Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Ситуационные задачи



 

Тема 1. Организация и структура системы первичной медико-санитарной помощи населению

1) ПМСП – это система медицинских, санитарно-гигиенических и медико-социальных служб и технологий, обеспечивающая первичный контакт индивидуумов, семей и коллективов с медицинскими работниками. Она является основным, доступным и бесплатным для каждого гражданина видом медицинского обслуживания. В систему ПМСП включаются амбулаторно-поликлиническая служба, скорая и неотложная медицинская помощь, санитарно-эпидемиологическая служба, аптечная служба. В основе организации ее оказания лежит территориально-участковый принцип, предусматривающий формирование групп обслуживаемого населения по месту жительства, месту работы или учебы в определенных организациях, с учетом права пациента на выбор врача и медицинской организации. В целях обеспечения указанного права допускается прикрепление граждан, проживающих либо работающих вне зоны обслуживания медицинской организации, к врачам-терапевтам участковым, врачам общей практики (семейным врачам) для медицинского наблюдения и лечения с учетом рекомендуемой численности прикрепленных граждан.

2) Регистратура обеспечивает оформление записи больных на прием к врачу и регистрацию вызовов врача на дом, своевременный подбор и доставку документации в кабинеты врачей, информацию населения о времени приема врачей и о правилах вызова врача на дом, оформление листков и справок о временной нетрудоспособности.

 Кабинет доврачебного контроля и осмотров, который размещается в непосредственной близости от регистратуры.

Основными задачами кабинета доврачебного приёма являются:

- приём больных для решения вопроса о срочности направления к врачу;

- направление на лабораторные и другие исследования больных, которые в день обращения не нуждаются во врачебном приёме;

 - проведение антропометрии, измерение артериального и внутриглазного давления, температуры тела и др.

- осуществление выписки рецептов льготным категориям граждан по заключению врача.

Отделение профилактики включает в себя следующие функциональные подразделения:

- анамнестический кабинет;

- кабинет функциональных (инструментальных) исследований;

- смотровой женский кабинет;

- кабинет пропаганды здорового образа жизни;

- кабинет централизованного учета ежегодной диспансеризации всего населения.

Основными задачами отделения профилактики являются:

- организационное обеспечение диспансеризации здоровых и больных;

- подготовка и передача врачам медицинской документации на выявленных больных и лиц с повышенным риском заболеваний для дообследования, диспансерного наблюдения и проведения лечебно-оздоровительных мероприятий;

- санитарно-гигиеническое воспитание и пропаганда здорового образа жизни среди населения.

Задачи терапевтического отделения:

· Оказание высококвалифицированной медицинской помощи при заболеваниях терапевтического профиля

· Всестороннее обследование и плановое лечение больных

· Оказание неотложной помощи на дому

· Выполнение диагностических манипуляций

· Проведение диспансеризации, активного выявления и динамического наблюдения пациентов с факторами риска заболеваний

· Своевременная госпитализация больных, нуждающихся в стационарном лечении с проведением обследования в полном объеме

 

3) Кабинет подростковый подразделение поликлиники, поликлинического отделения больницы, медико-санитарной части, предназначенное для оказания лечебно-профилактической помощи подросткам в возрасте 15—18 лет и их диспансеризации.

Задачи кабинета:

1. Осуществление систематического учета юношей в возрасте 15-17 лет в районе обслуживания.

2. Организация и проведение медицинских осмотров юношей 15-16 лет в установленные сроки в соответствии с нормативными документами, регламентирующими медицинское обеспечение подготовки юношей допризывного возраста к службе в армии.

3. Контроль за проведением диспансерного наблюдения подростков, имеющих отклонения в состоянии здоровья.

4. Отбор больных подростков, нуждающихся в санаторно-курортном лечении, диетпитании.

5. Направление больных подростков на стационарное обследование и лечение в установленные сроки.

6. Оформление медицинской документации на юношей допризывного возраста из числа облуживаемого контингента по вопросам районных военных комиссариатов.

7. Оформление медицинской документации юношам, окончившим образовательную школу или профессионально-техническое училище, расположенное в микрорайоне поликлиники, подросткам, поступающим в ВУЗы, техникумы, на работу.

8. Проведение санитарно-просветительной работы, профконсультации и профориентации среди подростков.

 

5) В отделении реабилитации и восстановительного лечения проводится медицинская реабилитация пациентов, перенесших острое нарушение мозгового кровообращения, нейрохирургические операции, черепно-мозговую травму, травмы и операции на опорно-двигательной системе, а также при других соматических заболеваниях.

Целью реабилитации выступает эффективное возвращение больных и инвалидов к бытовым и трудовым процессам, в общество; восстановление личностных свойств человека.

Отделения медицинской реабилитации являются современными специализированными центрами, обслуживающими различных пациентов в стационарных и амбулаторных условиях. Такие отделения в рамках своей структуры включают в себя физиотерапевтические кабинеты наряду с залами лечебной физкультуры, тренажерными блоками, кабинетами механотерапии, водолечения, массажа, фитобары и тому подобное.

Кабинет медицинской статистики поликлиники осуществляет работу по сбору, обработке первичной учетной документации и составлению соответствующих отчетных форм по работе поликлиники.

Основными задачами кабинета медицинской статистики являются:

· Учет и обработка первичной медицинской документации, характеризующей деятельность поликлиники;

· Группировка статистической информации, расчет показателей, составление таблиц, сигнальных сводок, кодирование заболеваний;

· Анализ показателей здоровья обслуживаемого населения;

· Своевременное предоставление необходимой информации заведующим отделениями, врачам для анализа;

· Составление квартальных, годовых отчетов, своевременное представление их в вышестоящие организации;

· Расчет и анализ показателей работы поликлиники, функций врачебной деятельности, моделей конечных результатов деятельности поликлиники;

· Оперативная статистическая обработка показателей работы поликлиники и состояния здоровья обсуживаемого населения;

· Осуществление контроля за оперативностью и полнотой учета, за качеством ведения медицинской документации в поликлинике;

· Проведение инструктажей как первичных, вводных так и внеплановых;

· Своевременное представление всех показателей работы служб поликлиники главному врачу, заместителю главного врача поликлиники по медицинской части, заведующим отделений;

· Проведение организационно-методической работы с медработниками по улучшению качества учета работы, достоверности подаваемой информации учета рабочего времени.

5) Организация и структура сестринской службы учреждений здравоохранения, оказывающих первичную медицинскую помощь взрослому населению

Наиболее характерными для нынешней ситуации внутренними и внешними факторами, влияющими на деятельность лечебно-профилактических учреждений, являются следующие:

· усложнение структуры системы здравоохранения;

· появление платных медицинских услуг;

· появление конкуренции между ЛПУ различных форм собственности;

· резкий рост требований к качеству оказываемых медицинских услуг со стороны потребителей и страховых компаний;

· увеличение требований и форм отчетности со стороны органов управления здравоохранением и других контролирующих организаций;

· прогрессирующий кадровый дисбаланс (отсутствие младшего медицинского персонала, дефицит медсестринских кадров);

· дефицит научного управленческого подхода к решению проблем в медицине;

6) К самостоятельному выполнению работ допускаются работники, имеющие законченное среднее медицинское образование, которые владеют основными видами сестринских манипуляций, изучившиеинструкцию по охране труда для медсестры.

Работник обязан неукоснительно соблюдать требования и правила внутреннего распорядка образовательного учреждения:

1. соблюдать дисциплину;

2. бережно относиться к оборудованию, инструментам, приборам, медикаментам, материалам и спецодежде;

3. содержать в чистоте свое рабочее место и территорию;

4. периодически проходить медосмотры.

5. На рабочем месте запрещено курить, употреблять алкоголь.

6. Необходимо соблюдать правила пожарной безопасности.

7. Необходимо также соблюдать правила личной гигиены: употреблять пищу только в столовой; работу выполнять в идеально чистой спецодежде; при выполнении инъекций пользуйтесь резиновыми перчатками;

8. Медицинская сестра обязана соблюдать инструкцию по охране труда в медицинском кабинете.

9. Медицинский кабинет учреждения должен быть оборудован и оснащен инструментарием согласно утвержденному перечню оборудования и инструментария для медицинского кабинета.

10. За нарушение требований настоящей инструкции по охране труда для медицинской сестры медицинский работник, работающий в школе.

Должностные обязанности медицинской сестры:

1. Обеспечивает инфекционную безопасность (соблюдает правила санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима, асептики, правильно хранит, обрабатывает, стерилизует и использует изделия медицинского назначения).

2. Осуществляет все этапы сестринского процесса при уходе за пациентами (первичную оценку состояния пациента, интерпретацию полученных данных, планирование ухода совместно с пациентом, итоговая оценка достигнутого).

3. Своевременно и качественно выполняет профилактические и лечебно-диагностические процедуры, назначенные врачом. Ассистирует при проведении врачом лечебно-диагностических манипуляций и малых операций в амбулаторных и стационарных условиях.

4. Оказывает неотложную доврачебную помощь при острых заболеваниях, несчастных случаях и различных видах катастроф с последующим вызовом врача к пациенту или направлением его в ближайшее лечебно-профилактическое учреждение.

5. Вводит лекарственные препараты, противошоковые средства (при анафилактическом шоке) больным по жизненным показаниям (при невозможности своевременного прибытия врача к пациенту) в соответствии с установленным порядком действий при данном состоянии.

6. Сообщает врачу или заведующему, а в их отсутствие, дежурному врачу о всех обнаруженных тяжелых осложнениях и заболеваниях пациентов, осложнениях, возникших в результате проведения медицинских манипуляций или о случаях нарушения внутреннего распорядка учреждения.

7. Обеспечивает правильное хранение, учет и списание лекарственных препаратов, соблюдение правил приема лекарств пациентами.

8. Взаимодействует с коллегами и сотрудниками других служб в интересах пациента.

9. Ведет утвержденную медицинскую учетно-отчетную документацию.

10. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию.

11. Проводит санитарно-просветительную работу по укреплению здоровья и профилактике заболеваний, пропаганде здорового образа жизни.

 

7) Отделение медицинской профилактики возглавляет врач или фельдшер, имеющий соответствующую подготовку по проблемам профилактики заболеваний и укреплению здоровья населения.

Структура отделения профилактики включает:

• кабинет доврачебного приема. Обеспечивает сбор анамнеза, анкетирование лиц на выявление ФР и рекомендации по их коррекции;

• кабинет функциональных (инструментальных) исследований. Проводятся антропометрия, измерение АД, определение остроты зрения, слуха, запись ЭКГ;

• смотровой кабинет. Профилактические осмотры женщин с целью раннего выявления гинекологических заболеваний и опухоли молочных желез. Пальцевое исследование прямой кишки;

• кабинет пропаганды здорового ОЖ. Проводятся санитарно-гигиеническое просвещение, формирование навыков здорового ОЖ, организация и проведение занятий в «Школах здоровья».

Задачами отделения медицинской профилактики являются:

• организация, коррекция и оценка эффективности деятельности по оказанию профилактической помощи населению;

• организация, проведение и анализ медико-социальных опросов прикрепленного населения для определения уровня информированности о здоровом ОЖ, потребности и удовлетворенности профилактической помощью;

• участие в разработке и реализации целевых профилактических программ;

• санитарно-гигиеническое воспитание населения и пропаганда ЗОЖ;

• организация деятельности «Школ больных» и «Школ здоровья». Показателями качества деятельности «Школ больных» являются динамика числа плановых и экстренных госпитализаций, динамика показателей временной и стойкой утраты трудоспособности, динамика обращаемости за скорой медицинской помощью по обучаемому заболеванию. Показателями качества деятельности «Школ здоровья» являются нивелирование и отсутствие ФР у обучаемых лиц.

• организация и проведение совместно с территориальным центром медицинской профилактики обучения медицинских работников ЛПУ методам оказания медицинских профилактических услуг населению;

• анализ, оценка качества и эффективности профилактической работы ЛПУ и профилактической помощи населению;

• ведение журнала учета работы ЛПУ по медицинской профилактике (ф. № 038/у-02).

Основная цель деятельности Центров здоровья - сохранение здоровья, повышение уровня знаний, информированности и практических навыков по ведению ЗОЖ у населения.

Задачей центров является формирование здорового образа жизни у населения, которое будет способствовать воспитанию личной ответственности за своё здоровье и здоровье своих детей.

Структура центра здоровья:

· кабинеты врачей-специалистов;

· кабинет гигиениста стоматологического;

· офтальмологический кабинет;

· кабинет тестирования на аппаратно-программном комплексе;

· кабинеты инструментального и лабораторного обследования;

· кабинет (зал) лечебной физкультуры;

· учебные классы (аудитории) школ здоровья.

Основными задачами Центра здоровья являются:

v комплексное медицинское обследование;

v медицинская помощь в отказе от потребления алкоголя, табака, в снижении избыточной массы тела, организации рационального питания;

v динамическое наблюдение за пациентами группы высокого риска развития неинфекционных заболеваний;

v групповое обучение в школах здоровья, проведение лекций, бесед и индивидуального консультирования по вопросам ведения здорового образа жизни;

v информирование о вредных и опасных для здоровья человека факторах внешней среды, факторах риска развития заболеваний;

v разработка планов мероприятий по формированию здорового образа жизни у населения;

v оказание методической и практической помощи врачам и специалистам со средним медицинским образованием медицинских организаций и их подразделений в реализации мероприятий по формированию здорового образа жизни, проведению школ здоровья;

v обучение медицинских работников медицинских организаций методам проведения мероприятий по формированию здорового образа жизни, проведения школ здоровья;

v анализ динамики заболеваемости и смертности населения от хронических неинфекционных заболеваний;

v ведение медицинской документации в установленном порядке и представление отчетности;

8) Особенности структуры детской поликлиники:

1) дополнительный вход к фильтру и боксу; имеются боксы для ОКИ и других инфекций, которые работают круглосуточно

2) в обязанности педиатра входит работа по ЗОЖ, в поликлинике имеется комната здоровогоребенка, где обучают родителей правилам ухода, особенностям вскармливания, технике массажа, комплексам гимнастики

3) кабинет профпрививок или отделение иммунопрофилактики

4) социально-правовой кабинет

5) кабинет медицинской помощи организованным детям. Задачи и разделы работы детской поликлиники:

- профилактическая работа (патронах, профосмотры, диспансеризация, формирование ЗОЖ).

- санитарно-противоэпидемическая работы (проведение прививок, своевременное выявление инфекционых заболеваний, проведение работы с контактами).

- лечебная помощь детям на дому и в поликлинике. - направление детей в стационары, санатории.

 - лечебно-профилактическая работа в детских учреждениях и школах.

- отбор детей в специализированные дошкольные учреждения, санаторные школы-интернаты

- правовая защита ребенка в пределах установленной компетенции.

- освоение и внедрение новых современных форм и методов работы, методик лечебно-диагностического процесса.

 

9 ) В основу гигиенического обучения и воспитания положена концепция формирования здорового образа жизни, сформулированы основные задачи:

· снижение распространенности курения;

· улучшение качества питания;

· увеличение физической активности;

· смягчение влияния повреждающих психосоциальных факторов и повышение качества жизни;

· соблюдение населением мер личной и общественной гигиены;

· снижение потребления алкоголя;

· профилактика употребления наркотиков;

Пропаганда медицинских и гигиенических знаний среди населения способствует снижению заболеваемости и смертности, помогает воспитывать здоровое, физически крепкое поколения.

10) Противоэпидемические мероприятия- комплекс мер по предупреждению возникновения и распространения инфекционных заболеваний и быстрейшей ликвидации в случае их появления.

Каждое лечебно-профилактическое учреждение в целях рациональной организации работы в эпидемический сезон должна разработать План противоэпидемических мероприятий

Он может быть оформлен как отдельный локальный акт либо как раздел Комплексного плана противоэпидемических мероприятий по профилактике заноса и распространения заболеваний в ЛПУ.

Разработкой плана, как правило, занимается врач-эпидемиолог или главная медсестра. Основные нормативные акты, которыми необходимо руководствоваться при составлении данного плана – это:

· санитарно-эпидемиологические правила;

· методические рекомендации «Критерий расчета запаса профилактических и лечебных препаратов, оборудования, имущества, индивидуальных средств защиты и дезинфекционных средств»

План противоэпидемических мероприятий должен ежегодно корректироваться. Противоэпидемические мероприятия делят на две группы:

• мероприятия по профилактике возникновения и распространения инфекционных заболеваний;

• мероприятия, направленные на ликвидацию эпидемических очагов среди населения в районе ЧС.

Основные противоэпидемические мероприятиятаковы:

• санитарно-эпидемиологическая разведка предполагаемых районов рассредоточения и размещения эвакуируемых жителей в загородной зоне;

• эпидемиологическое наблюдение, включающее изучение санитарно-эпидемиологического состояния населённых пунктов;

• своевременное выявление инфекционных больных, их изоляция и госпитализация;

• учёт и санация носителей возбудителей болезней и лиц, страдающих хроническими формами инфекционных болезней;

• профилактика инфекционных заболеваний путём применения вакцин, сывороток, антибиотиков и различных химических препаратов;

• борьба с переносчиками трансмиссивных заболеваний и грызунами.

• регистрация и оповещение;

• режимно-ограничительные мероприятия;

• общая и специальная экстренная профилактика;

• обеззараживание эпидемического очага (дезинфекция, дезинсекция, дератизация);

• санитарно-разъяснительная работа.

11) Медицинская сестра изучает потребности обслуживаемого населения оздоровительных мероприятиях и разрабатывает программу этих мероприятий. Она проводит первичную и вторичную профилактики:

а) формирование здорового образа жизни:

· повышение знаний населения о влиянии эндогенных и экзогенных факторов на здоровье;

· санитарно-гигиеническое воспитание, куда входит обучение навыкам личной гигиены, рационального питания (режим питания, набор продуктов, методы приготовления пищи), ухода за жилищем привлечение к занятиям оздоровительной физкультурой, спортом, туризмом, борьбе свредными привычками (курением, злоупотреблением алкоголем, наркоманией);

б) проведение мероприятий по предупреждению травматизма (специфическая профилактика ДТП, бытового травматизма);

в) проведение программ профилактики: предупреждение развития заболеваний социального характера, инфекционных и других заболеваний;

г) общеоздоровительные мероприятия: реабилитация пациентов перенесших острые заболевания; медицинская сестра проводит вторичную профилактику:

д) целевое санитарно-гигиеническое воспитание:

· создание тематических школ здоровья (для пациентов и их родственников):

· повышение информированности пациентов о заболевании и факторах риска его развития, возникновения обострений и осложнений;

· повышение ответственности пациента за сохранение своего здоровья;

· формирование рационального отношения пациента к заболеванию мотивации к оздоровлению, приверженности к лечению и выполнению рекомендаций врача;

· формирование у пациентов умений и навыков по самоконтролю за состоянием здоровья, оказанию первой доврачебной помощи в случаях обострений;

Ситуационные задачи

3. Стационар на дому представляет собой новую ступень в системе оказания квалифицированной вневрачебной помощи населению. Он организуется в составе городской поликлиники, предназначен для больных с острыми и хроническими заболеваниями в основном терапевтического и неврологического профилей (не нуждающихся в круглосуточном медицинском наблюдении и лечении). Стационар на дому пользуется всеми консультативными и лечебно-диагностическими службами, имеющимися в поликлинике. Медикаменты приобретаются в аптеках по назначению врача самими больными. Руководство его работой осуществляется зав. отделением. Необходимость лечения больного в стационаре на дому решается участковым терапевтом после согласования с зав. отделением.

 

7. 1)Моча имеет цвет «мясных помоев» в результате гематурии. 2)Необходимо исследовать общий анализ мочи, мочу по Нечипоренко, пробу Зимницкого. 3)Больной нуждается в стационарном лечении.

11. Измерения: веси рост ребенка, окружность головы и груди, выслушать сердцебиение и проверить работу легких, осмотреть лимфоузлы и оценить упругость живота малыша, а также сделать запись о ранее перенесенных заболеваниях различной этиологии.

Анализы: Общий анализ крови, общий анализ мочи, соскоб на энтеробиоз, кал на яйца гельминтов.

Тестовые задания по теме: «Организация и структура системы

первичной медико-санитарной помощи»

1. – г

2. – б, в

3. – в

4. – б

5. – 1-а, 2-б.

6. – а

7. – а

8. – г

9. – а

10. – г

11. – д

12. – д

13. – б, в

14. – б

15. – г

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.