Тема: Япония
Цели:
Образовательная: учащиеся должны знать дату начала объединения Японии под властью Токугава - 1603 г.; определения понятий: сёгун, «политика самоизоляции»;
Развивающая: учащиеся должны уметь характеризовать географическое положение Японии; определять особенности развития Японии в первый период Нового времени; описывать, какие взаимоотношения складывались между Японией и странами Европы; характеризовать результаты деятельности ИэясуТокугава; давать оценку важнейшим достижениям культуры Японии; показывать на карте территорию крупнейших владений династии Токугава;
Воспитательная: способствовать формированию уважения к традициям и укладу жизни народов мира, а также разных социальных и этнических групп населения.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Понятия и термины: икебана, политика самоизоляции, хайку, ксилография.
Персоналии: И. Токугава, МацуоБасё.
Средства обучения: учебное пособие для 7 класса «Всемирная история нового времени» / под ред. В. С. Кошелева; презентация; карточки; карта.
Ход урока:
№
| Основные этапы урока
| Содержание урока
| Методы и приемы
| 1.
| Организационный этап
| Проверить присутствующих в классе учащихся
|
| 2.
| Целемотивационный
| Сегодня мы отправляемся в путишествие на восток. Тема нашего урока Япония в период раннего нового времени.
Сегодня мы узнаем определение понятий: сёгун, «политика самоизоляции», каким образом произошло объединение Японии, какие изменения произошли в во внутренней политике Японии под властью Токугава. Охарактеризуем географическое положение Японии; определим особенности развития Японии в ранний период Нового времени; опишем, какие взаимоотношения складывались между Японией и странами Европы; охарактеризуем результаты деятельности ИэясуТокугава; дадим оценку важнейшим достижениям культуры Японии.
| Озвучивание целей урока
| 3.
| Актуализация знаний учащихся
| Для актуализации опорных знаний, умений и навыков необходимо возобновить в памяти учащихся:
•знания о географическом положении Японии и ее особенностях, о традиционных отраслях хозяйства Японии в Средние века;
• знания об особенностях культа личности императора Японии;
• знания о системе сегуната, сложившейся еще в эпоху средневековья;
• знания об особенностях самурайского кодекса чести;
• знания о характерных чертах японской религии и культуры.
|
| 4.
| Изучение
нового
материала
| План изучения новой темы
1. Объединение Японии под властью Токугава
2. Сословия японского общества
3. Отношения с европейцами и политика самоизоляции.
4. Культура
1. Объединение Японии под властью Токугава
Раскрывая первый вопрос плана, учитель отмечает, что в XV—XVI вв. в Японии не существовало сильной центральной власти, и страна фактически распалась на несколько частей. В этой обстановке, осложненной экономическими трудностями, общество потеряло стабильность, возросло число крестьянских восстаний, к которым примыкали разорившиеся и странствующие самураи (не имевшие своего господина). Поэтому неотложным стал вопрос об объединении страны и создании сильной центральной власти. В этой борьбе выделились три политических деятеля Японии, три объединителя страны, последовательно сменявших друг друга. Об их деятельности принято говорить: «начал, продолжил, завершил». Человеком, завершившим этот процесс, стал ИэясуТокугава, в 1603 г. провозгласивший себя сёгуном.
Просмотрите видеофрагмент и ответьте на вопросы:
1. Какие преобразование осуществились в период правленияИэясуТокугава?
2. Какую роль в государстве имел император? Участвовал ли он в правлении государством?
3. Какой город формально стал столицей государства?
4. Каким образом осуществлялось управление государства?
2. Сословия японского общества
В это время в Японии существовала жёсткая сословная система.
Просмотрите видеофрагмент и ответьте на вопросы:
1. Какое сословие занимала верхушку иерархической лестницы в Японии?
2. Каким видом деятельности они занимались?
3. В мирный период Японии, какой деятельностью занимались самураи?
4. Положение, какого сословия было в разы хуже остальных и почему?
Вспомните, какими ремеслами занимались японские ремесленники?
Составление схемы. Какие 4 сословия были преобладающими в Японии?
3. Отношения с европейцами и политика самоизоляции.
В это время в Японии торговля выходит на новый уровень. В середине XVI века на японских островах завязалась оживленная торговля с европейцами. В 1542 году там появились португальцы, а в 1580-м — испанцы.
Прочитайте и найдите в тексте учебного пособия, какое изобретение впервые было привезено европейцами в Японию, и какая европейская страна это впервые осуществила?
Повлияло ли появление европейцев на духовную культуру Японии, если да, то каким образом?
Какие ассоциации у вас вызывает понятие самоизоляция?
Как вы думаете, какие причины могли содействовать закрытию Японии?
Запишите в рабочую тетрадь определение понятия «политика самоизоляции».
На основе схемы и картосхемы поясните, какие меры были предприняты по «закрытию страны».
Найдите в тексте учебного пособия, какие страны всё-таки имели право на торговлю.
На с. 191 учебного пособия найдите город, в котором могли торговать голландцы?
Назовите плюсы и минусы самоизоляции Японии.
Физкультпауза
4. Культура
«Закрытие» Японии сегунами для европейцев сделало преобладающими связи с Китаем. Многое было заимствовано японцами из китайской культуры и вообще из всей жизни китайского общества. Так, в Японии было налажено изготовление бумаги, фарфора, шелка, книгопечатание и т. д. Успехи книгопечатания в Японии в XVII в. способствовали развитию грамотности.
Запишите определение понятий икебана, хайку, ксилография.
Познакомьтесь с примерами хайку, автором которого является МацуоБасё и выполните следующее задание.
МацуоБасё считается призванным мастером хайку. Попробуйте объяснить смысл его стихотворения.
Просмотр видеоролика о чайной церемонии.
Заключение.
Таким образом, важнейшим событием японской истории стало объединение страны под властью феодального дома Токугава. Характерной чертой внешней политики Японии в это время была самоизоляция от внешнего мира, и прежде всего от европейцев.
|
Объяснение учителя
Работа с видеофрагментом
Объяснение
Работа с видеофрагментом
Работа со схемой
Работа с учебным пособием
Прием ассоциации
Эврестическая беседа
Работа с учебным пособием
Дискуссия
Объяснение учителя
Работа с понятиями
Оценка достижений культуры
| 5.
| Закрепление
изученного
материала
| Дополните предложения и составьте на основании этого ленту времени по истории Японии XVI–XVIII вв.
1. В Японии длительный период феодальной раздробленности закончился в ______ веке.
2. ИэясуТокугава провозгласил себя сёгуном и стал правителем Японии в _____ году.
3. Правительство Токугава закрыло страну для иностранцев в ______ году.
Определите, верны ли утверждения.
А. Сёгуном назывался главнокомандующий японской армией
Б. Сословная структура японского общества была подвижной.
В. Стихотворение из трех строк называлась танка.
Г. Икебана – это японское искусство составления букетов.
Д. В Японии было распространенно искусство гравюры на дереве – ксилография.
Объясните следующие логические цепочки:
А) активное взаимоотношение с европейцами
самоизоляция страны;
Б) мирный период развития страны
расцвет культуры и искусства;
В) «закрытие» Японии самобытные уникальные явления культуры.
Рассмотрите иллюстрации
1. Определите, о каком явлении в жизни японского общества рассказывают иллюстрации.
2. Объясните, почему эта традиция сохраняется и используется в современном японском обществе. Что, на ваш взгляд может удивить европейца в этом обычае?
| Работа с датами
Работа с историческими понятиями
Раскрытие причинно-следственных связей
Рассказ по исторической иллюстрации
| 6.
| Подведение
итогов урока
| Комментированное выставление отметок
|
| 7.
| Домашнее
задание
| § 27, вопросы (1-5) на с. 195
|
| 8.
| Рефлексия
| Проанализировать понравился ли учащимся урок
|
|
|