Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема: Япония



Цели:

Образовательная: учащиеся должны знать дату начала объединения Японии под властью Токугава - 1603 г.; определения понятий: сёгун, «политика самоизоляции»;

Развивающая: учащиеся должны уметь характеризовать географическое положение Японии; определять особенности развития Японии в первый период Нового времени; описывать, какие взаимоотношения складывались между Японией и странами Европы; характеризовать результаты деятельности ИэясуТокугава; давать оценку важнейшим достижениям культуры Японии; показывать на карте территорию крупнейших владений династии Токугава;

Воспитательная: способствовать формированию уважения к традициям и укладу жизни народов мира, а также разных социальных и этнических групп населения.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Понятия и термины: икебана, политика самоизоляции, хайку, ксилография.

Персоналии: И. Токугава, МацуоБасё.

Средства обучения: учебное пособие для 7 класса «Всемирная история нового времени» / под ред. В. С. Кошелева; презентация; карточки; карта.

Ход урока:

Основные этапы урока Содержание урока Методы и приемы
1. Организационный этап Проверить присутствующих в классе учащихся  
2. Целемотивационный Сегодня мы отправляемся в путишествие на восток. Тема нашего урока Япония в период раннего нового времени. Сегодня мы узнаем определение понятий: сёгун, «политика самоизоляции», каким образом произошло объединение Японии, какие изменения произошли в во внутренней политике Японии под властью Токугава. Охарактеризуем географическое положение Японии; определим особенности развития Японии в ранний период Нового времени; опишем, какие взаимоотношения складывались между Японией и странами Европы; охарактеризуем результаты деятельности ИэясуТокугава; дадим оценку важнейшим достижениям культуры Японии. Озвучивание целей урока
3. Актуализация знаний учащихся Для актуализации опорных знаний, умений и навыков необходимо возобновить в памяти учащихся: •знания о географическом положении Японии и ее особенностях, о традиционных отраслях хозяйства Японии в Средние века; • знания об особенностях культа личности императора Японии; • знания о системе сегуната, сложившейся еще в эпоху средневековья; • знания об особенностях самурайского кодекса чести; • знания о характерных чертах японской религии и культуры.  
4. Изучение нового материала   План изучения новой темы 1. Объединение Японии под властью Токугава 2. Сословия японского общества 3. Отношения с европейцами и политика самоизоляции. 4. Культура 1. Объединение Японии под властью Токугава Раскрывая первый вопрос плана, учитель отмечает, что в XV—XVI вв. в Японии не существовало сильной центральной власти, и страна фактически распалась на несколько частей. В этой обстановке, осложненной экономическими трудностями, общество потеряло стабильность, возросло число крестьянских восстаний, к которым примыкали разорившиеся и странствующие самураи (не имевшие своего господина). Поэтому неотложным стал вопрос об объединении страны и создании сильной центральной власти. В этой борьбе выделились три политических деятеля Японии, три объединителя страны, последовательно сменявших друг друга. Об их деятельности принято говорить: «начал, продолжил, завершил». Человеком, завершившим этот процесс, стал ИэясуТокугава, в 1603 г. провозгласивший себя сёгуном. Просмотрите видеофрагмент и ответьте на вопросы: 1. Какие преобразование осуществились в период правленияИэясуТокугава? 2. Какую роль в государстве имел император? Участвовал ли он в правлении государством? 3. Какой город формально стал столицей государства? 4. Каким образом осуществлялось управление государства? 2. Сословия японского общества В это время в Японии существовала жёсткая сословная система. Просмотрите видеофрагмент и ответьте на вопросы: 1. Какое сословие занимала верхушку иерархической лестницы в Японии? 2. Каким видом деятельности они занимались? 3. В мирный период Японии, какой деятельностью занимались самураи? 4. Положение, какого сословия было в разы хуже остальных и почему? Вспомните, какими ремеслами занимались японские ремесленники? Составление схемы. Какие 4 сословия были преобладающими в Японии? 3. Отношения с европейцами и политика самоизоляции. В это время в Японии торговля выходит на новый уровень. В середине XVI века на японских островах завязалась оживленная торговля с европейцами. В 1542 году там появились португальцы, а в 1580-м — испанцы. Прочитайте и найдите в тексте учебного пособия, какое изобретение впервые было привезено европейцами в Японию, и какая европейская страна это впервые осуществила? Повлияло ли появление европейцев на духовную культуру Японии, если да, то каким образом? Какие ассоциации у вас вызывает понятие самоизоляция? Как вы думаете, какие причины могли содействовать закрытию Японии? Запишите в рабочую тетрадь определение понятия «политика самоизоляции». На основе схемы и картосхемы поясните, какие меры были предприняты по «закрытию страны». Найдите в тексте учебного пособия, какие страны всё-таки имели право на торговлю. На с. 191 учебного пособия найдите город, в котором могли торговать голландцы? Назовите плюсы и минусы самоизоляции Японии. Физкультпауза 4. Культура «Закрытие» Японии сегунами для европейцев сделало преобладающими связи с Китаем. Многое было заимствовано японцами из китайской культуры и вообще из всей жизни китайского общества. Так, в Японии было налажено изготовление бумаги, фарфора, шелка, книгопечатание и т. д. Успехи книгопечатания в Японии в XVII в. способствовали развитию грамотности. Запишите определение понятий икебана, хайку, ксилография. Познакомьтесь с примерами хайку, автором которого является МацуоБасё и выполните следующее задание. МацуоБасё считается призванным мастером хайку. Попробуйте объяснить смысл его стихотворения. Просмотр видеоролика о чайной церемонии. Заключение. Таким образом, важнейшим событием японской истории стало объединение страны под властью феодального дома Токугава. Характерной чертой внешней политики Японии в это время была самоизоляция от внешнего мира, и прежде всего от европейцев.     Объяснение учителя     Работа с видеофрагментом     Объяснение   Работа с видеофрагментом     Работа со схемой   Работа с учебным пособием   Прием ассоциации Эврестическая беседа     Работа с учебным пособием   Дискуссия   Объяснение учителя   Работа с понятиями Оценка достижений культуры
5. Закрепление изученного материала Дополните предложения и составьте на основании этого ленту времени по истории Японии XVI–XVIII вв. 1. В Японии длительный период феодальной раздробленности закончился в ______ веке. 2. ИэясуТокугава провозгласил себя сёгуном и стал правителем Японии в _____ году. 3. Правительство Токугава закрыло страну для иностранцев в ______ году. Определите, верны ли утверждения. А. Сёгуном назывался главнокомандующий японской армией Б. Сословная структура японского общества была подвижной. В. Стихотворение из трех строк называлась танка. Г. Икебана – это японское искусство составления букетов. Д. В Японии было распространенно искусство гравюры на дереве – ксилография. Объясните следующие логические цепочки: А) активное взаимоотношение с европейцами самоизоляция страны; Б) мирный период развития страны расцвет культуры и искусства; В) «закрытие» Японии    самобытные уникальные явления культуры. Рассмотрите иллюстрации 1. Определите, о каком явлении в жизни японского общества рассказывают иллюстрации. 2. Объясните, почему эта традиция сохраняется и используется в современном японском обществе. Что, на ваш взгляд может удивить европейца в этом обычае? Работа с датами   Работа с историческими понятиями     Раскрытие причинно-следственных связей   Рассказ по исторической иллюстрации
6. Подведение итогов урока   Комментированное выставление отметок  
7. Домашнее задание   § 27, вопросы (1-5) на с. 195  
8. Рефлексия Проанализировать понравился ли учащимся урок  

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.