Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Самостоятельная работа курсантов –это планируемая работа, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.



 

 

Самостоятельная работа курсантов –это планируемая работа, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Самостоятельная работа курсантов является составной частью учебной процесса и имеет целью закрепление и углубление полученных знаний и навыков, поиск и приобретение новых знаний, а также выполнение учебных заданий, подготовку к предстоящим занятиям, зачетам и экзаменам.

Самостоятельная работа предназначена не только для овладения каждой дисциплиной, но и для формирования навыков самостоятельной работы вообще, в учебной, научной, профессиональной деятельности, способности принимать на себя ответственность, самостоятельно находить конструктивные решения и т. д.

Самостоятельная работа курсанта под руководством преподавателя протекает в форме делового взаимодействия: курсант получает непосредственные указания, рекомендации преподавателя об организации самостоятельной деятельности, при этом преподаватель выполняет функцию управления через учет, контроль и коррекцию ошибочных действий.

Непосредственная организация самостоятельной работы курсантов протекает в два этапа.

Первый этап – это период начальной организации - участие преподавателя в деятельности курсантов, с обнаружением и указанием причин наличия ошибок.

Второй этап – период самоорганизации, когда не требуется непосредственного участия преподавателя в процессе самостоятельного формирования знаний курсантов.

Успешность самостоятельной работы определяется степенью подготовленности курсанта. По своей сути самостоятельная работа предполагает максимальную активность студентов в различных аспектах: организации умственного труда, поиске информации, стремлении сделать знания убеждениями.

Технология организации самостоятельной работы курсантов.

Самостоятельная работа способствует углублению и расширению знаний, формированию интереса к познавательной деятельности, овладению приемами процесса познания, развитию познавательных способностей. Различают три уровня самостоятельной деятельности:

1) репродуктивный (тренировочный);

2) реконструктивный;

3) творческий, поисковый.

При подготовке к семинарским занятиям и зачету по дисциплине «Педагогические основы воспитательной работы в органах внутренних дел» курсанту необходимо:

- изучить рекомендованную литературу в библиотеки академии, других библиотеках или интернет ресурсах;

- провести анализ информации по теме;

- подготовить планы, заметки, выписки, конспекты по теме;

- сформулировать вопросы;

- подготовить реферат, доклад.

Для поиска информации в библиотеки необходимо умение пользоваться каталогом. Виды каталогов:

- Алфавитный каталог – все карточки на книги расположены в строгом алфавитном порядке;

- Систематический каталог – все карточки на книги расположены по отраслям знаний;

- Предметный каталог – все карточки на книги расположены по конкретным вопросам;

- Электронный каталог – библиотечный каталог в машиночитаемой форме.

Кроме каталогов, в библиотеке имеются картотеки. Картотеки журнальных и газетных статей наиболее оперативно дополняются новой информацией, ещё не нашедшей отражения в книгах. Как ясно из названия, в картотеках отражены статьи из журналов и газет. Эти картотеки регулярно пополняются и редактируются.

Алгоритм поиска литературы по алфавитному каталогу. Начиная поиск, прежде всего, уточните, к этому ли каталогу вы обратились. Алфавитный каталог отвечает на вопросы:

· Имеется ли в библиотеке нужная вам книга;

· Какие книги интересующего вас автора имеются в библиотеке;

· Какие издания интересующей вас книги имеются в библиотеке.

Далее уточните, по каким «паспортным данным» книги ее нужно разыскивать:

· по фамилии индивидуального автора (если их не более трех);

· по коллективному автору (если это документы государственных органов);

· по изданию книги (если авторов более трех, если разыскивается сборник статей, справочник, словарь).

Затем, приступайте к поиску книги.

Алгоритм поиска литературы по систематическому каталогу. Начиная поиск, убедитесь, к этому ли каталогу вы обратились. Систематический каталог отвечает на вопрос, какие книги по интересующей читателя отрасли знаний, теме имеются в библиотеке. Если вы точно не знаете раздела каталога, к которому следует обратиться, начинайте поиск с алфавитно-предметного указателя (АПУ), который является " ключом" к систематическому каталогу. В АПУ в порядке алфавита расставлены карточки с описанием предметов (ключевых слов) и указанием раздела (индекса) систематического каталога. Выпишите интересующий вас индекс. На этом поиск литературы по систематическому каталогу завершен.

Для поиска информации в Интернете разработаны специальные информационно-поисковые системы. Поисковые системы имеют обычный адрес и отображаются в виде Web-страницы, содержащей специальные средства для организации поиска (строку для поиска, тематический каталог, ссылки). Для вызова поисковой системы достаточно ввести ее адрес в адресную строку браузера.

Словарные поисковые системы – это мощные автоматические программно-аппаратные комплексы. Основой поисковых систем являются так называемые поисковые машины, или индексы. Пользователь в рамках соответствующего интерфейса формулирует запрос, который обрабатывается системой. Запрос – это ключевое слово или фраза, сформированная по определенным правилам – с помощью языка запросов, которую вводит пользователь в строку поиска.

Однако необходимо помнить, что информация интернет ресурсов не всегда является достоверной. Курсанту необходимо внимательно проводить отбор интересующей его интернет-информации, использовать электронные учебники или официальные электронные источники.

Самый важный момент в процессе подготовки курсанта — это изучение, анализ и конспектирование литературных источников.

Для того чтобы получить целостное представление об изучаемой проблеме, первоначально следует ознакомиться с соответствующей лекцией или главой рекомендованного учебника (учебного пособия). Прежде чем делать выписки из литературы, необходимо прочитать главу, уловить основную мысль автора, сопоставить ее с имеющимся планом работы, сделать пометки с помощью закладок, а затем уже приступать к изложению основных положений в специально отведенных для этого тетрадях и на листах. Изучение нормативных актов следует проводить в таком же порядке.

Следует избегать частого и неоправданного цитирования одного автора. Надо изучать также новые и новейшие журнальные и газетные статьи, в которых проанализированы современные политико-правовые процессы. Некоторые труды прошлых лет могут быть рекомендованы кафедрой для расширения кругозора и критической оценки выраженных в них суждений. При этом необходимо помнить, что и в ряде старых изданий проблемы и категории права разработаны с научных позиций и не потеряли ценности и в наши дни. Самостоятельный подход к высказанным положениям и выводам, их сопоставление — непременное условие выполнения данной работы. Таким образом, собранная информация должна быть объективной, достаточно полной и отражать существо проблемы.

Особо следует подчеркнуть значение нормативного материала, используемого автором. Ссылки на Конституцию ДНР, международно-правовые документы, законы и подзаконные акты должны присутствовать в работе курсанта.

При работе с этим материалом необходимо учитывать, что ссылки на законодательство должны быть точными и включать полное название акта, дату принятия и название органа (должностного лица), его принявшего.

Весьма ценным является подкрепление теоретических сведений и положений фактами практической деятельности.

В процессе самостоятельной работы у курсанта могут возникнуть вопросы по теме, которые необходимо сформулировать, записать и озвучить на семинарском занятии.

Написание реферата или доклада является неотъемлемой частью самостоятельной работы, ее результатом. Реферат - это самостоятельная научно-исследовательская работа курсанта, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. Содержание материала должно быть логичным, изложение материала носит проблемно-поисковый характер.

Тематика рефератов определяется преподавателем, а право выбора темы реферата предоставляется самому курсанту. Название реферата, поданного преподавателю, может не совпадать с названием из предлагаемого списка, но должно соответствовать тематике и географическим и временным рамкам изучаемой дисциплины, а так же предварительно согласовано с преподавателем.

Преподаватель должен ознакомить курсантов с требованиями, предъявляемыми к форме написания реферата, определить его примерный объем, количество первоисточников, которые будут проанализированы в работе. Помощь в выборе литературы для реферата также входит в компетенцию преподавателя.

Работу по подготовке доклада можно подразделить на две основные фазы:

-планирование и подготовку доклада;

-практическая реализация доклада.

В подготовительной фазе необходимо учитывать три фактора:

Во-первых, тему и цель выступления, которые обычно задаются преподавателем. Важно, чтобы тема представляла интерес для выступающего и его слушателей;

Во-вторых, участников и аудиторию, которые также не выбираются выступающим, как правило, это учебная аудитория, в которой проводится семинар.

В-третьих, условия: место и время.

Эффективность доклада на практическом занятии оценивается по трем критериям:

1. Соответствие содержания доклада его цели и задачам.

2. Степень и характер активности слушателей во время доклада.

3. Степень влияния услышанного как на интеллект, так и на чувства слушателей.

Основными элементами структуры доклада являются:

1. Введение, которым докладчик привлекает внимание слушателей и настраивает их на тему своего выступления.

2. Основная часть, в которой раскрываются главные пункты доклада.

3. Заключение, в котором подводятся итоги.

 

Темы для самостоятельной работы курсантов по дисциплине

«Педагогические основы воспитательной работы в органах внутренних дел»:

№ п/п Название темы Количество часов  
Тема 1. Общие основы педагогики  
Тема 2. Педагогические основы теории воспитания  
Тема 3. Профессиональное образование и обучение сотрудников ОВД.  
Тема 4. Педагогика в правоохранительной деятельности.  
Тема 5. Содержание воспитательной работы в органах внутренних дел.  
Тема 6. Методы воспитательной работы с сотрудниками органов внутренних дел.  
Тема 7. Индивидуальный подход в воспитании сотрудников органов внутренних дел.  
Тема 8Тема 8. Педагогические аспекты общения сотрудников ОВД.  
Тема 9. Педагогическая культура личности сотрудника ОВД.  

ВСЕГО

 


  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.