|
|||
10.06. Тема: «Учебник - ведущее средство обучения русскому языку».10. 06. Тема: «Учебник - ведущее средство обучения русскому языку». Выполнила работу: Царёва Т. Н. ЗБ-РНО-31 План: 1. Понятие средств обучения. Задание: дать определения понятиям. Средства обучения – это специально созданные пособия и материалы различного характера, которые помогают учителю управлять познавательно-практической деятельностью школьников, решать стоящие перед ним задачи: давать знания, формировать умения и навыки, воздействовать на детей и т. д. Учебник – это специальная книга, излагающая основы научных знаний по предметам и предназначенная для достижения учебных целей. В учебнике дается трактовка явлений; уточняется содержание понятий; представлены различные упражнения. 2. Основные функции учебника: · информационная; · трансформационная (формирование общеучебных и специальных умений); · систематизирующая; · воспитательная (решение воспитательных задач) Задание: раскрыть воспитательную функцию учебника (2-3 тезиса): · воспитание у учащихся умения самостоятельно и верно оценивать факты действительности; · работать творчески и инициативно в последующей трудовой жизни 3. Структура учебника. Типы текстов учебника: основной; дополнительный; пояснительный. К внетекстовым компонентам учебника относятся: · аппарат организации усвоения материала: вопросы, задания, памятки, таблицы, упражнения; · иллюстративные материалы: схемы, планы, инструкции-методики, графики, иллюстрации; · аппарат ориентировки: предисловие, оглавление, сигналы-символы, библиография, указатель. 4. Способы подачи нового материала: · индуктивный Сформировать у учащихся умение самостоятельно анализировать факты языка, делать выводы и обобщения. При этом для наблюдения и самостоятельных выводов берется доступный материал, представленный наглядно в сопровождении вопросов и заданий, направляющих познавательную деятельность учащихся. Преобладает в учебниках русского языка для 5 класса; · дедуктивный Разъяснение сущности нескольких взаимосвязанных фактов, явлений, понятий, чтобы сформировать у школьников умение связно, в определенной последовательности излагать знания по русскому языку. Обычно авторы учебников 6 и 7 классов используют дедуктивное изложение новых знаний. · Индуктивно-дедуктивный сочетает указанные выше формы умозаключений, с его помощью осуществляется введение новых знаний в 8-9 классах. Примечание: способы подачи нового материала лишь преобладают (см. выше) в тех или иных классах, это означает, что другие способы присутствуют в той или иной степени. 5. Современные учебники по русскому языку (см. федеральный перечень) способствуют дифференциации и индивидуализации обучения. Способы дифференциации: 1. При одинаковом задании для слабоуспевающих возможно привлечение вспомогательного материала. 2. Дифференциация заданий по объему учебного материала. Необходимость таких заданий обусловлена тем, что у всех обучающихся разный темп работ. 3. Дифференциация работы по степени самостоятельности учащихся. Все дети выполняют одинаковые упражнения, но одни это делают под руководством учителя, а другие самостоятельно. 4. Дифференциация работы по характеру помощи учащимся. Здесь все дети сразу приступают к выполнению самостоятельной работы. Но детям, которые испытывают затруднения, оказывается дозированная помощь. 6. Учебники по русскому языку содержат теоретический и практический материал, а также материал для повторения. 7. Справочный материал учебника включает (может включать): · списки орфограмм и пунктуационных правил; · памятки для учащихся; · словари. 8. Пособия, дополняющие учебник: рабочие тетради, сборники дидактического материала, различные словари и справочники, тестовые и проверочные задания.
|
|||
|