|
|||
Практическая частьПриданое начинали собирать еще до рождения. Мама клала в сундук первые ткани и приступала к изготовлению первого оберега для ребенка. Большое внимание уделялось куклам оберегам. Обратимся к ним поподробнее. Все начиналось с первой куколки для ребенка-это пеленашка. Куколка Пеленашка на вид очень простая куколка - младеньчик в платочке, запеленутый в пеленку и обвитый свивальником. Ее клали в колыбель к ребенку до его крещения, как оберег от злых духов. Также для ребёнка делали куколки-игрушки, такие как лошадка и сорока. Делались из ярких тканей, украшались бусами. (Достает лошадок и птичек). Делали куклы-желаницы. Когда хозяйка завязывала на куколку ленточку, должна была загадать желание. Чем больше на куколке лент, тем больше желаний. Давайте загадаем желание и завяжем на куколке свою ленточку. ( Маша помогает раздать ленточи и держит куколку). Также имелись куклы крупеничка и травницаю. Крупеничка- - это оберег на сытость и достаток в семье (на хозяйственность). Традиционно эту куклу наполняли гречишным зерном или пшеницей. Это главная кукла в семье. Первые горсти при посеве зерна брали из мешочка, сшитого в образе этой куколки. Зерно в ней символизировало сбереженные силы Кормилицы Земли. После уборочной страды куколку вновь наполняли отборным зерном уже нового урожая. Ее наряжали и бережно хранили на видном месте в красном углу. Верили, что только тогда следующий год будет сытым и будет достаток в семье. В голодное время брали крупу из куколки и варили из нее кашу. Считалось, что эта каша передает силы Матери Земли. Входящий в избу гость мог по куколке определить, сытно ли живет семья. Если куколка была худа, значит в семье беда… И сегодня эта куколка поможет Вам иметь достаток в доме. Кубышка-Травница следит за тем, чтобы болезнь не проникла в дом. От нее исходит теплота, как от заботливой хозяйки. Она и защитница от злых духов болезни, и добрая утешница. Ее подвешивали в доме над колыбелью ребенка. Куклу давали играть детям. Еще её ставили около кровати больному. Самыми важными для невесты являлась кукла на удачное замужество. Как вы думаете почему у нее такая длинная шея? Главным отличием мотанки является длинная шея, которую украшает множество воротничков. Каждый слой ткани символизирует черту характера будущего мужа. Поскольку кукла должна привлекать женихов, ее следует наряжать в красивую национальную одежду. На голову амулета обязательно нужно прикрепить длинную косу. Мотанка на удачное замужество оберегает свою хозяйку от внимания тех мужчин, которые могут причинить боль или разрушить представления о семейном благополучии. Кукла создает энергетический барьер, который отталкивает недостойных кандидатов, а женихов, обладающих положительными качествами, привлекает, также содействует развитию любовных отношений. Когда кукла помогала, и девушка выходила замуж, им на свадьбе дарили кукол-неразлучников. Неразлучники-Важным моментом в жизни человека является свадьба. На этот случай существовала специальная обрядовая кукла «Парочка», иногда такую куклу называли «Неразлучники». У женской и мужской фигуры общая рука — символ крепкого брачного союза. Куклу дарили молодым на свадьбе, закрепленную на полотенце. Когда рождался в молодой семье первый ребенок, полотенцем начинали пользоваться, а куклу давали ребенку или хранили всю жизнь как оберег семьи и брака. Также в сундуке находилось веретено. Девочку с самого детства приучали к ручному труду. С 5 лет она начинала уже вышивать и прясть. С этого простейшего инструмента началось развитие прядения. В старину прясть любили, и всех мастериц называли пряхами. Дело это всегда считалось исключительно женским. Девочек старались приучить к прядению уже с 5-6 лет. Первую нитку девочка должна была изготовить из грубой шерсти или очесов. Пряжу затем сжигали. Иногда давали вдохнуть от зажженной пряжи дыма, чтобы работа в руках горела. Прясть начинали с конца октября, когда все полевые работы были закончены. У каждой женщины было своё веретено. Любопытно, что пальцы левой руки, дёргающие пряжу, как и пальцы правой руки, занятые веретеном, приходилось смачивать слюной. Чтобы не пересохло во рту – а ведь за прядением нередко еще и пели, - карельские пряхи ставила подле себя в мисочке кислые ягоды: клюкву, бруснику, рябину, калину. Предлагаю посмотреть видео как прясть. (https: //www. youtube. com/watch? v=Lnuzr7T0VW4) Что же еще находилось в сундуке? Первые полотенца девочка начинала делать в 5 лет. Большое значение уделялось вышивке и ее значению. Считалось, что она защищает от сглазов и тп. У нас на полотенце вышито древо жизни, а оно символизировало плодоносную силу живой природы, связь поколений. отражалось представление о неразрывности природного и человеческого начал. По подолу у рубах, вышивая цветы, побеги с листьями и стебли, девушка на уровне символа творила свою судьбу, «программировала» плодовитость, благосостояние и счастливую жизнь в браке. Часто растительные мотивы подчеркнуто несимметричны. Сарафан невесты являлся важным атрибутом. Считалось изыском, если ткань была, привезена с города и из нее был выполнен сарафан. На мне сарафан поморской невесты. Вам предлагаем примерить заонежский девичий костюм. Можем вам предложить примерить сарафаны и рубахи. Для мужчин тоже есть вариант, это рубаха. Национальный костюм карельских мужчин не столь разнообразен. В комплект входит туникообразная широкая рубаха (короткая или длинная, до колен), порты, пояс, обувь и головной убор. На голову карелы летом надевали фуражки и шляпы, а в зимнее время года — меховые шапки или шапки из сукна. Головной убор имел большое многообразие. Чаще всего молодые девушки ходили с косой и не покрытой головой, но когда девушка выходила замуж, то ей заплетали 2 косы, которые отныне нельзя было смешивать, ее волосы прятали и надевали повойник. И с этих пор ее волосы мог видеть только муж, так как волосы хранили всю энергию девушки. Вы все привыкли, что сейчас в косу вплетают красную ленточку, но в древности это было не так, лента имела совсем другой вид, это был красный платок, который скручивали в полоску и повязывали на голову. Так же могла быть лента с искусственными цветами. Выходит 2 спикер в образе подруги невесты: Что касаемо деревянных изделий в сундуке, их тоже было большое количество. Деревянная утварь в хозяйстве карел преобладала вплоть до начала ХХ века: тесто ставили в квашне (taigin), замешивали его еловой мутовкой (harkin), ушаты (korvo), лохани (lohani) служили емкостями для воды, подойники (lupsurenki) - для молока, кадушки (korvo), бочки (bucci) использовались для засолки рыбы, грибов и заготовки ягод на зиму. Ковши (kauha), черпаки (lippi), корзины (koiza), тарелки (torelkka), чашки (tsuaska), ложки (Iuzikka) - все эти предметы находили самое широкое применение в крестьянском хозяйстве. Испокон века дерево было наиболее доступным материалом для кустарного промысла жителей края. В основном использовались сосна, ель, береза, а также очень прочные наросты на березе-капы. Здесь у нас есть солонка из бересты, Использование бересты - универсального поделочного материала - у населения Севера известно со времен первобытнообщинного строя. Повсеместно в ходу была берестяная посуда. Архаичность, изделия из бересты находят своих почитателей и по сей день. В Карелии немало народных умельцев, возрождающих традиционные промыслы. Изготовленные ими изящные предметы быта - солонки, хлебницы, шкатулки, корзинки, подставки, футляры и тому подобные вещи пользуются неизменным спросом у населения и гостей республики. Эти предметы не только красивы, но и практичны. В берестяной хлебнице хлеб долго не черствеет, в туесах из бересты хорошо сохраняются крупы и мука, до нескольких месяцев остается свежей морошка, а вкус грибов, засоленных в берестяной посуде, просто ни с чем не сравним. Как вы думаете, как до середины прошлого века гладили белье? Может быть вам о чем то говорит этот предмет? (показать рубель). На Руси до середины прошлого века для разглаживания ткани использовали набор из скалки – небольшой палки с ровным круглым сечением и рубеля – плоского деревянного бруска с рукоятью и ребристой нижней рабочей поверхностью. Процесс глажки происходил так: свежевыстиранное, еще влажное белье накручивали на скалку (получалась скатка), на которую сверху укладывали рубель зубчатой стороной вниз и прокатывали им несколько раз по скатке, с силой прижимая рубель обеими руками за рукоять и противоположный конец. Современный утюг и не справился бы со старинными тканями; изготавливались они вручную, в основном, изо льна, и грубы были настолько, что после стирки колом стояли. Обработка рубелем не только удаляла складки на ткани, но и делала ее мягче. После такой процедуры даже плохо постиранное белье, становилось белоснежным, как будто из него все «соки» выжали. Отсюда и пословица: «Не мытьем, а катаньем! » Гладить тогда по физической нагрузке было равнозначно тому, что сейчас в тренажерный зал сходить! Говорят, по тому, как невеста гладила, решали, готова ли она к семейной жизни. Если одной рукой – девушка сильная и станет настоящей хранительницей домашнего очага, а если двумя, то слабенькая и замуж ей пока рано. (показать видео про рубель https: //www. youtube. com/watch? v=RVf3YvjCXh4) (Сейчас мы с вами имеем больше количество аксессуаров для волос. Но как же дела обстояли раньше? Самым древним аксессуаром для волос является гребень. Русские красавицы расчесывали косы простыми редкозубыми деревянными гребнями, смоченными в отварах чистотела. На ночь нужно было косу «чесать» долго и медленно, чтобы стряхнуть с себя и своих волос все хлопоты дня и приготовиться ко сну грядущему. В старину гребни были только деревянные. Ежедневное утреннее расчёсывание волос содержало в себе ритуал очищающего и обновляющего действия. Исцеляющая сила дерева проникает в тело человека, дарит ему свою благотворную энергию. В древности считали, что душа человека встречается с душой дерева на кончике зубцов гребня. Также в сундуке имелась имитация современного венчика. Это мутовка. Мутовка – это предмет кухонной утвари для взбалтывания, интенсивного перемешивания, размешивания или взбивания вручную различных жидкостей и смесей. Мы с вами узнали про то, что находилось в сундуке у невесты. Сейчас мы вам расскажем о свадебном обряде. Свадебный обряд делился на такие этапы как сватовство, двороглядье, богомолье, баня, девичник, утро свадебного дня, отъезд молодых к венцу, венчание, встреча молодых, застолье в доме у жениха и второй свадебный день. Так же весь процесс делился не только на этапы, но и на части, которые отличаются друг от друга эмоционально. Первая часть наполнена большим количеством причётов, слез, другая была веселая, с песнями, танцами и тп. Начнем со сватовства. В дом к девушке приходили родители жениха. Происходило это поздним вечером, зажигалась свеча. Девушка выражала свое согласие\несогласие на брак через свечу. Если свечу тушила- не согласна. Обычно, сразу не соглашались, но и больше 3 раз не отказывали. Когда девушка давала свое согласие, то происходил следующий этап, двороглядье. Невеста и ее родители ехали в дом к жениху. Смотреть куда уедет их дочь. Если родителей что-то не устраивало, то свадьбу еще можно было отменить. Следующий этап-богомолье. Его устраивали за 2 недели до свадьбы. На этом этапе проходил вывоз приданого невесты в дом жениха. Самым эмоциональным этапом свадьбы являлась баня. Девушку под руки вели в баню, где ее мыли и парили, расчесывали ее волосы и заплетали в косу с множеством лент. Считалось, что после данного обряда невеста не имела защиты духов своей семьи и была полностью без сил, поэтому ее вели под руки». После бани, невеста угощала своих подруг пивом и приглашала на девичник. Обряд бани проводил вечером перед свадьбой. Наутро крестная невесты благословляла ее с иконой и ржаным караваем. При этом невеста просила у всех прошения. Все всегда сопровождалось песнями. В церковь молодых отправлял по отдельности. Во время венчания обращали внимание на приметы: кто поднимет свечу выше, тот будет главный в семье. Сразу же после венчания невесте заплетали косу, оборачивали ее вокруг головы и накрывали «сорокой» (головной убор), с этого времени никто не мог видеть волосы девушки, кроме ее мужа. После венчания происходило праздничное застолье. Пару встречали родители жениха с иконой и хлебом. На застолье проходил процесс дарения, приданного невесты. Она одаривала подарками родню жениха, подзывая бокалом пива. Второй день свадьбы проходил уже в доме невесты. На спикере 1 показать, как выглядел костюм невесты. Невеста была одета в рубаху с вышивкой по подолу. Сарафан, можно сказать, что ткань для моего сарафана привезли из города, такой в деревне было не найти. Головной убор, ремень, на невесте было всё самое дорогое, что было у семьи, надевали все сразу.
|
|||
|