отмечая свою эмоциональную сопричастность. Не всеми учеными это одобрялось, однако подобная практика прижилась.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.