|
|||
Урок 68. Сапфира – опасность лицемерияСтр 1 из 2Следующая ⇒ Урок 68. Сапфира – опасность лицемерия Деяния 5
Введение в урок Когда речь идет о грехе, у большинства людей возникает ассоциация с воровством, убийством, пьянством, блудом или каким-нибудь подобным очевидным беззаконием. Вряд ли при разговоре о грехе кто-нибудь представляет себе «безобидный» грех, которым больны многие верующие – лицемерие. Лицемерие, лицедейство – это игра на сцене, притворство. Лицемерие – это несоответствие слов и поступков человека его настоящим чувствам, намерениям. Тимур Расулов дает такое определение: «Лицемерие – это стремление казаться тем, чем ты не являешься по сути. Это игра в благочестие на публику… Лицемер внешне пытается выглядеть тем, кем не является внутренне, в сердце». (81, 232) Екклесиаст предупреждал об опасности лицемерия: «Не будь слишком праведен (Синодальный перевод – слишком строг), и не выставляй себя слишком мудрым; зачем тебе губить себя? » Екк. 7: 16. (81, 231)Иисус строго предостерегал учеников против лицемерия: «Берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие». Лк. 12: 1. Поэтому в христианском понимании, лицемерие – это притворное поклонение, не затрагивающее сердце и притворное, поверхностное благочестие, послушание. Согласно Екклесиасту, путь лицемерия столь же опасно, как и путь безумного откровенного греха. Екк. 7: 16-17. Оба эти пути одинаково ведут к погибели. Так в книге Деяний Апостолов в 5 главе содержится история, наглядно продемонстрировавшая, что Бог, в отличие от людей, весьма серьезно относится к греху лицемерия.
Основная часть Перед смертью Иисус Христос молился об учениках: «Да будут все едино; как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, - да уверует мир, что Ты послал Меня». Ин. 17: 21. И первая церковь вполне соответствовала этим словам. «У множества уверовавших было одно сердце и одна душа». Дн. 4: 32.
Ø Обсуждение в группе. Какие качества характеризовали первую церковь, исходя из стихов Дн. 4: 32-35? Как христиане относились друг к другу и каждый к себе самому? Первые христиане искренно и всецело возлюбили друг друга. Между ними не было разделений и разногласий. Они «имели одно сердце». Первые христиане были поглощены служением друг другу. Они стали по-настоящему близкими, так что нужды одного воспринимались очень лично каждым и побуждали к искренней и жертвенной заботе. Никто из первых христиан не мыслил себя обособленно. Все у них считалось общим. Никто не называл ничего своим. Еще одним горячим желанием первых христиан была проповедь евангелия. Они не заботились о земном, а всецело посвятили себя небесному. Дн. 4: 33.
Ø Чтение текста Дн. 4: 34-35. Обсуждение в группе. К каким действиям привела любовь друг к другу и единство первых христиан? Стремясь более восполнить нужды ближних, чем к заботе о своем земном благополучии и преуспевании, имеющие какое-нибудь богатство продавали его, и приносили к ногам апостолов, чтобы те распределили по нужде малоимущим в церкви. Мэтью Генри пишет: «Они были щедрыми и общительными… никто не хотел съедать свой кусок в одиночестве, но если у кого было чем поделиться… то радушно предлагалось ближним. Владельцы не стремились запасать деньги впрок, а горели желанием их потратить… ради помощи ближним». (83, 65) Поэтому не было между первых христиан никого нуждающегося. Дн. 4: 34-35.
Ø Чтение текста Дн. 4: 36-37. Обсуждение в группе. Какой пример показал Варнава? Иосия Варнава, «сын утешения», – пример такого жертвенного и посвященного служения. Он, будучи левитом, продал свое имение и отдал вырученные деньги апостолам, чтобы они распределили по нужде малоимущим в церкви. Варнава был настоящим и искренним служителем. Он служил среди обращенных греков в Антиохии Дн. 11: 22-24, он помог уверовавшему Павлу войти в общину христиан. Варнава был избран вместе с Павлом для проповеди язычникам и был спутником Павлу в первом миссионерском путешествии. Он сопровождал пожертвование из церкви Антиохии, где был одним из пасторов Дн. 13: 1, в Иерусалим для малоимущих. Дн. 11: 30. Лука дает в Дн. 11: 24 ему такую характеристику: «Муж добрый и исполненный Духа Святого и веры».
Необыкновенная сила благодати, царившая в первой церкви, жертвенная искренняя неподдельная любовь между христиан, единство их сердец, пример Варнавы, противопоставляется той истории греха в одной семье, которая будет рассказана ниже.
Ø Обсуждение в группе. Кем была Сапфира? Сапфира была супругой Анании. Они входили в число «многих уверовавших». Дн. 4: 32. (82, 132). А значит, состояли членами первой Иерусалимской церкви. (27, 1129). И, скорее всего, супруги были верующими. Анания и Сапфира имели, судя по Дн. 5: 3, земельный участок. Глядя на других верующих, которые продавали свои имения, Анания и Сапфира решили сделать так же. Но не нашли в себе такой духовной силы… Имя Сапфиры значит «красавица» или «прекрасная», но в отличии от своего имени, она согласилась участвовать в совсем не красивом деле. Она вместе с мужем Ананией договорилась утаить из цены проданного, а часть денег отдать. Так как в тексте имя Анании всюду стоит первым и именно он принес деньги, можно предположить, что он был инициатором лжи. Сапфира же поддержала мужа. В ее сердце предложение мужа солгать нашло отклик. Без страха и сомнения супруги сговорились обмануть. Возможно, супружеская пара публично заявила, что последует примеру жертвенных собратьев и отдаст все деньги с продажи имения. Как предполагает Джон Мак-Артур, Анания и Сапфира могли дать обет пред Господом. (6, 1629). Но как только деньги оказались у них в руках, в сердце зародилось сомнение. Во лжи не было необходимости. Анания и Сапфира могли отдать часть денег совершенно открыто, они могли вообще ничего не отдавать и не продавать. Эта земля принадлежала им. Никто не претендовал на нее. Пожертвования были добровольным делом.
Ø Обсуждение в группе. Почему они решили утаить из цены? Их поступок открывает содержание их сердца. Внешне они показали пример жертвенного служения и послушания Господу, но в их сердце было другое стремление. *Если первая церковь не заботилась о материальном, то Сапфира и Анания обнаружили в себе любовь к деньгам. Они не могли расстаться со своим сокровищем. Сапфира и Анания все еще жаждали богатств мира сего. *Если первая церковь не заботилась о завтрашнем дне, то Сапфира и Анания не доверяли Богу. Они боялись остаться без средств на черный день. Вдруг деньги еще понадобятся им самим, а у них их не будет? Они не могли принять на веру, что Господь позаботиться о них, они сами хотели позаботиться о себе. *Если первая церковь имела «одно сердце», то Сапфира и Анания не доверяли своим собратьям. Смогут ли братья позаботиться о них, если у них возникнет нужда? Сами, будучи лукавыми и хитря, Сапфира и Анания, не могли предположить, что братья вокруг них бескорыстны и чисты. Супруги легко решили обмануть церковь, притвориться любящими, заботящимися о нуждах других, чтобы получить славу. Они действовали, исходя из собственной выгоды, а не из любви. *Если первая церковь с уважением и почтением относились к поставленным Иисусом Христом служителям-апостолам, полагая к их ногам свои пожертвования, то Сапфира и Анания лишь притворно. Они не проявили должного почтения. Для них апостолы были обычными людьми, которых можно провести, которыми можно манипулировать и использовать для своей выгоды.
Сапфира, как и ее муж, хотели показать перед церковью то, чего у них не было. Она хотела создать вид благочестия, хотела выглядеть духовнее, чем было на самом деле.
Ø Обсуждение в группе. Для чего Сапфира и ее муж пытались выглядеть лучше, чем были на самом деле? Сапфира и ее муж Анания хотели произвести выгодное впечатление на людей для того, чтобы получить почести. Они хотели, чтобы и овцы остались целы, и волки были сыты: остаться при деньгах и прослыть жертвенными и благочестивыми верующими, образцом добродетели и любви. Сапфира и Анания хотели, чтобы о них думали как о выдающихся христианах, чтобы их одобряли, превозносили. Им нужен был духовный престиж и деньги. И, хотя они жертвовали часть имущества, на самом деле, это была не жертва, а «покупка» высокого имени, славы благодетельных членов церкви. Они хотели людской похвалы, ожидали аплодисментов, как настоящие актеры, отыграв роль «благочестивые и жертвенные ученики Христа».
Обличение Петра открыло суть того, что сделали Сапфира и ее муж. Лицемерие – это не просто грех перед людьми. В первую очередь – это грех перед Богом. Не только людей Сапфира и Анания пытались обмануть, они пытались обмануть Бога. Они чтили Его языком, сердце же их далеко отстояло от Господа.
Ø Обсуждение в группе. Какие проблемы в понимании Бога открыл грех Сапфиры и ее мужа? Поступок Сапфиры и Анании показал проблемы в их внешне привлекательном, но внутренне не таковом поклонении. *Сапфира и ее муж Анания не верили во Всезнание и Вездесущность Бога. Они будто не принимают в расчет эти черты Бога. В той комнате, где супруги решили всех обмануть, Бог присутствовал. И там, где совершалась сделка, был Бог. Он все знал и видел. Нет более безрассудной и глупой мысли, чем надежда обмануть Господа или что-либо утаить от Него. Он не только наполняет все вокруг, но знает намеренья в сердце человеческом. Не скрыт от Него ни один человек. *Сапфира и ее муж Анания не боялись Бога. Их сердце не страшилось делать зло. Грех был запланирован ими, они договорились между собой согрешить. Они унижали Его в своем сердце, напрасно полагая, что Бог как один из людей. В их глазах Он не был страшным и могущественным высшим Существом. Они не испугались согрешить перед Ним. Если Сапфира и Анания действительно обещали перед Богом пожертвовать деньги с продажи земли, то они богохульно предположили, что Бога можно водить за нос. *Сапфира и Анания забыли о том, что Бог свят. Они сами относились к греху несерьезно и думали, что их ложь сойдет им с рук. Но наш Господь – Святой Бог, Он – Судья Праведный, Который строго взыскивает. Те, кто думают, что могут безнаказанно предаваться греху, искушают Господа. С одними Бог сводит счеты быстро, иногда – немедленно, с другими – дает время для покаяния. Но, рано или поздно, суд свершиться, он неизбежен. *Сапфира и Анания не думали о том, что Бог принимает действенное участие во всем, что происходит в мире и в церкви в особенности. Даже если Сапфира и ее муж исповедовали Всезнающего, Вездесущего, Святого Бога, вряд ли они ожидали от Него вмешательства в их дела. Бог для них не был настолько близким, чтобы деятельно и немедленно вмешаться в их жизнь. В их понимании, Господь был где-то там, а они – здесь.
Ø Обсуждение в группе. Почему Бог наказал супружескую пару так жестоко и так быстро? Апостол Петр, задавая вопрос супружеской паре, давал возможность покаяться и признаться в грехе. Но оба супруга решили упрямствовать во лжи. Сапфира и ее муж солгали без стеснения. Они злоупотребили терпением Божиим. Они были слишком самонадеянны, их мнение о служителях Божиих – слишком низким, а отношение к Богу – слишком пренебрежительным и лживым. В результате всего этого последовало наказание свыше. Бог очистил Свою первую церковь от закваски лицемерия, лживого притворного поклонения, продемонстрировав, что Он сердцеведец. Бога невозможно обмануть, играя перед Ним в поклонение. Такое отношение к Святому и Всезнающему Богу не что иное, как оскорбление. Сапфира и Анания последовали искушению сатаны и согласились испытать Бога, Бог оказался прав, а они – виновны. Бог наказал их мгновенной смертью. Смерть – это крайняя форма наказания для грешащего верующего. 1Кор. 11: 30-32. Бог хочет, чтобы Его церковь была чиста. 2Кор. 11: 2, Еф. 5: 27.
Ø Обсуждение в группе. Какой эффект оказало на церковь и всех слышащих об этом история наказания Сапфиры и ее мужа? Всех испугала серьезность последствий лицемерия. Дн. 5: 5, 11. Люди в церкви и не только увидели, что наказанием за грех верующего может быть смерть. Бог серьезно относится к греху. Он соблюдает Свою церковь в чистоте. «Кто может стоять пред Господом, Сим Святым Богом? » 1Цар. 6: 20. Церковь Божия наполнилась благоговением, увидев такое вмешательство Духа Святого.
|
|||
|