Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





РЕКРУТСКИЕ ОБРЯДЫв Чувашии(проводы на службу в армию)



Обрядовое оформление проводов в армию сложилось у чувашей в 18 веке. В старину проводы на службудлились 2 – 3 дня. Молодой рекрут (юрри) прощался с родственниками, поэтому обходил почти каждый дом в родной деревне. Парни и гармонист, составлявшие своеобразную свиту рекрута, при обходе деревни и родственников с прощальными песнями становились в ряд, обняв друг друга.

Проводы начинались в доме родителей, где собирались родственники и друзья. Починали бочку пива и преподносили кружку рекруту с пожеланием вернуться домой. После совместной трапезы сверстники з апевали рекрутские песни, которые затем исполнялись юношами все дни проводов. Во время пения рекрут размахивал платками разные стороны, что означало горестное прощание с родными и земляками.

Мать повязывала на шею сыну через левое плечо домотканый холст (полотенце), являющееся атрибутом рекрутского обряда.

Так же полотенце и другие подарки рекруту дарились каждой хозяйкой при обходе домов родственников, взамен они получали от него несколько монет (символический выкуп). Полотенца или куски холста перекидывали рекруту через плечо накрест, переплетали и продевали одно через другое на груди и на спине.

Символом прощания выступали также платки, дарить которые должны были девушки. Платок был из тонкого полотна; в 20 веке они были заменены покупными.

 

На прощальную трапезу в доме призывника собирались родственники, соседи, друзья, которые приносили с собой пиво, вино, еду, деньги. Поднося призывнику ковш, провожающие благословляли, молились за него.

Родители садились на почётное место за столом, рекрут, стоя перед ними, получал благословение. Обрядовыми блюдами служили каравай хлеба, сыр.

В дорогу мать давала шă рттан (колбасное изделие), чă кă т (сыр), сухари, бельё и т. п., а провожающие – деньги.

Из избы призывник выходил спиной вперёд, лицом к дому, что олицетворяло надежду на возвращение; его усаживали на повозку, трогаясь, следили, с какой ноги пойдёт лошадь. Добрым знамением считалось, если движение начиналось с правой ноги. В 20 веке в обряд проводов вошёл обычай кидать за околицей стакан.

За полевыми воротами рекрут прощался с односельчанами, которые напутствовали его добрыми пожеланиями, в благодарность он отвечал: «Ç аплапултă р» (Пусть будет так). Покидая деревню или перейдя через мост, он бросал монеты. На сборный пункт рекрута провожало несколько повозок с родственниками и друзьями.

 

В Чувашии проводы в армию сопровождались ещё одним обычаем: мать отрезала прядь волос с головы сына, волосы и серебряную монету клала на краюху хлеба, сворачивала в холст и прятала в сундук. Считалось, что их состояние свидетельствует о здоровье сына, проходящего службу.

Чувашский народ с трепетом относится к своему наследию и старается хранить родные традиции!



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.