Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Постскриптум



 

                                                                            Зинаида Миркина

 

Постскриптум

 

Я хотела бы уточнить и продолжить раздумья Григория Соломоновича Померанца об искоренении зла. Он говорил, что окончательное искоренение зла невозможно. Сам Бог не мог создать мир без зла и страдания. И нам надо это принять.

Да, принять зло, существующее в мире надо так, как это сделал Иисус, внутри Которого зла не было. Совсем. Вовсе. И в этом было Его полное богоподобие. Мы все созданы по образу и подобию Бога. Но осуществил это богоподобие Он. И еще, может быть, единицы из миллиардов.

Мог ли Бог сделать мир лучше, чем Он сделал его?

Здесь есть коренная ошибка в постановке вопроса. Мы все думаем о некоем демиурге, который творит что-то вне самого себя. Нет!

Мир наш отнюдь несовершенен, «мир во зле лежит», а Бог совершенен. Это я увидела, узнала всем сердцем еще тогда, в девятнадцать лет, когда свет загоревшихся капель пронзил меня насквозь и впечатал внутрь высший Образ.

Так вот, на глубине бытия зла нет, – это сказал Августин, и это сказала моя душа. Бог – наша глубина глубин. Живущий в этой глубине совершенен.

И это, и только это – наша небесная твердь. Вся наша опора.

Бог создал нас по Своему образу и подобию. Значит мы тоже задуманы творцами. А творить может только тот, в ком нет зла.

О, конечно, меня сейчас же могут обвинить в максимализме, совершенно не жизненном. Творцов, мол, сколько угодно, в которых уйма зла.

 

Пока не требует поэта
К священной жертве Аполлон,
В заботах суетного света
Он малодушно погружен.

 

Но это так в процессе созревания человека и мира, пока и тот, и другой еще не совершенны. Создать совершенный мир может только совершенный творец. Тот, в ком нет зла – кто причастен каждой капле бытия. Богоподобным творцом становится тот, кто искоренил зло в самом себе, кто чувствует себя неотделимым от всех и отвечает за всё; кому не с кого спрашивать, кроме самого себя. Большего сделать мы не можем. И всякая попытка искоренить зло вокруг себя, не искоренив его полностью в себе, обречена на провал.

Каждый человек, искоренивший зло в себе, – огромный и единственный шаг к преображению мира и спасению его. Ибо только в преображении спасение возможно.

Наша задача внутренняя. Искоренить зло внутри возможно. Совсем. До конца. И понимание этого должно быть нашим ориентиром.

Собственно, такой, именно такой ориентир дал нам Христос. Но нам надо каждый раз заново всем сердцем повторить его.

Я писала свою статью «Что такое свобода? », чтобы напомнить об этом вечном ориентире; ища «для вечной любви ежедневную пищу». Я хотела сказать, что все попытки внешних перемен исчерпали себя. Наше время отличается от всех прошлых времен тем, что мы дожили уже до оружия, способного уничтожить землю. Вот, почему наш век должен, наконец, обратиться к Святому Духу или погибнуть. «Пока не требует поэта…» кончилось. Каждую минуту требует, и не Аполлон, а Сущий – Суть мира.

Да, были поэты, мечтатели, создававшие красоту, творившие культуру. И, думаю, что благодаря им мир и продержался до сих пор. Но сейчас этого мало.

Уже нельзя видеть врага вовне и искоренять зло вовне. Подвижники это знали всегда, но пришло время, когда это стало насущной необходимостью для всех. Всякое искоренение зла вовне переносит это зло внутрь. И победитель дракона видит себя в окружении сонма маленьких дракончиков.

Надо взять врага внутрь и увидеть его внутри себя: увидеть ту самую нашу неразделимость друг с другом, которую отказывается видеть вся человеческая история.  

Одна дорогая мне женщина в ответ на подобное рассуждение воскликнула: «Никогда не поверю, что внутри Джугашвили есть Бог, и что я должна взять Джугашвили внутрь себя».

Дело в том, что хотим мы этого или не хотим, но мы виноваты в том, что были и Джугашвили, и Гитлер. Их породила наша действительность, духовный уровень мира нашего, наше неумение увидеть этот мир до его Творца. Наша потребность слушаться внешних голосов и неумение мужественно обратиться к внутреннему.

Нас, даже очень добрых и хороших, не очень трудно было зомбировать. Людей доброй воли не так уж мало. В мире есть не только Каины, но и Авели. На них и держится наш мир. «Не стоит село без праведника». И именно с праведников или считающих себя таковыми, во всяком случае, с добропорядочных людей, и спрашивается сейчас много больше, чем они делают.

В мировой литературе немало людей прекрасных. И это нас держит, дает нам ту самую медленную духовную помощь, которая представлялась самой необходимой Григорию Померанцу.

Прежде всего, это Дон Кихот. Тот самый рыцарь бедный, чистый, светлый, прекрасный.

Но надо ли Дон Кихоту учиться видеть реальность, чтобы не умножать зло на земле самыми чистыми намерениями?

У нас ведь так: или Дон Кихот хорош, и тогда надо идти вслед за ним атаковать ветряные мельницы, или, когда мы разглядели, что это мельницы, а не дракон, начинать бить самого Дон Кихота, во всяком случае, отрицать, что он-то все-таки хорош. И дай Бог, чтобы его сердце продолжало гореть чистым пламенем.

Моя статья о свободе была задумана как ориентир духовный, как обращение к каждому человеку, призыв вглядеться в себя, разжечь, а не гасить огонь в душе, и изо всех сил очищать это пламя. Ни к каким внешним действиям я никого не призывала. Я считала и считаю только, что нужно увидеть истоки всех исторических действий; что и в фашизме, и в коммунизме со звериным лицом виноваты мы сами, наша глухота и слепота.

Когда мы бьем дракона руками или оружием, он только смеется. Он доволен. Мы расширяем поле его жизни и деятельности.

О, конечно, бывают ситуации, когда необходима скорая помощь, когда необходим ответный удар, но если бы научиться понимать, что кого бы мы ни били, мы бьем свою собственную душу. Боль общая, она бывает необходима, но надо знать ее предел. Зная этот предел, мы не даем дьяволу пространства внутри себя.

Я еще нигде не публиковала свои статьи, я только разослала их по частным адресам. Отзывы были разнообразные, хотя большинство (это друзья) принимали. Но вот только один отзыв был таким: «Это ко мне лично обращено, чтобы я очистил мое горение, ведь иногда моя душа, горя, чадит. Вы сказали мне о моей задаче». А ведь это сказал человек чистейший, настоящий праведник. Было сказано разное: и что эта статья идеализм, и что не надо смешивать духовных вопросов с политическими. Было и такое: «Это не ко мне обращено, я это и так знаю».

Но оставлю отзывы. Хочу вернуться к сути. Я уже сказала, что в мировой литературе много людей хороших, даже прекрасных. Но вот образ святого в светской литературе я знаю только один – это князь Мышкин. Святой – это тот, кто понял, почувствовал всем сердцем, что все, что ему нужно, есть у него внутри. Нашел в себе то самое Царство, которое внутри нас. Другими словами, ему ничего кроме Бога не нужно. А Бог внутри. И «как это можно видеть дерево и не быть счастливым? » Как это можно не светиться, когда каждое утро встает солнце, и каждый вечер зажигаются звезды?

Святой – это светящийся и светящий всем. Ему для себя ничего не нужно. Он уже все получил. Бог дал ему Себя.

Бог нам всем дает Себя. Только мы этого не знаем, да и не хотим, не берем. Зачем нам так много? Мне дай кусочек, но чтобы он был моим.

А ведь нищий духом – это тот, у кого ничего своего, отдельного нет. Он ничем не владеет и причастен целому миру, чувствует единение с Целым Вселенной. Потому и не может не светиться. Именно таков князь Мышкин.

Однако делает он что-то не то, совсем не то, что надо и кончает страшной трагедией. Почему? Есть люди считающие, что он не такой, как надо, не хорош. Можно отвергнуть Дон Кихота, а можно и князя Мышкина, но все-таки князь – святой, и это бесспорно.

Мне кажется, что в раю Бог нас испытывает добротой. В раю, в состоянии святости (а это и есть рай) человек должен знать, что он выполнил Божье задание и ничего большего сделать не может. Он вместил внутрь Бога и теперь, как сказал Христос: «Ничего не творю от Себя, а только от Отца». Бог действует в человеке. Человек вобрал внутрь Свет и стал светиться. Стал Солнцем духовным.

Нам дано солнце физическое, и нам нужно только одно: чтобы оно было. Оно условие нашей жизни. Нам надо только вбирать его свет и расти, расправляться, как это делает всё живое. Солнце ничего не делает за нас. Оно только есть.

То же самое и с Солнцем духовным. Ему надо только быть и светиться. Оно не может само вкладывать в нас свой  Свет. Это наше дело брать Свет внутрь себя.

Князь ничего не мог сделать за людей. Не мог и не должен был. Он должен был только быть. У окружающих его людей была великая возможность – жить под духовным Солнцем и уподобляться Ему. Но люди хотели запрятать его в свой угол, в свою отдельность. А он не должен был идти навстречу людям, навстречу их желаниям. Надо было исполнять не их волю, а волю Божью. И только это ведет людей к преображению, и только это является истинным сочувствием каждому из них. Никаких шагов заменяющих их собственное движение внутрь. Ничего за них. Не быть женихом двух женщин, только потому, что они этого жаждут. Ведь ему самому это было не нужно. Ему нужно было только разделение его души. Тот, кто разделит, сам засветится. Вот, единственная задача. Максималистская? Слишком трудная? Идеалистическая?

Дело в том, что сегодня это единственная реалистическая задача. И от нее никуда не деться.

Конечно, гораздо легче переменить строй, бороться за национальную независимость, отвоевывать свои территории, все это легче. Обвинить кого-то вовне и убивать дракона.

Я уже говорила, когда дракона остановить необходимо. Но так как Святой Георгий, ни на йоту не заражаясь его злом.

Григорий Соломонович говорил, что он не жалеет, что участвовал в войне с Гитлером. Это было нужно. Но он оцепенел от плодов победы. Да, надо было биться с Гитлером, но нельзя, нельзя было заражаться злом. Торжество победителя должно быть торжеством добра. Вот, почему:

 

Так трудно Божественной силе!

О, Боже, опять и опять

Мы, люди, Тебя победили,

Тебе ведь нельзя побеждать.

 

Да, Ему нельзя побеждать, то есть победа – это всегда победа одной части над другой. Он – Тот, кто не делится на части. Для дьявола Бог – враг, но для Бога дьявол – не враг: «Прости им Отче, ибо не ведают, что творят».

Я хотела только одного, когда писала статью о свободе, чтобы ведали. Чтобы не винили кого-то одного или не одного, но – вовне. А ведали бы тот исторический контекст, который породил дракона. Одного, другого – имя им легион.

Окончательно победить зло можно и необходимо в себе. Освободить внутренний Свет и дать Ему действовать.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.