Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





БОРЩЕВИК – ВРАГ?



 

Биоразнообразие.

БОРЩЕВИК – ВРАГ?

Наверное, уже все, кто бывает «на природе», знают, что такое Борщевик Сосновского. Знают, как он может быть опасен в жаркий солнечный день, проклинают учёных-агрономов. Его не любят работники зелёного хозяйства, ландшафтные архитекторы, а у некоторых людей один его вид вызывает просто истерику.

А давайте посмотрим на всё это как бы со стороны самой природы. Человек (если верить не Папам Римским, а старикам Дарвину, Гексли, Линдблату и другим серьёзным людям) как Homo sapiens образовался где-то в тропической зоне, предположительно в восточной Африке. Каким-то непостижимым образом он оказался очень приспособляемым, пластичным видом, обладающим необъяснимым стремлением к разрушению и созиданию одновременно, а также к перемещению в пространстве. Человек распространился по всему земному шару, по всем его климатическим зонам, по всем ландшафтам. Везде его присутствие является фактором экологической катастрофы. Более или менее терпим для природы он только в форме папуасов, которые при малейшем намёке на перенаселение немедленно начинают воевать и поедать друг друга.

Вернёмся домой, в нашу Москву и Подмосковье. Мы построили огромный город, мегаполис, в котором старательно уничтожаем вокруг себя всё живое. Леса, которые тысячелетия росли на этой земле, уходят за считанные годы. Мы уничтожаем даже те биоценозы, которые создали сами, всё вокруг превращая в асфальтово-бетонное нечто, свалки и пустыри. Потом начинаем «облагораживать», тратя на это бюджетные деньги.  

Вопрос: Возникнет ли природный процесс, направленный на самовосстановление экологического равновесия, воссоздание естественных биоценозов?

Ответ: Да, возникнет. Природа сильна. В ней всегда найдутся виды, способные к выживанию даже рядом с человеком. Мы уже привыкли к серым воронам, серым крысам и не задумываемся о том, что их присутствие рядом с нами – это всего лишь оборона природы от нашего на неё наступления. Возникают новые формы биоценозов, составленные из видов, выносливых к постоянному антропогенному давлению, и даже извлекающих для себя пользу из деятельности самого Homo sapiens.

Борщевик Сосновского – из того же ряда видов, оказавшихся способными выжить в нарушенной экологической среде. Он проявил себя как вид агрессивный, способный захватывать большие площади и подавлять там другие виды травянистых растений. И мы пугаемся такой экспансии этого растения, начинаем изобретать срочные меры борьбы с ним, тем более что при контакте с незащищенной кожей он способен вызывать у людей сильнейшие фотоаллергические реакции.  

Но опять взгляд со стороны самой природы: какие именно виды растений подавляются борщевиком? При внимательном рассмотрении оказывается, что это растительность рукотворных ландшафтов – луга, поляны, пустыри, полосы ЛЭП, обочины дорог и т. д. Но ведь это всё не вполне естественные биоценозы! До того, как сюда пришли наши предки, вся территория, за исключением водно-болотных стаций и заливных пойменных лугов, была лесом. Именно наши предки начали вырубать и расчищать лес под пашни, сенокосы и пастбища. Поддерживалось стабильное состояние этих сельхозугодий их постоянным использованием, и восстанавливать первоначальный облик природе удавалось только в периоды войн и разорений, когда люди прекращали свою работу на полях. Сейчас в границах постоянно расширяющейся Москвы (да и в ближнем Подмосковье) бывшие сельхозугодья оказались поглощены городскими кварталами, промзонами, гаражами и т. д.

Некоторым из полей и лугов посчастливилось оказаться в составе «Особо охраняемых природных территорий», но естественно, никто их больше не обрабатывает, и природа немедленно начала своё контрнаступление. И ведётся оно по классической схеме сукцессии (стадийного восстановления): сначала поселяются виды, легко распространяющиеся семенами, или формируется биоценоз из тех видов растений, которые уже росли здесь. В большинстве случаев это луговая растительность, в которой доминируют злаки: вейник, пырей, ежа, лисохвост, мятлики и другие травы. Вы спросите: «А что же в этом плохого? Ведь это же прекрасно! » Для луговой флоры и фауны, которая пришла сюда из степей вместе с человеком, может быть и прекрасно, и нам самим нравится, но у природы свои виды. Она с упорством маньяка будет восстанавливать леса, которые были уничтожены нашими предками. А для восстановления лесов злаковый травяной войлок создает трудности, через него семенам деревьев пробиться непросто.

И вот тут появляется наш герой, Борщевик Сосновского. Он, как десантно-штурмовая бригада, пробивает бреши в фортефикациях травяного покрова, захватывает плацдарм, своими широкими листьями образует плотный полог, перекрывая доступ света к злакам и вызывая их гибель. Большая масса листьев и стеблей борщевика даёт богатый перегной, земля становится рыхлой, и в ней легко прорастают семена деревьев. Зимой на снеговом покрове особенно хорошо видно, что среди сухих крупных зонтичных колонн уже выросли пока ещё маленькие, но вполне жизнеспособные деревца. Теперь они будут с каждым годом становиться всё выше, их кроны будут всё гуще, и когда они сомкнутся в сплошной полог молодого леса, уже светолюбивому борщевику придётся исчезнуть, уступив место теневыносливым лесным травам. Потом, если мы, люди, снова не разрушим этот восстановившийся лесной биоценоз, в нём появятся коренные породы деревьев: ель, дуб, липа, ясень, вяз, типичный кустарниковый подлесок и напочвенный травянистый покров, постепенно сформируется окончательная, климаксовая стация хвойно-широколиственного леса. Вот так всеми проклинаемый борщевик выполняет роль ускорителя, катализатора сукцессии.

Есть и ещё одна функция, которую он взял на себя – защита гнездовий мелких животных. В густые заросли борщевика полезет не всякий человек, в них не увидят своей жертвы серые вороны, и именно поэтому там легче выжить выводкам зайчат, безопаснее уткам насиживать свои кладки, там найдётся место для мелких наземно гнездящихся птиц, раздолье для мышевидных грызунов, а для ласок и горностаев это просто рай! Тем более обидно видеть, как в мае-июне, в самый разгар гнездово-выводкового сезона, вдруг появляются рабочие с бензокосами и начинают уничтожать заросли борщевика вместе с их обитателями только потому, что он кому-то не нравится и кто-то считает его опасным. Мало ли опасностей и действительных, и условных вокруг нас! Ведь никто не суёт рук под трамвай на рельсы, и мчащимся автомобилям никто не ставит подножки, так почему же нельзя и просто обойти борщевик, не прикасаясь к нему? И уж если обязательно надо его ликвидировать, то хотя бы это делать тогда, когда выводки уже разлетелись и разбежались.

Мы, Homo sapiens, вообще слишком самоуверенно присвоили себе право распоряжаться на планете. Неплохо бы задуматься, вполне ли адекватна наша деятельность? Не пора ли остановиться в наступлении на природу? Давайте будем милостивы к ней! Она борется, восстанавливает то, что мы уничтожаем, и делает это для нас же, чтобы нам было жить хорошо. Ведь мы такая же часть природы, как и другие виды флоры и фауны, в том числе и Борщевик Сосновского.

 

Дмитрий Гладков



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.