Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





8 вопрос. Энгр Портрет Луи Франсуа Бертена



Портрет Луи Франсуа Бертена — известный портрет кисти художника Жана-Огюста Доминика Энгра, представителя стиля академизм 19 века.

Старый и болезненный Луи Франсуа Бертен (в возрасте 66 лет) сидит в кресле на фоне пустого помещения. Он тяжело оперся на колени, из-за того что страдал одышкой. Седые волосы не убраны и взлохмачены. Мрачный, циничный взгляд выдает человека завистливого, кощунственного, почерствевшего от неприятностей, ко многому равнодушного. Позади тяжело и неприятно прожитая жизнь, разочарование в политике, террор французской революции 1789− 1793 гг, безумные, развратные наслаждения и разрушенное здоровье. О благосостоянии Бертена говорит дорогое кресло и дорогая одежда, золотые карманные часы. Но для Бертена и это уже привычно и серо.

Первоначально Энгр предполагал изобразить Бертена стоящим в позе, уже встречавшейся в ряде его графических портретов: Бертен облокотился правой рукой на выступ, левая рука, согнутая в локте, упирается в бок. Казалось бы, все найдено — и постановка фигуры, и спокойное, самоуверенное выражение лица. Однако Энгр продолжает искать, мучая Бертена все новыми и новыми сеансами. Он не слушает близких, да и самого Бертена, уверяющих, что портрет удался. Все это продолжается до тех пор, пока однажды не происходит эпизод, описанный в воспоминаниях Амори - Дюваля, проливающий дополнительный свет на метод работы Энгра. Амори-Дюваль рассказывает: «Он плакал, — говорил мне Бертен, — и я проводил время, утешая его. Условились наконец, что он начнет снова. Однажды, когда господин ЭНГР обедал у нас, мы, как сейчас с вами, пили кофе на воздухе. Я беседовал с одним из друзей и будто бы сидел в такой же позе, как на портрете. Энгр встал, подошел ко мне и почти прошептал: «Приходите завтра позировать, — ваш портрет готов». Назавтра действительно сеансы начались сызнова, но они были непродолжительными. Менее чем за месяц портрет был закончен». Подготовительные рисунки к портрету Бертена дают возможность проследить за созреванием замысла, за поисками композиции — явлением довольно редким в истории французского портрета XIX века. Французские живописцы почти не оставили нам подготовительных работ, эскизов, карандашных штудий. Рисунки Энгра — счастливое исключение.

Портрет Бертена очень быстро стал символическим. Дальновидные современники называли этот портрет «Буддой буржуазии». Он впоследствии стал предметом политической сатиры и карикатур.

После сметри Бертена его портрет кисти Энгра унаследовала дочь Луиза Бертен. Она завещала портрет племяннице Марии. В свою очередь племянница Марии — Сесиль Бапст, унаследовавшая портрет, продала его музею Лувр в 1897 году.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.