|
|||
Ситуационные задачи
Тема 1. Организация и структура системы первичной медико-санитарной помощи населению 1) ПМСП – это система медицинских, санитарно-гигиенических и медико-социальных служб и технологий, обеспечивающая первичный контакт индивидуумов, семей и коллективов с медицинскими работниками. Она является основным, доступным и бесплатным для каждого гражданина видом медицинского обслуживания. В систему ПМСП включаются амбулаторно-поликлиническая служба, скорая и неотложная медицинская помощь, санитарно-эпидемиологическая служба, аптечная служба. В основе организации ее оказания лежит территориально-участковый принцип, предусматривающий формирование групп обслуживаемого населения по месту жительства, месту работы или учебы в определенных организациях, с учетом права пациента на выбор врача и медицинской организации. В целях обеспечения указанного права допускается прикрепление граждан, проживающих либо работающих вне зоны обслуживания медицинской организации, к врачам-терапевтам участковым, врачам общей практики (семейным врачам) для медицинского наблюдения и лечения с учетом рекомендуемой численности прикрепленных граждан. 2) Регистратура обеспечивает оформление записи больных на прием к врачу и регистрацию вызовов врача на дом, своевременный подбор и доставку документации в кабинеты врачей, информацию населения о времени приема врачей и о правилах вызова врача на дом, оформление листков и справок о временной нетрудоспособности. Кабинет доврачебного контроля и осмотров, который размещается в непосредственной близости от регистратуры. Основными задачами кабинета доврачебного приёма являются: - приём больных для решения вопроса о срочности направления к врачу; - направление на лабораторные и другие исследования больных, которые в день обращения не нуждаются во врачебном приёме; - проведение антропометрии, измерение артериального и внутриглазного давления, температуры тела и др. - осуществление выписки рецептов льготным категориям граждан по заключению врача. Отделение профилактики включает в себя следующие функциональные подразделения: - анамнестический кабинет; - кабинет функциональных (инструментальных) исследований; - смотровой женский кабинет; - кабинет пропаганды здорового образа жизни; - кабинет централизованного учета ежегодной диспансеризации всего населения. Основными задачами отделения профилактики являются: - организационное обеспечение диспансеризации здоровых и больных; - подготовка и передача врачам медицинской документации на выявленных больных и лиц с повышенным риском заболеваний для дообследования, диспансерного наблюдения и проведения лечебно-оздоровительных мероприятий; - санитарно-гигиеническое воспитание и пропаганда здорового образа жизни среди населения. Задачи терапевтического отделения: · Оказание высококвалифицированной медицинской помощи при заболеваниях терапевтического профиля · Всестороннее обследование и плановое лечение больных · Оказание неотложной помощи на дому · Выполнение диагностических манипуляций · Проведение диспансеризации, активного выявления и динамического наблюдения пациентов с факторами риска заболеваний · Своевременная госпитализация больных, нуждающихся в стационарном лечении с проведением обследования в полном объеме
3) Кабинет подростковый подразделение поликлиники, поликлинического отделения больницы, медико-санитарной части, предназначенное для оказания лечебно-профилактической помощи подросткам в возрасте 15—18 лет и их диспансеризации. Задачи кабинета: 1. Осуществление систематического учета юношей в возрасте 15-17 лет в районе обслуживания. 2. Организация и проведение медицинских осмотров юношей 15-16 лет в установленные сроки в соответствии с нормативными документами, регламентирующими медицинское обеспечение подготовки юношей допризывного возраста к службе в армии. 3. Контроль за проведением диспансерного наблюдения подростков, имеющих отклонения в состоянии здоровья. 4. Отбор больных подростков, нуждающихся в санаторно-курортном лечении, диетпитании. 5. Направление больных подростков на стационарное обследование и лечение в установленные сроки. 6. Оформление медицинской документации на юношей допризывного возраста из числа облуживаемого контингента по вопросам районных военных комиссариатов. 7. Оформление медицинской документации юношам, окончившим образовательную школу или профессионально-техническое училище, расположенное в микрорайоне поликлиники, подросткам, поступающим в ВУЗы, техникумы, на работу. 8. Проведение санитарно-просветительной работы, профконсультации и профориентации среди подростков.
5) В отделении реабилитации и восстановительного лечения проводится медицинская реабилитация пациентов, перенесших острое нарушение мозгового кровообращения, нейрохирургические операции, черепно-мозговую травму, травмы и операции на опорно-двигательной системе, а также при других соматических заболеваниях. Целью реабилитации выступает эффективное возвращение больных и инвалидов к бытовым и трудовым процессам, в общество; восстановление личностных свойств человека. Отделения медицинской реабилитации являются современными специализированными центрами, обслуживающими различных пациентов в стационарных и амбулаторных условиях. Такие отделения в рамках своей структуры включают в себя физиотерапевтические кабинеты наряду с залами лечебной физкультуры, тренажерными блоками, кабинетами механотерапии, водолечения, массажа, фитобары и тому подобное. Кабинет медицинской статистики поликлиники осуществляет работу по сбору, обработке первичной учетной документации и составлению соответствующих отчетных форм по работе поликлиники. Основными задачами кабинета медицинской статистики являются: · Учет и обработка первичной медицинской документации, характеризующей деятельность поликлиники; · Группировка статистической информации, расчет показателей, составление таблиц, сигнальных сводок, кодирование заболеваний; · Анализ показателей здоровья обслуживаемого населения; · Своевременное предоставление необходимой информации заведующим отделениями, врачам для анализа; · Составление квартальных, годовых отчетов, своевременное представление их в вышестоящие организации; · Расчет и анализ показателей работы поликлиники, функций врачебной деятельности, моделей конечных результатов деятельности поликлиники; · Оперативная статистическая обработка показателей работы поликлиники и состояния здоровья обсуживаемого населения; · Осуществление контроля за оперативностью и полнотой учета, за качеством ведения медицинской документации в поликлинике; · Проведение инструктажей как первичных, вводных так и внеплановых; · Своевременное представление всех показателей работы служб поликлиники главному врачу, заместителю главного врача поликлиники по медицинской части, заведующим отделений; · Проведение организационно-методической работы с медработниками по улучшению качества учета работы, достоверности подаваемой информации учета рабочего времени. 5) Организация и структура сестринской службы учреждений здравоохранения, оказывающих первичную медицинскую помощь взрослому населению Наиболее характерными для нынешней ситуации внутренними и внешними факторами, влияющими на деятельность лечебно-профилактических учреждений, являются следующие: · усложнение структуры системы здравоохранения; · появление платных медицинских услуг; · появление конкуренции между ЛПУ различных форм собственности; · резкий рост требований к качеству оказываемых медицинских услуг со стороны потребителей и страховых компаний; · увеличение требований и форм отчетности со стороны органов управления здравоохранением и других контролирующих организаций; · прогрессирующий кадровый дисбаланс (отсутствие младшего медицинского персонала, дефицит медсестринских кадров); · дефицит научного управленческого подхода к решению проблем в медицине; 6) К самостоятельному выполнению работ допускаются работники, имеющие законченное среднее медицинское образование, которые владеют основными видами сестринских манипуляций, изучившиеинструкцию по охране труда для медсестры. Работник обязан неукоснительно соблюдать требования и правила внутреннего распорядка образовательного учреждения: 1. соблюдать дисциплину; 2. бережно относиться к оборудованию, инструментам, приборам, медикаментам, материалам и спецодежде; 3. содержать в чистоте свое рабочее место и территорию; 4. периодически проходить медосмотры. 5. На рабочем месте запрещено курить, употреблять алкоголь. 6. Необходимо соблюдать правила пожарной безопасности. 7. Необходимо также соблюдать правила личной гигиены: употреблять пищу только в столовой; работу выполнять в идеально чистой спецодежде; при выполнении инъекций пользуйтесь резиновыми перчатками; 8. Медицинская сестра обязана соблюдать инструкцию по охране труда в медицинском кабинете. 9. Медицинский кабинет учреждения должен быть оборудован и оснащен инструментарием согласно утвержденному перечню оборудования и инструментария для медицинского кабинета. 10. За нарушение требований настоящей инструкции по охране труда для медицинской сестры медицинский работник, работающий в школе. Должностные обязанности медицинской сестры: 1. Обеспечивает инфекционную безопасность (соблюдает правила санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима, асептики, правильно хранит, обрабатывает, стерилизует и использует изделия медицинского назначения). 2. Осуществляет все этапы сестринского процесса при уходе за пациентами (первичную оценку состояния пациента, интерпретацию полученных данных, планирование ухода совместно с пациентом, итоговая оценка достигнутого). 3. Своевременно и качественно выполняет профилактические и лечебно-диагностические процедуры, назначенные врачом. Ассистирует при проведении врачом лечебно-диагностических манипуляций и малых операций в амбулаторных и стационарных условиях. 4. Оказывает неотложную доврачебную помощь при острых заболеваниях, несчастных случаях и различных видах катастроф с последующим вызовом врача к пациенту или направлением его в ближайшее лечебно-профилактическое учреждение. 5. Вводит лекарственные препараты, противошоковые средства (при анафилактическом шоке) больным по жизненным показаниям (при невозможности своевременного прибытия врача к пациенту) в соответствии с установленным порядком действий при данном состоянии. 6. Сообщает врачу или заведующему, а в их отсутствие, дежурному врачу о всех обнаруженных тяжелых осложнениях и заболеваниях пациентов, осложнениях, возникших в результате проведения медицинских манипуляций или о случаях нарушения внутреннего распорядка учреждения. 7. Обеспечивает правильное хранение, учет и списание лекарственных препаратов, соблюдение правил приема лекарств пациентами. 8. Взаимодействует с коллегами и сотрудниками других служб в интересах пациента. 9. Ведет утвержденную медицинскую учетно-отчетную документацию. 10. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию. 11. Проводит санитарно-просветительную работу по укреплению здоровья и профилактике заболеваний, пропаганде здорового образа жизни.
7) Отделение медицинской профилактики возглавляет врач или фельдшер, имеющий соответствующую подготовку по проблемам профилактики заболеваний и укреплению здоровья населения. Структура отделения профилактики включает: • кабинет доврачебного приема. Обеспечивает сбор анамнеза, анкетирование лиц на выявление ФР и рекомендации по их коррекции; • кабинет функциональных (инструментальных) исследований. Проводятся антропометрия, измерение АД, определение остроты зрения, слуха, запись ЭКГ; • смотровой кабинет. Профилактические осмотры женщин с целью раннего выявления гинекологических заболеваний и опухоли молочных желез. Пальцевое исследование прямой кишки; • кабинет пропаганды здорового ОЖ. Проводятся санитарно-гигиеническое просвещение, формирование навыков здорового ОЖ, организация и проведение занятий в «Школах здоровья». Задачами отделения медицинской профилактики являются: • организация, коррекция и оценка эффективности деятельности по оказанию профилактической помощи населению; • организация, проведение и анализ медико-социальных опросов прикрепленного населения для определения уровня информированности о здоровом ОЖ, потребности и удовлетворенности профилактической помощью; • участие в разработке и реализации целевых профилактических программ; • санитарно-гигиеническое воспитание населения и пропаганда ЗОЖ; • организация деятельности «Школ больных» и «Школ здоровья». Показателями качества деятельности «Школ больных» являются динамика числа плановых и экстренных госпитализаций, динамика показателей временной и стойкой утраты трудоспособности, динамика обращаемости за скорой медицинской помощью по обучаемому заболеванию. Показателями качества деятельности «Школ здоровья» являются нивелирование и отсутствие ФР у обучаемых лиц. • организация и проведение совместно с территориальным центром медицинской профилактики обучения медицинских работников ЛПУ методам оказания медицинских профилактических услуг населению; • анализ, оценка качества и эффективности профилактической работы ЛПУ и профилактической помощи населению; • ведение журнала учета работы ЛПУ по медицинской профилактике (ф. № 038/у-02). Основная цель деятельности Центров здоровья - сохранение здоровья, повышение уровня знаний, информированности и практических навыков по ведению ЗОЖ у населения. Задачей центров является формирование здорового образа жизни у населения, которое будет способствовать воспитанию личной ответственности за своё здоровье и здоровье своих детей. Структура центра здоровья: · кабинеты врачей-специалистов; · кабинет гигиениста стоматологического; · офтальмологический кабинет; · кабинет тестирования на аппаратно-программном комплексе; · кабинеты инструментального и лабораторного обследования; · кабинет (зал) лечебной физкультуры; · учебные классы (аудитории) школ здоровья. Основными задачами Центра здоровья являются: v комплексное медицинское обследование; v медицинская помощь в отказе от потребления алкоголя, табака, в снижении избыточной массы тела, организации рационального питания; v динамическое наблюдение за пациентами группы высокого риска развития неинфекционных заболеваний; v групповое обучение в школах здоровья, проведение лекций, бесед и индивидуального консультирования по вопросам ведения здорового образа жизни; v информирование о вредных и опасных для здоровья человека факторах внешней среды, факторах риска развития заболеваний; v разработка планов мероприятий по формированию здорового образа жизни у населения; v оказание методической и практической помощи врачам и специалистам со средним медицинским образованием медицинских организаций и их подразделений в реализации мероприятий по формированию здорового образа жизни, проведению школ здоровья; v обучение медицинских работников медицинских организаций методам проведения мероприятий по формированию здорового образа жизни, проведения школ здоровья; v анализ динамики заболеваемости и смертности населения от хронических неинфекционных заболеваний; v ведение медицинской документации в установленном порядке и представление отчетности; 8) Особенности структуры детской поликлиники: 1) дополнительный вход к фильтру и боксу; имеются боксы для ОКИ и других инфекций, которые работают круглосуточно 2) в обязанности педиатра входит работа по ЗОЖ, в поликлинике имеется комната здоровогоребенка, где обучают родителей правилам ухода, особенностям вскармливания, технике массажа, комплексам гимнастики 3) кабинет профпрививок или отделение иммунопрофилактики 4) социально-правовой кабинет 5) кабинет медицинской помощи организованным детям. Задачи и разделы работы детской поликлиники: - профилактическая работа (патронах, профосмотры, диспансеризация, формирование ЗОЖ). - санитарно-противоэпидемическая работы (проведение прививок, своевременное выявление инфекционых заболеваний, проведение работы с контактами). - лечебная помощь детям на дому и в поликлинике. - направление детей в стационары, санатории. - лечебно-профилактическая работа в детских учреждениях и школах. - отбор детей в специализированные дошкольные учреждения, санаторные школы-интернаты - правовая защита ребенка в пределах установленной компетенции. - освоение и внедрение новых современных форм и методов работы, методик лечебно-диагностического процесса.
9 ) В основу гигиенического обучения и воспитания положена концепция формирования здорового образа жизни, сформулированы основные задачи: · снижение распространенности курения; · улучшение качества питания; · увеличение физической активности; · смягчение влияния повреждающих психосоциальных факторов и повышение качества жизни; · соблюдение населением мер личной и общественной гигиены; · снижение потребления алкоголя; · профилактика употребления наркотиков; Пропаганда медицинских и гигиенических знаний среди населения способствует снижению заболеваемости и смертности, помогает воспитывать здоровое, физически крепкое поколения. 10) Противоэпидемические мероприятия- комплекс мер по предупреждению возникновения и распространения инфекционных заболеваний и быстрейшей ликвидации в случае их появления. Каждое лечебно-профилактическое учреждение в целях рациональной организации работы в эпидемический сезон должна разработать План противоэпидемических мероприятий Он может быть оформлен как отдельный локальный акт либо как раздел Комплексного плана противоэпидемических мероприятий по профилактике заноса и распространения заболеваний в ЛПУ. Разработкой плана, как правило, занимается врач-эпидемиолог или главная медсестра. Основные нормативные акты, которыми необходимо руководствоваться при составлении данного плана – это: · санитарно-эпидемиологические правила; · методические рекомендации «Критерий расчета запаса профилактических и лечебных препаратов, оборудования, имущества, индивидуальных средств защиты и дезинфекционных средств» План противоэпидемических мероприятий должен ежегодно корректироваться. Противоэпидемические мероприятия делят на две группы: • мероприятия по профилактике возникновения и распространения инфекционных заболеваний; • мероприятия, направленные на ликвидацию эпидемических очагов среди населения в районе ЧС. Основные противоэпидемические мероприятиятаковы: • санитарно-эпидемиологическая разведка предполагаемых районов рассредоточения и размещения эвакуируемых жителей в загородной зоне; • эпидемиологическое наблюдение, включающее изучение санитарно-эпидемиологического состояния населённых пунктов; • своевременное выявление инфекционных больных, их изоляция и госпитализация; • учёт и санация носителей возбудителей болезней и лиц, страдающих хроническими формами инфекционных болезней; • профилактика инфекционных заболеваний путём применения вакцин, сывороток, антибиотиков и различных химических препаратов; • борьба с переносчиками трансмиссивных заболеваний и грызунами. • регистрация и оповещение; • режимно-ограничительные мероприятия; • общая и специальная экстренная профилактика; • обеззараживание эпидемического очага (дезинфекция, дезинсекция, дератизация); • санитарно-разъяснительная работа. 11) Медицинская сестра изучает потребности обслуживаемого населения оздоровительных мероприятиях и разрабатывает программу этих мероприятий. Она проводит первичную и вторичную профилактики: а) формирование здорового образа жизни: · повышение знаний населения о влиянии эндогенных и экзогенных факторов на здоровье; · санитарно-гигиеническое воспитание, куда входит обучение навыкам личной гигиены, рационального питания (режим питания, набор продуктов, методы приготовления пищи), ухода за жилищем привлечение к занятиям оздоровительной физкультурой, спортом, туризмом, борьбе свредными привычками (курением, злоупотреблением алкоголем, наркоманией); б) проведение мероприятий по предупреждению травматизма (специфическая профилактика ДТП, бытового травматизма); в) проведение программ профилактики: предупреждение развития заболеваний социального характера, инфекционных и других заболеваний; г) общеоздоровительные мероприятия: реабилитация пациентов перенесших острые заболевания; медицинская сестра проводит вторичную профилактику: д) целевое санитарно-гигиеническое воспитание: · создание тематических школ здоровья (для пациентов и их родственников): · повышение информированности пациентов о заболевании и факторах риска его развития, возникновения обострений и осложнений; · повышение ответственности пациента за сохранение своего здоровья; · формирование рационального отношения пациента к заболеванию мотивации к оздоровлению, приверженности к лечению и выполнению рекомендаций врача; · формирование у пациентов умений и навыков по самоконтролю за состоянием здоровья, оказанию первой доврачебной помощи в случаях обострений; Ситуационные задачи 3. Стационар на дому представляет собой новую ступень в системе оказания квалифицированной вневрачебной помощи населению. Он организуется в составе городской поликлиники, предназначен для больных с острыми и хроническими заболеваниями в основном терапевтического и неврологического профилей (не нуждающихся в круглосуточном медицинском наблюдении и лечении). Стационар на дому пользуется всеми консультативными и лечебно-диагностическими службами, имеющимися в поликлинике. Медикаменты приобретаются в аптеках по назначению врача самими больными. Руководство его работой осуществляется зав. отделением. Необходимость лечения больного в стационаре на дому решается участковым терапевтом после согласования с зав. отделением.
7. 1)Моча имеет цвет «мясных помоев» в результате гематурии. 2)Необходимо исследовать общий анализ мочи, мочу по Нечипоренко, пробу Зимницкого. 3)Больной нуждается в стационарном лечении. 11. Измерения: веси рост ребенка, окружность головы и груди, выслушать сердцебиение и проверить работу легких, осмотреть лимфоузлы и оценить упругость живота малыша, а также сделать запись о ранее перенесенных заболеваниях различной этиологии. Анализы: Общий анализ крови, общий анализ мочи, соскоб на энтеробиоз, кал на яйца гельминтов. Тестовые задания по теме: «Организация и структура системы первичной медико-санитарной помощи» 1. – г 2. – б, в 3. – в 4. – б 5. – 1-а, 2-б. 6. – а 7. – а 8. – г 9. – а 10. – г 11. – д 12. – д 13. – б, в 14. – б 15. – г
|
|||
|