|
|||
И.В. Гете о цветеМногие годы раскрытию проблемы физиологического и психологического воздействия цвета на человека посвятил И. В. Гете. Он одним из первых по-настоящему начал исследовать физиологическое и психологическое воздействие цвета и отдал двадцать лет упорного труда этому исследованию. Гете И. В. выступил против физико-физиологического анализа цвета, изложив свою точку зрения в книге «К учению о цвете». Он отверг ньютоновское доказательство разложения белого цвета призмой на несколько простых. Возвращаясь к аристотелевским представлениям, естествоиспытатель считал, что простыми цветами является черный и белый. В образовании остальных цветов участвуют, по его мнению, промежуточные среды, например воздух. Основная идея Гете была неверна, она была основана на наблюдении за непосредственным «переживанием» цветов. Гете считал, что каждый цвет воздействует определенным образом. Так, по его мнению, синий цвет оказывает на глаз странное и почти невыразимое воздействие, в нем совмещается какое-то противоречие возбуждения и покоя, и мы охотно смотрим на синее потому, что оно влечет нас за собой. Красный же цвет, наоборот, по мнению И. В. Гете, действует устрашающе. Гете И. В. отмечал, что цвета действуют на душу, они могут вызывать чувства, пробуждать эмоции и мысли, которые успокаивают, волнуют, печалят или радуют. В XVIII веке барокко превращается в рококо. Появляется тяготение к асимметрии композиции, декору (мягкая деталировка форм), сочетание ярких и чистых тонов цвета с белым и золотом. Гете в конце века предложил новый способ классификации цветов по физиологическому принципу. См. рис. 2 Цвета: Красный, Оранжевый, Желтый, Зеленый, Синий, Фиолетовый. Треугольник показывает три основных цвета, которыми пользуются художники. Остальные цвета (Оранжевый, Зеленый, Фиолетовый) получаются путем смешивания основных цветов.
рис. 2
Значение «Учения о цвете» для психологии цвета очень велико. То, что ставилось Гете в вину, — художественный метод, субъективизм, позволило великому немецкому поэту рассмотреть тонкие взаимосвязи между цветом и психикой человека. Метафора «светоносной души человека» получила в работе Гете убедительное подтверждение. Цвет у Гете уже не символ божественных, мистических сил. Он символ самого человека, его чувств и мыслей, причем, символ не поэтический, а психологический, имеющий определенное, специфическое содержание. Взгляды И. В. Гёте позволяют выйти из сферы физики и физиологии в область, непосредственно относящуюся к психологии. Он придает воспринимаемому цвету статус символа, что определяет цвет не как ощущение, а как образ, сложный перцептивный феномен.
|
|||
|