Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





5. Корниловский мятеж.



Результатом этого кризиса стало создание Третьего Временного правительства, во главе которого 8 июля встал эсер А. Ф. Керенский. В числе первых его шагов были, восстановление смертной казни на фронте, введение военно-полевых судов и военной цензуры.

Большевистская партия на своем VI съезде (26 июля — 3 августа) сняла лозунг «Вся власть Советам». Съезд провозгласил курс на вооруженный захват власти.

На противоположном, правом, политическом фланге росло число сторонников военной диктатуры. Острое недовольство слабостью Временного правительства, его неспособностью положить конец «революционной анархии» на фронте и в тылу ярко проявилось в работе Государственного совещания (12-15 августа), где присутствовали представители буржуазии, высшего духовенства, офицеров и генералитета, бывшие депутаты Государственной думы. Центральной фигурой на совещании стал Верховный Главнокомандующий (с 18 июля 1917 г. ) генерал Л. Г. Корнилов. Подготовка к военному перевороту началась еще до Государственного совещания. Полной согласованности в планах и действиях этих сил не было. Тем не менее, все они сходились на необходимости роспуска Советов и солдатских комитетов, запрещения большевистской партии. Переворот предполагалось провести под прикрытием Временного правительства и в союзе с премьер-министром А. Ф. Керенским.

10 августа Верховный главнокомандующий вручил Керенскому докладную записку. Генерал предлагал восстановить дисциплинарную власть офицеров, распространить на тыловые части закон о смертной казни, расформировать неповинующиеся воинские подразделения с направлением нижних чинов в «концлагеря с самым суровым режимом», перевести железные дороги, большую часть заводов и шахт на военное положение с запретом митингов и забастовок.

А. Ф. Керенский долго колебался, но после фиаско на Государственном совещании все же решил осуществить меры, предложенные генералом. К моменту прибытия войск в столицу премьер должен был объявить в городе военное положение. Верховный главнокомандующий тут же отдал приказ о движении к столице конного корпуса и двух конных дивизий в эшелонах по железной дороге.

Но Керенский засомневался - что произойдет в бурлящем городе после ввода туда войск (в том числе «Дикой дивизии», набранной из мусульман, почти не владевших русским языком), какая кровь прольется при разгоне большевистской партии, Советов и других организаций «революционной демократии». Этим сомнениям А. Ф. Керенского положили конец полученные им известия о планах Л. Г. Корнилова: сместить Временное правительство и взять на себя всю полноту военной и гражданской власти.

Керенский не стал доискиваться до истины. Он тут же решил, что называется с головой, выдать генерала левым и ценой его устранения с политической арены упрочить собственные позиции.

27 августа в Ставку ушла правительственная телеграмма, отзывавшая Л. Г. Корнилова с должности Верховного Главнокомандующего, а в вечерних газетах появилось официальное сообщение за подписью Керенского с обвинением Корнилова в попытке «государственного переворота и мятежа.

Правительство фактически распалось, и у власти стала Директория, куда наряду с политиками (А. Ф. Керенским, М. И. Терещенко, A. M. Никитиным) впервые вошли военные (генерал А. И. Верховский, адмирал Д. Н. Вердеревский).

Премьер-министр, сделав крен влево, сразу получил мощную поддержку Советов, профсоюзов, соцпартий (включая большевиков), учредивших Комитет народной борьбы с контрреволюцией. Железнодорожники приступили к саботажу перевозок корниловцев. В Петрограде энергично формировались вооруженные отряды рабочей Красной гвардии. Перед заключенными в июльские дни членами РСДРП(б) раскрылись двери тюрем.

Л. Г. Корнилов отказался сложить с себя обязанности Верховного Главнокомандующего и отозвать дивизии. В своем обращении «К русским людям», переданном из Ставки утром 28 августа, он расценил действия главы правительства «как великую провокацию», которая ставит на карту судьбу Отечества. Эти действия превращали продвижение корниловских частей к Петрограду, поначалу вполне законное, санкционированное сверху, в открытое антиправительственное выступление, мятеж. К подобному повороту не были готовы ни войска, ни их командиры. Неразбериха усугублялась «разъяснительной» работой революционных агитаторов, беспрепятственно проникавших в воинские эшелоны по пути их следования к столице. В итоге корпус и две дивизии были остановлены и рассеяны, Корнилов и его сподвижники арестованы, а непосредственно командовавший военной экспедицией генерал A. M. Крымов застрелился.

Таким образом, предпринятая Керенским попытка лавировать между правыми и левыми силами в обществе закончилась провалом. Но этот провал способствовал разрастанию революции в стране. Хрупкий баланс сил в стране был необратимо нарушен. Утратив поддержку правых, власти оказались перед прямой и молниеносно нараставшей угрозой удара с левого, большевистского фланга.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.