Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования



 

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Саратовский государственный медицинский университет имени В. И. Разумовского

Министерства здравоохранения Российской Федерации

(ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского Минздрава России)


Кафедра педагогики, образовательных технологий и профессиональной коммуникации

РЕФЕРАТ

Дисциплина: Профессиональная коммуникация

Тема: Виды и приемы манипулирования

                                                                     Выполнила:      

                                                                                      Маликова Зухра Сахрудиновна

                                                                          Группа №4  лечебный факультет

                                                                          Проверила:

                                                                          Старший преподаватель

                                                                         Кудашева Зульфия Эиповна

 

 

Саратов 2022


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................................................. 3

ТЕРМИН «МАНИПУЛЯЦИЯ»................................................................................................................. 4

ВИДЫ МАНИПУЛИРОВАНИЯ.............................................................................................................. 5

ПРИЕМЫ МАНИПУЛИРОВАНИЯ......................................................................................................... 7

МАНИПУЛИРОВАНИЕ В ОБЩЕНИИ ВРАЧА С ПАЦИЕНТАМИ................................................ 10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................................................................................... 12

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ........................................................................................................................ 13


ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время проблема коммуникации между людьми, а в особенности врача и пациента является особенно актуальной. Большую популярность набирает мнение о том, что врач лечит не только различными действиями и препаратами, но и словом. Действительно, медицинский работник должен обладать особыми навыками в области профессиональной коммуникации, чтобы наиболее эффективно выстраивать диалог с пациентом. Врач в общении с больным использует различные тактики и стратегии, способы поддержки эмоционального состояния, а также влияния на пациента. Одним из способов воздействия является манипулирование, которое может использоваться медицинскими работниками, но только в благих целях.

В психологии манипуляцией называют психологическое воздействие, побуждающее человека изменить отношение к чему-либо или принять решение в нужном для манипулятора направлении. Чаще всего манипуляция понимается как нечто отрицательное, но это не всегда так. Медицинские работники используют манипуляции, которые совершаются из благих побуждений. Добродетельный блеф выражает такие интересы человека, которые совместимы с общечеловеческими ценностями. Примерами могут служить: умолчание врачом какой-то информации, которая может дестабилизировать эмоциональное состояние больного или ложное сообщение, которое укрепляет веру больного в свое выздоровление.

Исходя из темы объектом является манипуляция, ее виды и приемы, а предметом - особенности использования манипуляций в общении врача с пациентами.

В данной работе главной целью является изучение видов и приемов манипулирования, в том числе в профессиональной коммуникации врача с пациентами. Поставленная цель достигается решением следующих задач:

1) определением значения термина «манипуляция»;

2) изучением видов и приемов манипуляции;

3) определением значения и особенностей манипуляций в профессиональной деятельности врача.


ТЕРМИН «МАНИПУЛЯЦИЯ»

Манипуляция - тип социального воздействия или социально-психологический феномен, представляющий собой деятельность с целью изменить восприятие или поведение других людей при помощи скрытой и насильственной тактики в интересах манипулятора.

Поскольку такие методы продвигают интересы манипулятора за счёт других людей, они могут считаться насильственными, но социальное воздействие не во всех случаях бывает отрицательным. Воздействие считается безвредным, если не является принудительным и уважает право человека принять его или отклонить.

Основные признаки манипуляции: психологическое воздействие; другой человек воспринимается манипулятором как средство достижения личных целей; желание получить односторонний выигрыш; факт воздействия и его направленность имеют скрытый характер; манипуляции свойственно использовать психологические силы, играть на слабостях.

Согласно Е. Л. Доценко, все человеческие поступки можно расположить вдоль ценностной оси «отношение к другому как к ценности — отношение к другому как к средству». Первый полюс (субъектный) предполагает признание самоценности другого человека. Второй полюс (объектный), напротив, предполагает отношение к другому человеку как к орудию для достижения своих целей. Е. Л. Доценко выделил пять типов установок на взаимодействие, одним из которых является манипуляция.

Манипуляция характеризуется: отношением к партнёру как к «вещи особого рода» (тенденция к игнорированию его интересов и намерений присутствует, но не носит всеобъемлющий характер); стремлением иметь одностороннее преимущество, сочетающимся с оглядкой на производимое впечатление; наличием скрытого воздействия с привлечением не прямого, а опосредованного давления (провокация, обман, интрига).

Таким образом, в соответствии с классификацией Е. Л. Доценко, манипуляция предполагает наличие неравноправных взаимоотношений, близких к доминированию, но отличающихся меньшей интенсивностью воздействия на психику партнёра.


ВИДЫ МАНИПУЛИРОВАНИЯ

В психологической литературе отсутствует общепринятая классификация видов манипулятивного воздействия. Однако психолог Е. Л. Доценко выделяет несколько видов манипуляции, отличающиеся, как по средствам психологического воздействия, так и по характеру внутриличностных процессов.

1. Манипуляция образами

Суть такой манипуляции заключается в предъявлении стимулов, которые актуализируют необходимую манипулятору потребность.

2. Конвенциональная манипуляция

Этот вид манипуляции основан на эксплуатации конвенциональной силы (норм, правил, ритуалов и т. п. ), с помощью которой создаются нужные манипулятору ситуации, направляющие объект манипуляции по готовым образцам.

Ритуалы, по мнению психологов, это привитие определённых стереотипов поведения. Виктор Павлович Шейнов пишет, что они упрощают прогнозирование, предсказуемость наших действий в стандартных ситуациях. Облегчая нашу жизнь, они одновременно дают манипуляторам рычаги скрытого управления нами.

3. Операционно-предметная манипуляция

Операционно-предметная манипуляция опирается на такие автоматизмы, как инерция, сила привычек, особенности распределения внимания между элементами структуры деятельности, навыки выполнения какой-то работы и т. п.

4. Эксплуатация личности

Суть этого воздействия в том, чтобы переложить ответственность за совершаемые действия на адресата, причём так, чтобы у последнего осталось иллюзия свободы в принятии решения.

Доценко выделяет три необходимых элемента, в результате сочетания которых возникает эта иллюзия свободы: наличие борьбы мотивов, момент выбора и отсутствие (осознания) стороннего вмешательства.

5. Манипуляция духовностью


Этот вид манипуляции опирается на жизненные смыслы и ценности. В отличие от конвенциональной манипуляции, манипулятор опирается на сформировавшиеся у человека смысловые установки.

6. Речевое манипулирование

Речевая (языковая) манипуляция – это разновидность манипулятивного воздействия, осуществляемое путём искусного использования определённых ресурсов языка с целью скрытого влияния на когнитивную и поведенческую деятельность адресата.

К приёмам речевого манипулирования относят различные операции с информацией: искажение, фальсификация, селекция, умолчание, способы подачи. Также они включает в себя приём отождествления личности с социальной группой с ярко выраженными свойствами, бездоказательные утверждения, перенос мнения нескольких людей на представительную группу, сопоставление или противопоставление логически неоднородных понятий, подмена тезиса, смысловые пропуски и т. д.

Из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что манипуляции в основном базируются на слабостях объекта, его привычках, жизненных ценностях, стандартах поведения. При этом, манипулятор, для оказания воздействия на оппонента,

использует различные речевые и стилистические приемы.


ПРИЕМЫ МАНИПУЛИРОВАНИЯ

Приемов манипулирования людьми огромное количество. Для того, чтобы овладеть некоторыми из них, необходима длительная практика, другие большинство людей свободно использует, часто неосознанно.

Успех любого из способов манипуляций зависит от установленного контакта между людьми. Умению войти в контакт и удерживать его в литературе по деловому общению придается огромное значение, это не способ манипулирования, а основа коммуникативного общения. Искусный манипулятор всячески подстраивается под собеседника, используя технику присоединения. Суть этой техники — найти общие интересы и взгляды, создать атмосферу откровенности, благоприятное впечатление о себе. Манипулятор порой даже начинает копировать жесты партнера по общению, мимику, принимает похожие позы, делает все, чтобы расположить к себе.

Способы манипулирования людьми:

1. Ложное переспрашивание

Данный способ манипулирования используется для того, чтобы изменить общий смысл сказанного, изменяя его значение себе в угоду. Манипулятор как будто бы в целях уяснения, переспрашивает, повторяя вами сказанное лишь в начале, далее подменяет слова и в целом смысл.

2. Показное безразличие

Когда один человек пытается доказать свою правоту, убедить в чем-то другого, тот показывает свое безразличие и к собеседнику, и к тому, что он говорит. Манипулятор рассчитывает на стремления оппонента во что бы то не стало доказать свою значимость, использовать те факты, ту информацию, которую ранее он не собирался разглашать. То есть выведывается нужная информация.

3. Нарочитая поспешность

Озвучив одну тему, манипулятор стремительно переходит к другой, тем самым не давая возможности собеседнику опротестовать первую или как-то в ней усомнится. Делается это с целью фиксации этой информации в подсознании


собеседника. Этот способ манипуляции можно характеризовать как внушение с дальнейшим использованием.

4. Цитирование слов оппонента

В данном случае манипулятор цитирует, причем неожиданно, слова оппонента. В большинстве случаев слова частично искажаются.

5. Мнимая слабость

Манипулятор показывает свою слабость, добиваясь снисходительного к себе отношения. В такие моменты манипулируемый перестает всерьез воспринимать человека как конкурента и соперника, его бдительность притупляется.

6. Непомерный гнев

Немотивированным гневом манипулятор вызывает у человека желание успокоить своего собеседника и рассчитывает, что тот пойдет на определенные уступки.

7. Неоправданная спешка

Манипуляция возможна за счет навязывания очень быстрого темпа речи и проталкивания своих идей. Манипулятор, прикрываясь спешкой и отсутствием времени, забалтывает своего собеседника, который, не успевает ответить и подумать, тем самым демонстрирует свое молчаливое согласие.

8. Излишняя подозрительность

Этот способ манипулирования используется для ослабления защитного барьера психики человека. Роль манипулятора — в каком-либо вопросе разыграть подозрительность, ответной реакцией на которую будет желание оправдаться.

9. Оказанная любезность, или плата за помощь.

Манипулятор о чем-либо сообщает объекту манипуляций, словно бы советуя по-дружески принять то или иное решение. При этом, явно прикрываясь мнимой дружбой (на самом деле они могут быть впервые знакомы), в качестве совета склоняет объект манипуляций к тому варианту решения, который необходим в первую очередь манипулятору.

10. Фактор частности


Манипулятор обращает внимание объекта манипуляций лишь на одну деталь, не позволяя рассмотреть картину в целом, и заставляет его на основании этого сделать выводы.

11. Манипуляция с усмешкой

Манипулятор, как будто сомневаясь в словах оппонента, специально выбирает ироничный тон разговора, провоцируя его на эмоции. В порыве эмоций человек впадает в измененное состояние сознания и более подвержен внушению.

12. Перебивание

Манипулятор, чтобы направить разговор в нужное ему русло, постоянно перебивает мысли собеседника.

13. Специфическая терминология

Манипулирование осуществляется за счет применения манипулятором в разговоре неизвестных терминов.

14. Навязывание мыслей

При этом способе манипулирования, за счет неоднократного повторения фраз, манипулятор внушает объекту какую-либо информацию.

15. Путь к согласию

Подобный прием манипуляции осуществляется за счет построения диалога таким образом, когда манипулируемый все время соглашается со словами манипулятора. Так манипулятор подводит объект воздействия к принятию своей идеи.

16. Навязывание выбора

Манипулятор ставит вопрос так, что не дает объекту иного выбора варианта кроме как из тех, которые он предложил.

Выше были перечислены наиболее распространенные и широко используемые приемы манипулирования из большого количества других существующих приемов, знать которые необходимо, так как это позволяет умело противодействовать им.


МАНИПУЛИРОВАНИЕ В ОБЩЕНИИ ВРАЧА С ПАЦИЕНТАМИ

 

Манипулятивные приёмы используются не только в личном общении, но и в рекламе, политике, СМИ, а также в медицинском дискурсе.

В общении врача с пациентами манипулировать могут обе стороны. Врачи манипулируют пациентами чаще всего во благо, их цель - помочь человеку, а не навредить ему. Медицинские работники используют манипуляции для убеждения больного в необходимости медицинских вмешательств, принятия лекарственных препаратов, изменения образа жизни, поддержания эмоционального состояния.

Наиболее распространенным приемом манипуляций в традиционных методах медицины является отвлекающий и располагающий к лечению разговор на посторонние темы.

Часто во время операции хирурги говорят о ее завершении, хотя операция только начинается или проходит самый болезненный момент. Установки, что все позади и операция завершена, успокаивают пациента. Кроме того, применяется специальное шанжировочное зеркало. (Шанжировка — это подмена и скрытие истинных причин оздоровления. )

В стоматологии приемы применяются те же, что и в хирургии. Некоторые пациенты начинают сильно беспокоиться при виде инструментов стоматолога. Поэтому мастерством манипуляции является умение стоматолога не показывать своих инструментов пациенту. Для этого голова пациента располагается таким образом, чтобы ему трудно было увидеть содержимое рук стоматолога. В некоторых случаях врач просит закрыть глаза и подменяет маленькие щипцы на большие или

«менее страшный» инструмент на «более».

В фармтерапии основным элементом манипуляции является плацеботерапия, то есть применение «лекарств», которые никак не воздействуя, имеют внушительный вид и соответствующие размеры.

Помимо врачей, использующих манипуляции во благо, есть и такие, которые используют психологическое воздействие для получения личной выгоды. Многим может быть известен приём, чаще называемый «ипохондризацией пациента». Суть


его заключается в преподнесении заключения врача о состоянии здоровья пациента в русле явного преувеличения тяжести обнаруженных расстройств. Целью такой манипуляции может быть: снижение ожиданий пациента в успехе лечения в связи с избеганием медработником ответственности в случае неожиданного ухудшения здоровья пациента, а также демонстрация необходимости дополнительных воздействий со стороны медработника с целью получения вознаграждения.

Со стороны пациента так же могут быть манипуляции, используемые чаще всего для получения каких-либо дивидендов, в виде больничного листа или справки, либо для получения сочувствия и внимания со стороны окружающих.

Для большего понимания, приведу пример диалога, в котором присутствует манипуляция со стороны пациента:

Пациент: Доктор, я так хочу снизить давление и обходиться без таблеток! Доктор: Тогда вам нужно прежде всего придерживаться диеты.

Пациент: Да, конечно, но я уже много раз пробовал, срываюсь, и становится еще хуже.

Доктор: Давайте распишем диету, которую вы сможете соблюдать.

Пациент: Да, это было бы здорово, но вы ведь соль мне запретите, а я без нее буквально в обморок падаю.

Доктор: Вы сможете снижать количество соли постепенно.

Пациент: Да, это можно, наверное, попробовать, но я такая раздражительная на диете, муж злится, я так ведь семью разрушу…

В данном диалоге можно проследить манипуляцию с использованием техники

«да, но», которая заключается в том, что больной соглашается с советами врача, но находит причины, почему не может их выполнить.

Таким образом, в медицинской деятельности используются различные методы манипуляций. Знать их важно, как врачам, которые могут столкнуться с пациентами-манипуляторами, чтобы не подаваться на их провокации, так и пациентам, чтобы знать приёмы защиты от недобросовестных врачей.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Человек – существо общественное, поэтому он сам оказывает влияние на окружающих и, в свою очередь, на его поведение всегда оказывается влияние других людей. Нами отмечено, что манипуляция является достаточно распространенным средством общения.

В данном реферате дано определение термина «манипуляция». Манипулирование – это механизм скрытого воздействия одного индивида на другого, с целью выполнения последним воли первого.

Посредством изучения литературы выявлены основные виды и приемы этого психологического воздействия, а также раскрыты манипулятивные приемы в сфере профессионального общения между врачом и пациентом. Нами отмечено, что объектом манипуляции может выступать как врач, так и пациент. В работе приведены примеры использования манипулирования врачом «во благо» и «во вред» пациенту. В данном контексте возникает вопрос нравственной и профессиональной этики медицинского работника.

В заключение хочется отметить, что методы и технологии психологического манипулирования стремительно развиваются, используются практически во всех сферах социального взаимодействия людей, поэтому очень важно знать способы защиты от таких воздействий.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Беляева Ирина Васильевна Грамматика манипулятивной коммуникации // Культурная жизнь Юга России. 2009.

2. Болучевская В. В., Павлюкова А. И. Общение врача. – М., 2011.

3. Карымшакова Татьяна Геннадьевна Диалектика аргументации и манипуляции в дискурсе согласования врача и пациента // Вестник ИГЛУ. 2013.

4. Майборода С. В. Коммуникативные приёмы скрытого психологического воздействия в речи врача (на материале диалогов с пациентами) // БМИК. 2017.

5. Сарелайнен Александра Игоревна Психолого-правовая трактовка понятия «Психологическое воздействие» // Северо-Кавказский психологический вестник. 2011.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.