|
|||
БЛАГОЧЕСТИВЫЙ МУЖ. “Пусть расходует состоятельный из своего достатка; а у кого доля его размерена, пусть расходует из того, что дал ему Аллах”. (65:7). “А на том, у кого родился, – пропитание их и одежда по приличию”. (2:233)БЛАГОЧЕСТИВЫЙ МУЖ В одном из достоверных хадисов, сын Омара, да будет доволен им Аллах, сказал: “Я слышал как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: “Каждый мужчина попечитель в своей семьей и ответственен за своих подопечных…”. И одним из его подопечных, является его супруга. Из обязанностей, возложенных на него в попечительстве над своей супругой, являются следующие: Первое: Расходование И оно определяется по приличию (принятым рамкам), согласно словам Всевышнего Аллаха: “Пусть расходует состоятельный из своего достатка; а у кого доля его размерена, пусть расходует из того, что дал ему Аллах”. (65: 7) “А на том, у кого родился, – пропитание их и одежда по приличию”. (2: 233) В достоверном хадисе от Ибн Масуда Аль-бадарий приводится, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Если мужчина с желанием потратит на свою семью какую-нибудь издержку, то она будет для него милостыней (садакъа)”. В другом достоверном хадисе от Абдуллаха Ибн Умара Ибн Аль-ааса, да будет доволен им Аллах, приводится, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Достаточно мужчине греха, когда он губит тех, кого содержит”. А в придании от Муслима говорится: “Достаточно мужчине греха, когда удерживает долю тех, чье пропитание он имеет”. В другом хадисе от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, говорится: Посланник Аллаха сказал: “Нет такого дня, когда люди встретили бы утро без ниспослания двух ангелов. И один из них говорит: “О Аллах, дай расходующему человеку возмещение”, а другой говорит: “О Аллах, дай удержавшему человеку ущерб”. В сборнике Бухари, от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, передаются слова Посланника Аллаха: “Рука дающего лучше, чем рука берущего, и начинай с членов своей семьи”. Наилучшая милостыня – это трата на семью. И кто просит скромности, Аллах сделает его добродетельным, а кто просит богатства, Аллах сделает его богатым”. В согласованном хадисе отСаида Ибн Абу Ваккъаса, да будет доволен им Аллах, приводится, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Поистине ты не потратишь издержку, стремясь получить довольствие Аллаха, кроме как будучи вознагражденным ею, и даже в том, что предоставил для удовлетворения своей супруги”. У Муслима приводится хадис от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха сказал: “Самый лучший динар в награде, из тех динаров, которые ты расходовал на пути Аллаха, в освобождении раба, в подаянии бедняку и потраченный на семью, это динар, израсходованный тобой на семью”. У Муслима приводится хадис от Савбана, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Самый лучший динар, который расходует мужчина – это динар, израсходованный им на свою семью, потраченный им на свою верблюдицу на пути Аллаха и динар, израсходованный им на своих друзей на пути Аллаха”. В сборниках Бухари, Ибн Хаббана и Ахмада, а также в других, приводится хадис от Муавии переданный от его дедушки, в котором приводится следующее: “Я спросил: “О Посланник Аллаха! Какие права имеет жена одного из нас на него? ”, на что он ответил: “Ты должен кормить ее, когда кушаешь, одевать ее, когда одеваешься, не бить ее по лицу, не оскорблять и не оставлять ее, кроме как в доме”. В сборнике Тирмизи приводится хадис хасан (т. е. хороший) от Омара Ибн Альахваса Альджашмий, да будет доволен им Аллах, что он слышал, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в прощальном Хадже сказал: “Их правом над вами, являются ваше хорошее отношение к ним, их одеяние и пропитание”. Следовательно, расходование включает в себя пропитание, одеяние, жилье, услуги, украшения и лечение, и для каждого из них существуют определенные подробности, однако сейчас это не является темой обсуждения. И если кто-то желает достигнуть по возможности высшего предела в расходовании и в хорошем отношении, то пусть будет как Абу Заръа в отношении своей супруги Умм Заръа, о котором Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал, обращаясь к Аише: “Я относился к тебе, как Абу Заръа к Умм Заръа”. Этот хадис длинный и содержит в себе неясные выражения, и желающий прочесть его, пусть обращается к книгам толкования хадисов. Мужу позволяется заготавливать для своей семьи годовое пропитание. Это будет считаться дозволенным делом, согласно тому, что передает Бухари от Омара, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, продавал пальмы Бану Надир и заготавливал для своей семьи годовое пропитание. Второе: Хорошая близость и взаимоотношение В сборниках Абу Хаббана и Тирмизи приводится хадис Абу Хурайры от Абу Хаббана, да будет доволен ими Аллах, в котором говорится, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Самые идеальные верующие по вере, это самые лучшие из них по нравственности. А самые лучшие из вас, это те, которые наиболее нравственны к своим женами”. Данный хадис является хасан (хорошим) по мнению Тирмизи и сахих (достоверным) по мнению Бухари. Аиша, да будет доволен ею Аллах, передает слова Посланника Аллаха: “Самые совершенные верующие по вере – это самые лучшие по нравственности и самые любезные по отношению к своим семьям”. От нее же передает Ибн Хаббан в своем сборнике достоверных хадисов, что Посланник Аллах сказал: “Наилучший из вас – это наилучший по отношению к своей семье, и я лучший из вас по отношению к своей семье”. Этот же хадис передают Ибн Маджа и Бухари с такими же словами от Ибн Аббаса, кроме слов: “Самые лучшие из вас, это самые наилучшие по отношению к своим женам”. Третье: Угождение Передает Ибн Хаббан в сборнике достоверных хадисов от Самура Ибн Джандаба, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Поистине, женщина сотворена из ребра. И если попытаешься сделать его ровным, то сломаешь, поэтому угождай ей и живи с ней”. Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, в согласованном хадисе передал, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Обращайтесь с женщинами умеренно, ибо женщина сотворена из ребра, и самая кривизна на самой верхушке ребра. И если примешься выравнивать его – сломаешь, а если оставишь, оно по-прежнему будет оставаться кривым. Поэтому обходитесь с женщинами умеренно”. В предаче от Муслима приводится: “Поистине женщина сотворена из ребра, она не станет ровной для тебя. И если насладишься ею, то только с ее кривизной, а если примешься выравнивать, то сломаешь ее, и сломать ее – это развестись с ней”. Четвертое: Ночлег Если мужчина имеет только одну жену, проживая в доме, то он должен, как минимум, одну из четырех ночей проводить у нее. Доказательством того, что проведение с супругой одной из четырех ночей, является обязательным, служит Иджма (единодушное согласие сподвижников). Приводит Омар Ибн Шабх от Ашшаабий, что Кааб Ибн Саввар однажды сидел у Омара Ибн Хаттаба, в то время как пришла женщина и сказала: “О Амир уль-муминин! Я никогда не видела лучше мужа, чем мой супруг. Клянусь Аллахом, он проводит свою ночь в молитвах, а свой день в посте”. На что Омар попросил за нее прощенья и похвалил ее, и тут она застеснялась и ушла. И Кааб сказал: “О Амир уль-муминин, не жалуется ли эта женщина на своего мужа? ”. Омар подошел к нему и сказал Каабу: “Рассуди между ними обоими, поистине ты понял ее проблему, которую я не понял”. На что он сказал: “Я вижу, что перед ней находятся “три женщины” и она четвертая из них, и я присуждаю ему три дня и ночи, которые он проводит в поклонении, а четвертый день и ночь принадлежит ей”. И Омар сказал: “Отправляйся, ты будешь судьей над жителями Бурсы”. В другом придании говорится, что Омар сказал: “Да, ты судья”. Известие о данном событии распространилось среди сподвижников, и никто не отверг это, что указывает на единодушное согласие сподвижников Пророка (Иджма). А если он имеет двух жен или больше, то он должен одинаково распределять между ними. Поскольку в хадисе Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, приведенном во многих сборниках хадисов, говориться, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “ Кто, имея двух жен, проявил симпатию к одной, тот в Судный день придет с упавшей половиной тела”. И запрещенная симпатия – эта та симпатия, которая приводится в словах Всевышнего Аллаха:
|
|||
|