Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Бабушка Евдокия Поликарповна Михайлова



Бабушка Евдокия Поликарповна Михайлова

  Трудная, как и у всего её поколения, жизнь. Отец, Поликарп Жуковский, погиб в первую мировую войну. Две сестры моей бабушки, Василиса и Елена, состарились уже при мне, и я их хорошо помню. Василиса – тёща Терещенкова Николая Филипповича, ветерана войны, жила в доме зятя в тепле и уюте. Елена же была одинокой. После войны её, как работника ж/д, отправляли в командировку в Карелию. Там она вроде собиралась выйти замуж, но что-то не сложилось. Вернулась. До пенсии работала она путевым обходчиком и жила в «большом» (железнодорожном) доме. Коллегой её по работе была Соловьёва Ольга, которая тоже жизнь прожила одна, в молодости родив сына Николая и оставшись без уехавшего от неё мужа.

 Во время войны бабушке моей горя хватило. Дети пухли от голода и умереть могли в любое время. Это и произошло с только что родившейся девочкой. Жалела мама, что нет у неё сестрички…Работала Евдокия Михайловна на железной дороге, с Ульяной Зенкевич занималась также оповещением и сбором людей по деревням на ремонт дороги, которую постоянно бомбили немцы. С этим было очень строго, никто не имел права отказаться.

 Мой отец, тогда ещё мальчишка и живший в деревне Данилино, рассказывал, что много раз видел, как вдалеке над Кащёнкаминемецкие самолёты крутили свою жуткую смертельную карусель и раздавались тяжёлые взрывы. «Вот людям там достаётся…» - думал и не знал, что будущая его жена Надя там где-то прячется… Воронки от авиабомб ещё в моей молодости были большими и глубокими; расчищая покосы, мы бросали в них всякую древесную мелочь.

Сколько я себя помню, бабушка нигде не работала, занималась только домашним хозяйством. Кстати, мама наша, хоть и не сразу, после замужества, стала тоже домохозяйкой. Когда моя сестра Нина немного подросла, бабушка настоятельно советовала маме идти работать. Да она и сама часто об этом задумывалась, рассказывая о своей работе в детстве на железной дороге. Об этом я написал в «Мама – стрелочница». Маленькой же Ниной много занималась бабушка Дуня.

Была бабуля наша смиренной и тихой, очень доброжелательной, настрадавшись за свою жизнь. Я не помню её раздражительной, она могла только поворчать. На здоровье бабушка почти не жаловалась; до поздней осени ходила босиком. Крапиву называла «стракива» и собирала её без рукавиц. Читать и писать бабушка почти не умела, но деньги немного считала. Хорошо запомнились мне наши с ней поездки на мотоцикле. Она боялась этого транспорта и, слезая, говорила: «Заморилась я больше, чем шла бы пешком»…

  Очень рада была бабушка появлению моей дочери Оли (Валя родилась в год смерти Евдокии Поликарповны) и называла её на свой манер – Вольга. Никогда бабуля не интересовалась событиями вне нашей деревни, и её сын, мой родной дядя Василий Гаврилович, однажды пошутил: «Мама, наверное, до сих пор думает, что нами правит Хрущёв»…

Тяжело дался бабушке её младший сын Владимир. Она в нём души не чаяла, с самого его рождения и до самой своей смерти. Жили они вместе, хоть и пытался он устроиться самостоятельно.  Всё она ему прощала…Жизнь его сложилась просто и непросто…



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.