Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема 2.5. Современная финансовая система и финансовая безопасность страны



Тема 2. 5. Современная финансовая система и финансовая безопасность страны

 

Практическое занятие «Современная финансовая система и финансовая безопасность страны»

 

Задания

 

1. Что такое финансы и финансовая политика? Дайте определение финансовой безопасности.

 

Финансы – это совокупность экономических отношений, которые возникают на фоне использования, формирования или распределения денежных фондов.

 

Финансовая политика — совокупность целенаправленных действий в сфере финансовых отношений (финансов). Финансовая политика проводится в каждом звене и на каждом уровне финансовой системы. Одной из основных частей является финансовая политика государства.

 

Финансовая безопасность – состояние финансово-кредитной сферы, которое характеризуется сбалансированностью, устойчивостью к внутренним и внешним негативным воздействиям, способностью этой сферы обеспечивать эффективное функционирование национальной экономической системы и экономический рост (В. Ф. Гапоненко)

 

2. Назовите угрозы безопасности в финансовой сфере.

 

Угрозы финансовой безопасности страны подразделяются на внешние и внутренние.

Внешние угрозы зарождаются вне государства. Их источниками являются:

1. Глобализация;

2. Постоянное увеличение огромной массы капиталов, крайняя подвижность которых создает напряженную обстановку;

3. Высокая степень концентрации финансовых ресурсов как на макроэкономическом уровне, так и на глобальном уровне;

4. Растущая автономизация субгосударственных субъектов, располагающих значительной финансовой властью, их влияние на хозяйственные комплексы отдельных стран;

5. Высокая степень мобильности и взаимосвязи финансовых рынков на базе новейших информационных технологий;

6. Многообразие финансовых инструментов и высокая степень их динамизма;

7. Беспрецедентное взаимопроникновение внутренней и внешней политики государств;

8. Усиление конкуренции между государствами в экономической и иных сферах, использование мощных экономических стратегий завоевания мирового экономического пространства;

9. Чрезмерная зависимость национальных экономик от иностранного краткосрочного спекулятивного капитала, делающая их финансовые системы чрезвычайно уязвимыми;

10.  Глобальное нарастание неустойчивости мировой финансовой системы, возникновение угрожающих кризисных тенденций, неспособность современныхфинансовых институтов эффективно их контролировать.

Примерами внешних угроз финансовой безопасности страны являются утрата внешнеэкономических позиций вследствие вытеснения иностранными конкурентами с зарубежных рынков, повышение внешней финансовой задолженности государства и, как следствие, усиление ее зависимости от иностранных кредитов.

Внутренние угрозы зарождаются в самом государстве. Их источниками являются:

1. Неадекватная финансово-экономическая политика;

2. Просчеты органов власти и управления;

3. Ошибки, злоупотребления и иные отклонения в управлении финансовой системой государства.

Примерами внутренних угроз финансовой безопасности страны являются затяжной характер экономического кризиса или замедленный выход из него, низкий уровень социальной ориентированности экономики, падение платежеспособности населения, криминализация экономических отношений, рост экономической преступности, коррупции и т. д.

 

 

3. Основные приоритеты в финансовой политике по устранению угроз экономической безопасности государств.

 

Устранение угроз бюджетной, налоговой и инвестиционной безопасности являются наиболее приоритетными направлениями в финансовой политике. Следующими по приоритетности идут безопасность финансово-денежного обращения, инфляционно-ценовая безопасность и безопасность кредитно-банковской системы. Наименее приоритетными, но важными направлениями являются: безопасность фондового рынка и валютная безопасность.

 

4. Что такое государственный бюджет, его уровни? Дайте определение безопасности государственного бюджета.

Государственный бюджет – финансовый документ, содержащий совокупные доходы и расходы страны. Состоит из двух частей: доходной и расходной. Доходы государства складываются из налоговых поступлений - налогов на имущество, подоходных налогов на физических лиц, налогов с оборота, таких как налог на добавленную стоимость (НДС), акцизов и других сборов, корпоративных налогов на прибыль, а также штрафов, пеней и других платежей. Расходы государства состоят из затрат на социальные программы, оплату услуг государственного аппарата, расходов на оборону и прочих статей.

 

Госбюджет бывает нескольких уровней: федеральный, региональный, муниципальный, местный, а также бюджеты государственных внебюджетных фондов.

Безопасность государственного бюджета – это совокупность направлений гарантированной защиты национальных экономических интересов и направлений пропорционального развития национальной экономики, всех финансовых отношений финансовой системы страны по формированию бюджета и комплекса процессов, состояние всех сегментов и институтов, обеспечивающих готовность создания и возможности обеспечения механизма национального экономического, финансового развития и защиты интересов, институтами бюджетной системы в рамках осуществления бюджетной политики, а также в целях поддержания единства и стабильности финансовой системы даже в ситуации неблагоприятных условий внутреннего и внешнего развития проведение мер по созданию в необходимой и достаточной степени экономического потенциала и финансовых условий, возможность восстояния внутренним и внешним угрозам финансовой безопасности.

5. Что такое бюджетный дефицит? Способы управления государственным долгом.

 

Бюджетный дефицит — превышение расходов бюджета над его доходами.

 

К основным методам управления государственным долгом следует отнести:

· Рефинансирование — погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов.

· Конверсия — изменение размера доходности займа, например, снижение или повышение процентной ставки дохода, выплачиваемого государством своим кредиторам.

· Консолидация — увеличение срока действия уже выпущенных займов.

· Унификация — объединение нескольких займов в один.

6. В чем заключаются угрозы оттока капитала за рубеж с позиций финансовой и экономической безопасности государства.

 

Отток капитала — это направление денежных средств из страны за рубеж. Он образуется, когда вывод денег местными компаниями превышает приток иностранных инвестиции.

 

Постоянная утечка капитала отражается на экономике России следующим образом.

1. Во-первых, уменьшаются налоговые поступления в бюджет страны, что приводит к уменьшению социальных выплат на поддержку социально незащищенных слоев населения, что тормозит стремления в развитии социальной сферы.

2. Во-вторых, повышается социальная напряжённость, что является следствием снижения качества и уровня жизни граждан, что, по нашему мнению, остро отражается на социальных настроениях и выражается в недовольстве внутренней политикой государства.

3. В-третьих, нестабильность курса рубля, так как при вывозе национального капитала за рубеж, рубли конвертируются в ликвидную валюту, а значит, повышается спрос на иностранную валюту. Это, в свою очередь является одним из ключевых факторов, которые показывают устойчивость национальной валюты и можно сказать, что напрямую давит на конкурентоспособность не только валюты, но и всей экономики на международном уровне.

4. В-четвертых, снижение темпов роста экономики, вследствие чего происходит замедление роста ВВП, снижение объемов производства и рост инфляции. Общепризнанно, что инфляция сужает мотивы к трудовой деятельности, подрывает возможности нормальной реализации ценовых заработков.

7. Негативные последствия реструктуризации внешнего долга.

 

1) Долг не уменьшается, а даже увеличивается из-за дополнительных процентов в новый период его погашения.

 

2) Реструктуризации могут иметь отрицательные последствия для властей развивающихся стран с точки зрения их доступа к мировым кредитным рынкам уже после преодоления долгового кризиса – например, с них могут потребовать повышенный процент по новым кредитам.

 

3) Опыт показывает, что любой кризис внешнего долга, даже разрешенный с помощью реструктуризации, приводит к падению производства и сокращению внешней торговли страны.

 

4) Реструктуризация долгов наносит ущерб финансовой стабильности банков, дававших взаймы правительствам стран, при этом в числе кредиторов могут быть и банки самих этих стран.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.