ОБЩАЯ ЧАСТЬ
|
Предмет
| Литературное чтение
| Класс
|
|
Тема урока
| Стихи Михалкова о животных
|
Дидактическая цель
| Создание условий для изучения стихотворения Маршака «Трезор»
|
Планируемые образовательные результаты
|
Личностные умения
| Метапредметные умения
| Предметные умения
|
Л1. Иметь мотивацию к учебной деятельности, интерес к предмету.
Л2. Понимать важность полученных знаний.
Л3. Формирование уважительного отношения к иному мнению
Л4Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками
|
Познавательные
МП 1. Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы.
МП 2. Овладение способностью принимать и сохранять цель урока
МП3 Работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
МП4 Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии
Регулятивные
МР 1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
МР2. Самостоятельно
или с помощью учителя
определяет то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.
Коммуникативные
МК 1. Самостоятельно
или с помощью учителя
выражает свои мысли с
достаточной полнотой и
точностью.
МК 2. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
| П1. Знать биографию Маршака
П2 Знать и уметь анализировать прочитанные фрагменты из стихотворения «Трезор»
П3 Знать сюжет стихотворения «Трезор»
|
Решаемые учебные
проблемы
(учебная задача)
|
|
Образовательные технологии, используемые на уроке
(в т. ч. рефлексивные технологии)
| ТРКМ, рефлексия
|
Вид используемых на уроке средств ИКТ
|
Проектор, компьютер, раздаточный материал
|
Образовательные ресурсы:
Для учителя
1. Литература
2. Интернет-ресурсы
Для ученика
| 1 Учебник по литературному чтению, 1 класс, 1 часть, УМК «Школа Росси»
|
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
|
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ
|
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА
| ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
|
Организационный момент.
Здравствуйте ребята. Меня зовут Полина Олеговна. Сегодня я проведу в вашем классе урок литературного чтения.
Проверьте, на ваших столах должны лежать пеналы учебники
|
*проверяют
| Л1
МР1
|
Мотивация к работе.
Ребята, у кого из вас дома есть домашние животные, поднимите руки
А кто у вас живет?
А вы любите своих домашних животных?
| *ответы детей*
| |
Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
На слайде вы видите человека, который тоже очень любил животных. Вы уже знакомились с некоторыми его произведениями. Ребята, кто пере вами на слайде?
|
Сергей Михалков
| |
Вы абсолютно правы. А какие его произведения вы уже знаете?
| Дядя Степа, Мы читали его стихотворения и басни
| |
Ребята, а вы уже читали его стихотворения о домашних животных?
|
да
| |
Какие это были стихотворения?
| *ответы детей*
| |
Сегодня, мы с вами познакомимся с еще одним его стихотворением – посвященным его пушистому другу из детства - Трезору
| | |
Выявление места и причины затруднения. Постановка темы и цели занятия.
Но для начала давайте определим цель урока, о чем мы будем сегодня говорить? [N2]
|
Познакомиться со стихотворениями о животных
|
|
Молодцы.
Построение плана урока
А на слайде перед вами план сегодняшнего урока. Но все пункты перепутались. Давайте с вами вернем верное расположение. Как сегодня будет строиться наш урок
| 1 Узнать - Интересные факты о Михалкове
2 Вспомнить Стихотворения Михалкова о животных
3 Изучить стихотворение «Трезор» [N3]
|
|
Реализация построенного плана
Все верно
Ребята, какой первый пункт нашего плана?
Верно.
|
Интересные факты о Михалкове
|
|
Так как вы уже знакомились раньше с этим чудесным автором, то сейчас я вам расскажу несколько интересных фактов о его жизни.
Так как поэт происходил из дворянского семейства, в детстве у него была гувернантка, обучавшая его всему необходимому. Она была немкой по происхождению, так что немецкий язык Сергей Владимирович в совершенстве освоил очень рано, и уже в юности он спокойно читал произведения немецких поэтов в оригинале.
Произведения Михалкова изданы на разных языках в России и за рубежом тиражом почти 300 миллионов экземпляров - ежегодно печатается около миллиона экземпляров его произведений.
Михалков был потомком старинного дворянского рода, но происхождение свое при советской власти скрывал. В анкетах писал: " Из служащих". По воспоминаниям сына, Андрея Кончаловского, Сергею Михалкову рано пришлось зарабатывать на жизнь. Работал сначала разнорабочим на ткацкой фабрике, потом - в геолого-разведочной экспедиции в Восточном Казахстане. От прежних владений, домов в Москве и имений у семьи ничего не осталось.
В СССР и России Сергей Михалков за своё творчество и вклад в развитие культуры получил семнадцать орденов, а также пятнадцать почётных званий и премий. Но и за рубежом его талант ценили высоко, и другие страны наградили его ещё восемнадцатью орденами и медалями.
Свои первые стихи Сергей Владимирович начал писать ещё в детстве. Первые его стихотворения, созданные в возрасте девяти лет, были довольно высоко оценены популярным поэтом начала XX века А. Безыменским.
| *слушают*
|
|
Многие учились читать по сказкам Михалкова. Например, мне, бабушка читала всегда его книги перед сном.
И именно из его стихотворений я училась любить животных.
Ребята, а ведь Михалков часто называл собак «Друг человека»
Как вы думаете, почему именно так говорил Михалков?
Ведь мы сейчас говорим точно так же
|
Собаки очень верные, они всегда придут на помощь.
|
|
Да, но и они иногда хулиганят. Но мы все равно продолжаем их любить.
Именно об это ми писал Михалков в своем стихотворении. Давайте его прочитаем. Откройте свои учебники.
Сейчас я прочитаю стихотворение.
Трезор
На дверях висел Замок. Взаперти сидел Щенок. Все ушли И одного В доме Заперли его.
Мы оставили Трезора Без присмотра, Без надзора. И поэтому щенок Перепортил всё, что мог.
Разорвал на кукле платье, Зайцу выдрал шерсти клок, В коридор из-под кровати Наши туфли уволок.
Под кровать загнал кота — Кот остался без хвоста.
Отыскал на кухне угол — С головой забрался в уголь, Вылез чёрный — не узнать. Влез в кувшин — Перевернулся, Чуть совсем не захлебнулся И улёгся на кровать Спать…
Мы щенка в воде и мыле Два часа мочалкой мыли. Ни за что теперь его Не оставим одного!
| *
*следят*
|
|
Ребята, какие эмоции у вас вызвал это стихотворение?
о чем вы подумали в первую очередь?
| *ответы детей*
|
|
Итак, ребята. Давайте подумаем, почему стихотворение названо именно так? [N4]
| Название посещено самому щенку, о котором мы говорим
|
|
Верно, кличка щенка Трезор.
Ребята, а вы знаете отличие имен от кличек[N5]?
| Имена у людей – а у животных клички
|
|
имя -Личное название человека, даваемое при рождении
1. а кличка - 1.
Имя домашнего животного.
2. 2.
Прозвище (шутливое, конспиративное и т. п. ).
|
|
|
Конечно, вы правы.
А как вы думаете, почему щенок устроил такой бардак в квартире?
| его оставили одного, он заскучал, ему было гурстно
|
|
Конечно, давайте прочитаем строфу, в котором говорится о том, что щенка оставили одного
| На дверях висел Замок. Взаперти сидел Щенок. Все ушли И одного В доме Заперли его.
Мы оставили Трезора Без присмотра, Без надзора. И поэтому щенок Перепортил всё, что мог.
|
|
Конечно, щенок не просто заскучал. Ему было одиноко. Но к сожалению наши домашние животные не умеют разговаривать и говорить с нами о том, что им не нравится и иногда они так нам дают понять о том, что им что-то не нравится.
|
|
|
Ребята, а как сам автор относится к тому, что щенка оставили одного?
| автор сочувствует щенку.
|
|
А как вы это поняли?
| Он не ругается на щенка, а рассказывает нам о том, что произошло[N6] Мы щенка в воде и мыле Два часа мочалкой мыли. Ни за что теперь его Не оставим одного!
|
|
А что же сделал литературный герой в самом конце?
| он отмыл щенка, после того как тот испачкался
|
|
Давайте прочитаем эту строфу, в которой говориться об этом
| Мы щенка в воде и мыле Два часа мочалкой мыли. Ни за что теперь его Не оставим одного!
|
|
И к какому выводу пришел литературный герой?
| что больше он не оставит Щенка одного
|
|
А как бы вы поступили на месте литературного героя?
| *ответы детей*
|
|
Самостоятельная работа
Итак, ребята.
Мы с вами прочитали стихотворение.
Сейчас на ваших столах уже лежат листочки
Вам нужно будет в парах составить синквейн.
Синквейн это короткое стихотворение, написанное по определенным правилам.
Это должен быть совет главному герою, чтобы такая ситуация с щенком больше не повторялась.
Итак, по каким же правилам мы составим синквейн?
|
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
|
|
Я составила такой синквейн:
1 Трезор
2 грустный, одинокий
3 оставили, закрыли, забыли
4 не стоит забывать про щенка
5 друг
|
|
|
ваш синквейн может быть не в рифму, и таким, каким вы хотите его видеть. Составьте в паре синквейн
| *работают в парах*
|
|
прочитайте пожалуйста синквейн, который у вас получился
| *читают*
|
|
Подведение итогов.
Итак, ребята, наш с вами урок подходит к концу.
Давайте вспомним, как звучала цель нашего урока?
|
изучения стихотворения Маршака «Трезор»
|
|
а всех ли пунктов плана мы выполнили? Все ли мы успели?
|
да
|
|
Что вы знаете о Маршаке нового, из того, что мы сегодня обсуждали?
| *ответы детей*
|
|
А кто был главным героем стихотворения Маршака?
| щенок Трезор
|
|
А как вы будете относиться к домашним животным?
| *ответы детей*
|
|
Рефлексия
ребята, сейчас на ваших столах уже лежат черно-белые щенки.
Если сегодня вам было интересно на уроке, вы активно работали и все было понятно – раскрасьте щенка полностью
А если вам было скучно и не все понятно, вы были сегодня не активны – раскрасьте только одну часть щенка.
|
|
|
| | | | | |