![]()
|
|||
Органная музыка Баха. Хоральные прелюдии.
«Лютеранская церковь жаждала музыки, которую могли бы петь сами прихожане, в противоположность католической службе, в которой всё пение осуществлялось духовными лицами и хором. И поэтому протестантское движение присваивало любые мелодии любого происхождения: любовные песни, марши, даже застольные баллады и песни, которые пересекали границы Германии из Франции или Италии. Их быстро подхватывали и превращали в гимны» (Бернстайн, МВ, 87). Так возник протестантский хорал – интонационная основа музыки Баха. Для Германии XVI века протестантизм стал национальной идеей. Органная музыка Баха. Хоральные прелюдии.
Особенность протестантской религии – использование органной музыки во время богослужения. Церковная служба включала элементы концерта. Чем лучше играл органист, тем больше людей приходило в церковь. В середине XVII века возникает традиция концертов органной и вокальной музыки в церкви по вечерам (Abendmusiken). Её основателем считается Дитрих Букстехуде (1637 – 1707), который служил органистом в церкви Св. Марии в городе Любек (Marienkirche, Lü beck). В 1705 году Бах совершил переход из Арнштадта в Любек (около 400 км), чтобы послушать игру Букстехуде и поучиться у него.
Получив в октябре 1705 года отпуск на четыре недели (Бах работал в Арнштадте органистом), он провёл в Любеке Рождество и весь январь и лишь в середине февраля 1706 года вернулся в Арнштадт. 21 февраля его пригласили в консисторию, где предъявили ему обвинение в несвоевременном возвращении из отпуска. Сохранились протоколы заседания. Бах не считал себя виновным, так как думал, что его заместитель хорошо справлялся с должностью и жалоб не должно быть (Швейцер, 75).
Устройство органа.
Клавишно-духовой инструмент (ср. баян, фисгармония). До изобретения специального приспособления один человек играл, другой (помощник) накачивал воздух. Мануалы, ножная клавиатура. Запись на трёх нотных станах.
Нижний звук – «до» большой октавы (8-мифутовое «до»). 1 фут = 30, 48 см. Верхний предел современных органов – «до» четвёртой октавы, у старинных – середина третьей. Верхний предел ножной клавиатуры – «ре» или «фа» первой.
Регистр – значение слова отличается от общепринятого. Для органа регистр = тембр, ряд труб одного тембра. Тембровые свойства определяются соотношением диаметра и длины труб – мензурой (так же как у медных духовых инструментов). При узкой мензуре подчёркиваются верхние обертоны, орган звучит ярко, резко. Чем шире мензура, тем мягче и глуше звучание. Трубы могут быть металлическими и деревянными и иметь разные устройства входных отверстий для воздуха (ср. флейта и гобой).
Регистровка – выбор тембра для исполнения того или иного сочинения или его фрагмента. У Баха обозначения регистров крайне редки, каждый исполнитель решает сам, как регистровать то или иное сочинение. Ср. с оркестровой партитурой Бетховена или Чайковского, в которой не указаны инструменты.
Будучи органистом, Бах создал множество органной музыки самых разных жанров: токкаты, фантазии, фуги. Особую известность получили его обработки мелодий хоралов для органа – хоральные прелюдии.
Прелюдия –пьеса вступительного характера в свободной форме для клавишного или струнного щипкового инструмента. Она родилась из импровизации перед началом основного действа (танцевальной сюиты, богослужения и т. д. ). Это отразилось и в её названии: «prae» – перед, «ludus» – игра, действие.
«Хоральная прелюдия – это просто короткая пьеса непрерывного звучания, внутри которой время от времени появляются отдельные фразы мелодии хорала. Хоральная прелюдия напоминает плавное течение реки, встречающей на своём пути острова. Река – это основной музыкальный материал, в то время как острова – это фразы хорала, отделённые друг от друга» (Бернстайн, МВ, 89).
Хорал «Jesus bleibet meine Freude» из кантаты BWV 147 (фортепианная версия Майры Хесс – пример Бернстайна)
Каждая прелюдия выдержана в едином характере от начала до конца. Во времена Баха считалось, что музыкальное произведение должно выражать какую-то одну эмоцию и ею воздействовать на слушателя. «В каждой мелодии мы должны ставить себе целью какое-нибудь движение души», – писал современник Баха, композитор и теоретик Иоганн Маттезон (1681 – 1764). Существовали даже классификации таких состояний, называемых «аффектами» (от 8 до 27). Радость, любовь, печаль, жалоба, гнев, уверенность, смирение, мольба и т. д. Пребывание в одном состоянии на протяжении всего произведения или его части – особенность музыки Баха.
Хоральная прелюдия f-moll BWV 639 «К тебе взываю, Господи» Хоральная прелюдия Es-Dur BWV 645
Токката и фуга ре минор BWV 565.
Токката – виртуозная пьеса для клавишных или струнных щипковых инструментов, призванная показать лёгкость и беглость пальцев исполнителя (ср. этюд). Название происходит от итальянского слова toccare.
Самое популярное произведение Баха для органа. Существуют сомнения в его авторстве – автограф не сохранился, нехарактерно по стилю (возможно, сочинение раннего периода).
Кётен.
К рождеству 1717 года Бах занимает должность придворного капельмейстера в Кётене. Новая должность была более престижной и высокооплачиваемой. Юный князь Леопольд (1694 – 1728) любил и понимал музыку, и сам играл на виоле да гамба. Его отношение к своим придворным музыкантам было гораздо более человечным, чем отношение веймарского герцога.
В обязанности Баха входило сочинение инструментальной музыки и руководство музыкальной жизнью двора. Князь был кальвинистом; церковный обряд этой веры сведён к минимуму, а музыкальный ритуал ограничен пением гимнов. Поскольку у князя не было органа, Бах сосредоточился на сочинении клавирной музыки. Также в этот период написаны сонаты, партиты и сюиты для инструментов соло, ансамблевые и оркестровые сочинения.
Считается, что в Кётене Бахом было написано, как минимум три концерта для скрипки с оркестром (BWV 1041 – 1043, последний для двух скрипок). Эти концерты возникли в результате изучения итальянской скрипичной музыки, особенно концертов Антонио Вивальди (1678 - 1741).
Позже, в Лейпциге, Бах переработал эти концерты для клавира с оркестром. Во времена Баха распространённой практикой было перенесение музыки (как своей, так и чужой) из одного произведения в другое. Подобное «пересадки» составляют примерно 20 процентов дошедшего до нас баховского наследия. Условия композиторской работы того времени зачастую требовали спешного выполнения срочного заказа (Друскин. Очерки, 142).
♪ ) Концерт для двух скрипок со оркестром BWV1043 d-moll
Князь очень гордился своим капельмейстером и брал его с собой во все поездки. Идиллия закончилась после женитьбы князя в конце 1721 года. По свидетельству Баха, княгиня Фридерика не интересовалась искусством, и видимо, под её влиянием интерес князя к музыке начал угасать. Кроме того, увеличение военных расходов потребовало сокращения численности музыкантов придворной капеллы. Тем не менее, даже живя и работая в Лейпциге, Бах сохранял звание великокняжеского ангальт-кётенского капельмейстера вплоть до внезапной смерти князя от чёрной оспы. Он ещё раз приехал в Кётен, чтобы руководить исполнением погребальной кантаты собственного сочинения (музыка её утеряна, сохранилось только либретто).
Основные произведения кётенского периода:
Концерты для различных инструментов (Бранденбургские концерты) «Хорошо темперированный клавир» Хроматическая фантазия и фуга ре минор Английские и французские сюиты (предположительно) Инвенции и синфонии Инвенции и синфонии. 22 января 1720 года Бах начал записывать в нотную тетрадь пьесы для обучения музыке своего старшего сына Вильгельма Фридемана. Наряду с «музыкальной азбукой» – примерами аппликатуры, таблицей украшений, в этой тетради впервые появились двухголосные и трёхголосные пьесы совершенно нового жанра – инвенции и синфонии. По-видимому, они сочинялись с осени 1722-го по весну 1723-го (Милка. Бахиана I, 81). Всего было написано 15 инвенций и 15 синфоний, каждая пьеса в своей тональности, они располагались по порядку от «до» до «си». Слово «инвенция» по отношению к музыке встречалось редко. Зато оно применялось в искусстве риторики, где обозначало нахождение аргументов, необходимых для развития мысли. Таким образом, музыкальная инвенция – пьеса, которая показывает, как правильно развивать музыкальную мысль.
Название «синфонии», данное трёхголосным пьесам, указывает на большее многозвучие (полнозвучие) в сравнении с двухголосными инвенциями. Цель, с которой были написаны эти пьесы, сам Бах определил так: «Подлинное руководство (искреннее наставление), посредством которого любителям клавира, особенно стремящимся к обучению, предлагается ясный способ не только научиться чисто играть на два голоса, но при дальнейшем прогрессе правильно и хорошо управляться с тремя облигатными (самостоятельными) голосами, и в то же время не только достигать хороших инвенций, но и прилично их разрабатывать; и при этом приобрести певучую манеру в игре и вместе с тем – вкус к сочинительству». По пути восхождения к осваиванию фуги, высшей формы имитационной полифонии, первой, начальной, предварительной ступенью является двухголосие, инвенция. Она «при дальнейшем прогрессе» приведёт к следующей ступени – «синфонии», которая, в свою очередь, является вступлением к фуге, но более сложным, чем инвенция (Милка. Бахиана I, 109). Карл Филипп Эммануил Бах позже вспоминал, что его отец занимался с учениками по такой же системе.
Способы развития музыкальной мысли:
1. Имитация (подражание) – один голос повторяет мелодию другого (иногда в изменённом виде), как бы подражает ему. 2. Секвенция – мелодическая фраза повторяется от другой ноты (на другой высоте), спускаясь или поднимаясь. 3. Модуляция – переход в другую тональность. 4. Обращение – мелодия как бы отражается в зеркале 5. Подвижной контрапункт – голоса меняются мелодиями, при этом их сочетание остаётся благозвучным.
|
|||
|