Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





10.06. Тема: «Учебник - ведущее средство обучения русскому языку».



10. 06. Тема: «Учебник - ведущее средство обучения русскому языку».

Выполнила работу: Царёва Т. Н. ЗБ-РНО-31

План:

1. Понятие средств обучения.

Задание: дать определения понятиям.

Средства обучения – это специально созданные пособия и материалы различного характера, которые помогают учителю управлять познавательно-практической деятельностью школьников, решать стоящие перед ним задачи: давать знания, формировать умения и навыки, воздействовать на детей и т. д.

Учебник – это специальная книга, излагающая основы научных знаний по предметам и предназначенная для достижения учебных целей.

В учебнике дается трактовка явлений; уточняется содержание понятий; представлены различные упражнения.

2. Основные функции учебника:

· информационная;

· трансформационная (формирование общеучебных и специальных умений);

· систематизирующая;

· воспитательная (решение воспитательных задач)

Задание: раскрыть воспитательную функцию учебника (2-3 тезиса):

· воспитание у учащихся умения самостоятельно и верно оценивать факты действительности;

· работать творчески и инициативно в последующей трудовой жизни

3. Структура учебника.

Типы текстов учебника: основной; дополнительный; пояснительный.

К внетекстовым компонентам учебника относятся:

· аппарат организации усвоения материала: вопросы, задания, памятки, таблицы, упражнения;

· иллюстративные материалы: схемы, планы, инструкции-методики, графики, иллюстрации;

· аппарат ориентировки: предисловие, оглавление, сигналы-символы, библиография, указатель.

4. Способы подачи нового материала:

· индуктивный

Сформировать у учащихся умение самостоятельно анализировать факты языка, делать выводы и обобщения. При этом для наблюдения и самостоятельных выводов берется доступный материал, представленный наглядно в сопровождении вопросов и заданий, направляющих познавательную деятельность учащихся.

Преобладает в учебниках русского языка для 5 класса;

· дедуктивный

Разъяснение сущности нескольких взаимосвязанных фактов, явлений, понятий, чтобы сформировать у школьников умение связно, в определенной последовательности излагать знания по русскому языку.

Обычно авторы учебников 6 и 7 классов используют дедуктивное изложение новых знаний.

· Индуктивно-дедуктивный сочетает указанные выше формы умозаключений, с его помощью осуществляется введение новых знаний в 8-9 классах.

Примечание: способы подачи нового материала лишь преобладают (см. выше) в тех или иных классах, это означает, что другие способы присутствуют в той или иной степени.

    5. Современные учебники по русскому языку (см. федеральный перечень) способствуют дифференциации и индивидуализации обучения.

Способы дифференциации:

1. При одинаковом задании для слабоуспевающих возможно привлечение вспомогательного материала.

2. Дифференциация заданий по объему учебного материала. Необходимость таких заданий обусловлена тем, что у всех обучающихся разный темп работ.

3. Дифференциация работы по степени самостоятельности учащихся. Все дети выполняют одинаковые упражнения, но одни это делают под руководством учителя, а другие самостоятельно.

4. Дифференциация работы по характеру помощи учащимся. Здесь все дети сразу приступают к выполнению самостоятельной работы. Но детям, которые испытывают затруднения, оказывается дозированная помощь.

6. Учебники по русскому языку содержат теоретический и практический материал, а также материал для повторения.

7. Справочный материал учебника включает (может включать):

· списки орфограмм и пунктуационных правил;

· памятки для учащихся;

· словари.

8. Пособия, дополняющие учебник: рабочие тетради, сборники дидактического материала, различные словари и справочники, тестовые и проверочные задания.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.