Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





О книге Виктора Кротова Волшебный Возок



 

КАК ВЕСЕЛО ВОСПИТЫВАТЬ ЧЕЛОВЕКА

 

О книге Виктора Кротова " Волшебный Возок"

 

Странные бывают совпадения. Когда мне было двадцать шесть лет, я написал первый вариант своей книги " Охота за мыслью". Написана она было в форме волшебной сказки. Некий юный герой путешествовал по Стране Памяти, по Королевству Эмоций, спускался в Катакомбы Подсознания, поднимался в мозговой Рай, низвергался в Ад, встречал на своём пути много диковинных существ, имел дело с чертями, с вампирами и с самим дьяволом, даже, казалось с Богом…

Этот вариант был забракован. Редактор уничтожающе раскритиковал сказку. Я жутко расстроился и сжёг рукопись. Я ещё не знал, что рукописи не горят.

И вот прошло… не будем подсчитывать, сколько лет. Вдруг я встречаю человека, который написал сказку, не получившуюся у меня. Написал так, как она должна была быть написана.

" Волшебный Возок" – книга о душе. Я хотел сперва написать " книга о психике", но пресекся, и правильно, ибо книга эта, хотя и ведет речь о том, что положено изучать психологии – о внутреннем мире человека, - на самом деле выходит за пределы науки.

Это – математически точная (автор - математик) художественная книга именно о душе. О вселенной внутри человека. Её могут читать и дети, и взрослые. И не только читать.

С первых же строчек этого удивительно живого повествования, в котором каждая сценка и персонаж зримы и почти осязаемы, как в мультфильме, - его неудержимо хочется разыгрывать в лицах, играть, да, играть в эту книжку, играть по ней, как мы все в свое время играли в мушкетеров, в Тимура и его команду, в пиратов и в благородных разбойников… А на самом-то деле речь идет о бесплотных сущностях, об отвлеченных понятиях. О психологических закономерностях, о философских и нравственных категориях…

Поразительное дарование автора позволило ему весь этот огромный сверхсложный мир воссоздать в именах, почерпнутых из обыденного языка, и воплотить в лицах. В живых, милых, страшных, загадочных и смешных персонажах, легко узнаваемых каждым, кто прожил на свете хотя бы годика два. Вот с этого возраста и можно, и нужно учить практической психологии. А вместе с ней – этике и религиозному отношению к жизни.

Что это за отношение?

Самое простое и естественное. Благодарное. Не только за то, что тебе самому жить хорошо, или не так плохо, как быть могло бы. Благодарное ещё и за то, что живут на свете другие существа, жили раньше и будут жить после тебя. Благодарное не только за радости и удовольствия, но и за страдание, позволяющее понять, что такое счастье. Благодарное за возможность мыслить. За всё.

…Мальчик по имени Вагик (немного странное имя, напоминающее, может быть, о родстве героя и автора) отправляется из своей родной деревни Привыкино в путешествие. Едет он на Волшебном Возке, только не нём можно добраться туда, куда безуспешно пытаются добираться психоаналитики и прочие патологоанатомы человеческих душ. В глубину души. И ещё глубже… Называется это Источником.

По дороге развертываются захватывающие приключения. У Вагика много добрых друзей, провожатых и покровителей. Есть и враги, строящие ловушки, сбивающие с пути. И те, и другие живут в нём самом. Читатель, и взрослый, и маленький, легко узнает их в себе: Змей Гордыныч, Сознатель, Рассундук, Злёнок…

Ещё совпадение. Жил-был когда-то талантливый математик Доджсон, он же Льюис Кэрролл. Дружил с маленькой девочкой. Играл с ней, учил её. Девочке нравились сказки, небылицы и глупости, но не всякие, а такие, от которых мозги набекрень, над которыми думать можно и хохотать. И написал, играючи, сказку про то, во что с девочкой играл, и получилась " Алиса в стране чудес".

Виктор Кротов, тоже математик, ещё раз заметим, - тоже разыгрывал свою книгу с детьми, их можно считать соавторами. И получился поход к Источнику. Там, в окрестностях, кстати, они встретились и с Алисой, там оказалось много и новых, и старых знакомых: Маленький Мук, Робинзон Крузо…

Душа – мир открытый, в котором встречаются и живут все те, кого мы любим и кого воображаем себе. Жители Книжного Княжества столь же реальны для нас, как и живые люди, а по влиянию, пожалуй, сильнее.

У Виктора Кротова, как и у Кэрролла, есть волшебный ключ, отпирающий двери в Страну Чудес. Творческая игра языка и воображения, магическая игра, в которой дети всегда чувствуют себя как в родной стихии (язык ими и создан) – а взрослые, хоть чуть-чуть отпустив себя, снова оказываются существами свободными и счастливыми. И – начинают осознавать себя: через собственные вопросы к себе же. Кто, например, я – Лепильщик или Ломальщик?.. В отношении к людям, к своим детям? К себе?..

 

Вот, наконец, пособие по воспитанию хороших людей – и добрых, и сильных. Вот веселый учебник самопознания, в него можно влюбиться, в нём можно жить. Жаль, что не было ещё этой книги, когда я был маленьким, что мои родители не играли в неё со мной. Но, может быть, ещё не всё потеряно?..

 

                                                                                                Владимир Леви



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.