|
||||||||||||||||||
Вопросы для обсуждения. Определение трагедии В пьесе «Гроза»Вопросы для обсуждения 1. Почему мы не можем назвать ее ни «жертвой», ни «хозяйкой»? (Ответ в чертах ее характера. ) 2. Какие черты ее характера проявляются в первых же репликах? (Неспособность лицемерить, лгать, прямота. Конфликт намечается сразу: Кабаниха не терпит в людях чувства собственного достоинства, непокорности, Катерина не умеет приспосабливаться и покоряться. ) 3. Откуда появились в героине эти черты? Зачем автор только о Катерине рассказывает так подробно, говорит о ее семье, детстве? Как воспитывалась Катерина? Какая атмосфера окружала ее в детстве и в семье мужа?
(Взаимоотношения героев находятся в состоянии резкого контраста и рождают непримиримый конфликт. ) 4. В чем выражается протест Катерины? Почему мы можем назвать ее любовь к Борису протестом? (Любовь — это и есть стремление жить по законам своей души. ) 5. В чем сложность внутреннего состояния героини? (Любовь к Борису — это: свободный выбор, диктуемый сердцем; обман, который ставит Катерину в один ряд с Варварой; отказ от любви — это подчинение миру Кабанихи. Любовь-выбор обрекает Катерину на мучения. ) 6. Как в сцене с ключом и сценах свидания и прощания с Борисом показаны мучения героини, борьба с собой и ее сила? Проанализируйте лексику, построение предложений, фольклорные элементы, связи с народной песней. (Сцена с ключом: «Да что я говорю-то, что я себя обманываю? Мне хоть умереть, да увидеть его». Сцена свидания: «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю! Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда? » Сцена прощания: «Друг мой! Радость моя! Прощай! » Все три сцены показывают решительность героини. Она нигде не изменила себе: решилась на любовь по велению сердца, призналась в измене по внутреннему чувству свободы (ложь — всегда несвобода), пришла проститься с Борисом не только из-за чувства любви, но и из-за чувства вины: он пострадал из-за нее. Она бросилась в Волгу по требованию своей свободной натуры. ) 7. Докажите, что смерть Катерины — это протест. (Смерть Катерины — это протест, бунт, призыв к действию. Варвара сбежала из дома, Тихон обвинил мать в смерти жены, Кулигин бросил упрек в немилосердности. ) 8. Сможет ли город Калинов житьпо-старому? Споры вокруг «Грозы» определяются, во-первых, природой жанра, так как произведение, предназначенное для сцены, предполагает различные трактовки, во-вторых — своеобразием содержания, так как в пьесе социально-нравственный конфликт, в-третьих — активным развитием критической мысли в данный период. Вопрос о жанре. Пьеса «Гроза» — драма или трагедия? Ряд исследователей рассматривают «Грозу» как трагедию. Главный вопрос — соответствует ли «Гроза» такому определению?
Вывод. Сильный, протестующий характер Катерины, оканчивающаяся гибелью непримиримая борьба поднимают «Грозу» до уровня народной трагедии. Но сам Островский называет ее драмой, так как героиня пьесы из патриархальной мещанской среды и большое внимание уделено бытовой стороне жизни. Группа критиков. Работа ведется по материалам статьи Н. Добролюбова «Луч света в темном царстве» (1860), Д. Писарева «Мотивы русской драмы» (1864) и Ап. Григорьева «После „Грозы“ Островского» (1860). 1. Расскажите о взглядах Добролюбова на пьесу, опираясь на цитатный план: «Островский обладает глубоким пониманием русской жизни». «Он захватил такие общие стремления и потребности, которыми проникнуто все русское общество». «Произвол, с одной стороны, и недостаток сознания прав своей личности, с другой, — вот основания, на которых держится все безобразие взаимных отношений». «Помимо их, не спросясь их, выросла другая жизнь, с другими началами, и хотя далеко она, еще не видна хорошенько, но уже дает себя предчувствовать и посылает нехорошие видения темному произволу самодуров».
«Характер Катерины… составляет шаг вперед во всей нашей литературе». «Русский сильный характер в „Грозе“ поражает нас своей противоположностью всяким самодурным началам». «Решительный, цельный русский характер, действующий в среде Диких и Кабановых, является у Островского в женском типе… самый сильный протест бывает тот, который поднимается… из груди самых слабых и терпеливых». «Грустно, горько такое освобождение… В том-то и сила ее характера, оттого-то „Гроза“ и производит на нас впечатление освежающее». «Конец этот кажется нам отрадным… в нем дан страшный вызов самодурной силе». 2. Расскажите о взглядах Д. Писарева. Взгляды Писарева — это полемика «Натура» Добролюбова и «личность» Писарева. Оценка Катерины как героини, еще не ставшей развитой личностью. Стихийность и противоречивость образа, действующего под влиянием чувства. Оценка самоубийства как действия неожиданного.
|
||||||||||||||||||
|