|
|||
БЕЛГОРОДСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯБЕЛГОРОДСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ СЕМИНАРИЯ (с миссионерской направленностью) КАФЕДРА МИССИОЛОГИИ Дисциплина «Теория и история атеизма» Реферат «Карл Маркс» Подготовлено: студент 1 курса заочного отделения магистратуры Романюк Иван
Дата рождения Карла Маркса выпадает на 05. 05. 1818г. Семья, была христианской, не революционной. В годы учёбы Маркс примкнул к обществу «левых гегельянцев», задачи которых в основном сводились к тому, чтобы выявить в философии Гегеля атеистические взгляды, а так же зачатки революционных идей. Маркс грезил мечтами стать профессором, но этому не суждено было случится. В 1843 году под влиянием атеистической философии Людвика Фейербаха, левые гегелианцы ознаменовались феербахцами. К. Маркса пригласили на работу в оппозиционную «Рейнскую газету», где он став главным редактором, предал ей более революционный окрас, за что редакция и получила тройную цензуру, а в итоге пришла к закрытию. Осенью 43 года, Маркс переезжает в Париж, чтобы продолжить свои оппозиционные движения через прессу, где уже открыто показывает себя революционером. Маркс не однократно был высылаем из Парижа, за свою революционную пропаганду, в связи с чем он и его семья оказались на самом дне финансового положения. Всё реже принимая участие в кружках, Учения Маркса сложились в одно название — марксизм, а его сторонников называют — марксисты. Маркс продолжил развивать немецкую философию, английскую экономику и французский социализм. В 1848 годубылопубликованпервыйпрограммныйдокументевропейскогокоммунистическогодвижения «МанифестКоммунистическойПартии», ставшийоднимизсамыхиздаваемыхпроизведений в мире. С этогомоментакоммунизмполучаетсерьёзнуютеоретическуюопору. Основоположникинаучногокоммунизма в своихработахдоказывалиобъективную и естественноисторическуюнеизбежностьсменыкапиталистическогостроякоммунизмом. Путёмсоциальнойреволюцииклассы, создающиеприбавочнуюстоимость, должныразорватьзамкнутыйкругпредыдущегообщественногоразвития, когданакаждомвыделенномимиисторическомэтапе, рабовладельческом, феодальном, капиталистическомвозникалоклассовоеобщество с экономическойвластью и политическойдиктатуройменьшинства в отношенииэксплуатируемогобольшинства. Маркссоздалучение, согласнокоторомувсесоциальныепроблемывырастаютизэксплуатацииилиприсвоенияприбавочнойстоимости: «Буржуазияпутемэксплуатациивсемирногорынкасделалапроизводство и потреблениевсехстранкосмополитическим. К великомуогорчениюреакционеровонавырвалаиз-подногпромышленностинациональнуюпочву. Исконныенациональныеотраслипромышленностиуничтожены и продолжаютуничтожаться с каждымднем». Единоличноевладениеимуществом и средствамипроизводстваприводят, поегомнению, к угнетениюбольшинства и искусственномуторможениюпрогресса. Уничтожениесобственности и всехегоподвидовдолжнобылопривести к раскрытиютворческого и трудовогопотенциалачеловека. Бонусомприлагалосьдемократия, котораяпонималась в первуюочередь, какизбавлениеотсословий, норм и политическихинститутов, закреплявшихнеравенстволюдей. Антикапиталистическиймесседж, наиболееотчётливосформулированныйименноМарксом, привлекалинтеллигентов XIX и ХХ вековзаманчивойперспективойликвидациинесправедливости, открытиялюдямдоступа к средствуразвития и созданияоднихправилдлявсех. Бесклассовоеобщество, ликвидациячастнойсобственностинасредствапроизводства, отмираниегосударства и права, этиположенияклассическогомарксизма, сталиегоидеологией. Однако, каждыйпо-своемувидел, какобществопридёт к новомустрою. СрединихГеоргийПлеханов, ЛевВыготский, ВладимирЛенин, ЛевТроцкий, НиколайБердяев, СергейБулгаков и другие. Всеонинетолькоискалиприменениетеории, но и критиковалиотдельныееёположения, создаваяширочайшуюпалитрумнений и суждений. Такимобразомкоммунистическийпафоспозволилмарксизмустатьобщейплатформойдлямножестваполитическифилософскихшкол и течений. Ещё по завершении Французской революции тамошний историк Алексис де Токвиль замечал: «Несмотря на то, что революция была настроена однозначно против религии, идеология присвоила себе особые и характерные черты религии настолько, что скорее сама стала своего рода новой религией, правда религией несовершенной, без Бога, без культа и без иной жизни» (ТоквильА. Старый порядок и революция / Пер. с фр. Л. Н. Ефимова. СПб.: Алетейя, 2008. С. 22-23. ). Сергей Васильевич Булгаков в своём «справочнике по ересям, сектам и расколам», писал, что социализм является ярым врагом христианства и приводит в пример яркие богохульные цитаты против религии ведущих идеологов того времени: «Мы не верим, говорят они, ни в какого спасителя, святой дух нашего времени, призывающий нас не к смирению и самоотвержению, а к священной войне, - это наука, знание, это социализм; нет утопии более утопической, как вера в Триединого Бога, в вочеловечение Бога, бессмертие и вечное блаженство; над угрозой вечными мучениями за гробом нужно смеяться, а указание на небесное блаженство следует призирать; со смертью всё кончается, и в том, что теперь называют религиозной областью, - мы стремимся к атеизму». При таком отрицании христианства социализм заранее всячески старается «освободить совесть от религиозных призраков», довести своих последователей до признания, что «упразднение христианства прямо-таки необходимо», так как «христианство и социализм враждебны друг другу» (Булгаков С. В. Настольная книга для церковно-священно-служителей. Издание 3-е, исправленное и дополненное. – Киев: Типография Киево-Печерской Успенской Лавры. 1913. С. 1706. ). Карл Маркс – не так уж много писал о религии. То, что он писал, складывалось в общую концепцию прогрессивного движения человечества по пути к коммунизму. Для Маркса история была непрерывно разворачивающимся повествованием о взаимодействии человека и природы, а исторический материализм – философский базис марксизма – ясно и недвусмысленно отвергал религиозные объяснения исторического развития. Маркс доказывал, что если христианство предлагает трансцендентную иллюзию для объяснения земной нищеты и страданий, то исторический материализм выявляет политические, экономические и социальные причины, заложенные в фундаменте всех несправедливостей существующего порядка. «С тех пор как исчезла правда потустороннего мира, – писал Маркс, – задача истории состоит в том, чтобы утвердить правду посюстороннего мира. Философия, находящаяся на службе истории, должна преодолеть человеческоесамоотчуждение и дать ответы на вопросы о жизни в этом мире. В этом смысле критика неба превращается, таким образом, в критику земли, критика религии - в критику права, критика теологии – в критику политики» (Маркс К. К критике гегелевской философии права. Введение // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2-е / Институт Маркса – Энгельса – Ленина – Сталина при ЦК КПСС. М.: Государственное издательство политической литературы, 1955. Т. I. С. 415). Но одной лишь философии недостаточно. Как сформулировал Маркс, «философы лишь различным образом объясняли мир; но дело заключается в том, чтобы изменить его» (Маркс К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2-е е / Институт Маркса – Энгельса – Ленина – Сталина при ЦК КПСС. М.: Государственное издательство политической литературы, 1955. Т. 1. ). Карл Маркс, в своих книгах предлагал новый мир, где религия не будет больше нужна. Религия, по Марксу, представляет собой иллюзорную форму сознания, и потому это ложное сознание. Как говорил Маркс: «…человек создаёт религию, религия же не создаёт человека. Таким образом, религия представляет собой самосознание или самочувствование человека, который или ещё не обрёл себя или снова себя потерял» (Маркс К. К критике гегелевской философии права. Введение. С. 414). Карл Маркс утверждал: «Религия – это воздух угнетённой твари, сердце бессердечного мира, дух бездушных порядков, это опиум для народа, она лишь иллюзорное солнце, движущееся вокруг человека до тех пор, пока он не начнёт двигаться вокруг себя самого» (Маркс К. К критике гегелевской философии права. Введение. ). То есть по Марксу человек должен прийти к эгоцентризму, отказавшись от веры в Бога. Так же он писал, о том что религию должно уничтожить: «Упразднение религии, как иллюзорного счастья народа, есть требование его действительного счастья. Требование отказа от иллюзий о своём положении есть требование отказа от такого положения, которое нуждается в иллюзиях» (Маркс К. К критике гегелевской философии права. Введение. ). Появление социальных наук XIX веке связано с уверенностью, что они станут лучше, чем христианство. Они, от позитивизма до утопического социализма, а потом до научного социализма, были не только политическими, так же они были этическими проектами. ГаретСтедман Джонс описывал это так: «”социализм” в его различных вариантах позиционировал себя как универсальную замену мировым религиям, основанную на новой, научной космологии и новом этическом кодексе. Социализм был разработан для того, чтобы завершить и заменить собой христианство» (Смолкин В. Свято место пусто не бывает: история советского атеизма / Виктория Смолкин; пер. с англ. О. Б. Леонтьевой, науч. ред. М. Ю. Смирнов. – М.: Новоелитературноеобозрение, 2021. С. 54; цит. по: Stedman Jones G. Religion and the Origins of Socialism // Religion and the Political Imagination / Ed. By I. Katznelson, G. Stedman Jones. Cambridge: Cambridge University Press, 2010. P. 171-189. ). Что касается, тех, кто совмещал социализм и христианство, о них хорошо сказал Энгельс: «эти добрые люди отнюдь не являются наилучшими христианами, хотя и называют себя таковыми; ибо если бы это было так, они лучше бы знали Библию и убедились бы, что если немногие места из Библии и могут быть истолкованы в пользу коммунизма, то весь дух её учения, однако, совершенно враждебен ему» (Энгельс Ф. Успехи движения за социальное преобразование на континенте // МЭ, т. 1, С. - 235. ). Маркс создавал свою теорию материализма и изложил ее, к примеру в «капитализме» и других. Но напряжённая жизнь пошатнуло его здоровье, а «капитализм» так и не был завершён. Карл Маркс скончался 14. 03. 1883г.
|
|||
|