|
|||
«Воистину, Аллах не меняет положения людей, пока они не изменят самих себя» (Коран 13:11)«Вам предписано сражаться, хотя это вам неприятно. Быть может, вам неприятно то, что является благом для вас. И быть может, вы любите то, что является злом для вас. Аллах знает, а вы не знаете» (Коран 2: 216) Так и препятствия, неподвластные нам. Мы можем ненавидеть их или пытаться что-либо изменить. Классический пример – Майкл Джексон. Он не смирился с участью черного. Но ни для кого не секрет, каким мучениям он подвергал себя, да и сколько денег потратил ради решения проблемы – изменения цвета кожи.
Внутренняя гармония возможна лишь тогда, когда человек научится принимать подобные препятствия как часть божественного замысла.
Господь делает все не просто так. Если он предписал кому-либо тяготы, значит, в них есть благо. Даже если пока мы его не видим, оно все равно есть. Потому и принимаем все, как есть.
Как-то в газете была опубликована статья с фотографией – египтянин с улыбкой до ушей показывал большими пальцами вверх. Отец целовал его в одну щеку, сестра – в другую.
В статье говорилось, что накануне ему предстоял перелет Каир – Бахрейн. В спешке он прибыл в аэропорт, но оказалось, в паспорте недостает одного штампа (египетские законы требуют наличия многих штампов; один человек подписывает и штампует одно, второй подписывает и штампует другое и т. д. ). Этот рейс был последним шансом вовремя прибыть на работу (он преподаватель в Бахрейне), опоздание грозило увольнением. Мужчина умолял пропустить его на борт. Его захватила истерика, он рыдал и кричал, но тщетно. Самолет улетел без него. Совершенно потерянный и распрощавшийся с карьерой, он вернулся домой. Семья пыталась утешить его. На следующий день в новостях объявили о крушении того самого самолета, на борт которого он так отчаянно пытался попасть. Ни один пассажир не остался в живых. Вот тогда, мужчина возрадовался, что упустил самолет, хотя только вчера это казалось ему трагедией.
Это знамения. Их мы видим в истории пророка Мусы (Моисея) и Хидра (В суре «Пещера», которую мусульмане читают каждую пятницу). Хидр продырявил лодку тех, кто так добродушно согласился перевезти его и Мусу через реку.
Владельцы лодки недоумевали, кто осмелился на столь подлый поступок. Через некоторое время к реке спустился король, и его слуги отобрали все лодки у их владельцев. Не тронули только одну – ту, которая с дырой. Хозяева лодки возблагодарили Бога за такой исход[1]. Бывают преграды, а точнее то, что мы воспринимаем как таковые, за которыми скрывается некий смысл. Происходит нечто, а мы не знаем, не понимаем почему. Кто-то в итоге отрекается от веры, становится атеистом. А неверующий человек никогда не достигнет духовного равновесия. Потому что не верить – не естественно. Господь говорит:
«Обрати свой лик к религии, исповедуя единобожие. Таково врожденное качество, с которым Аллах сотворил людей. Творение Аллаха не подлежит изменению. Такова правая вера, но большинство людей не знают этого» (Коран 30: 30) И пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил:
«Каждый ребенок рождается в своем естественном состоянии (с верой в Единого Бога) » (Сахих Бухари, Сахих Муслим)
Такова природа человека. Если он атеист не из-за воспитания, значит, таковым его сделала трагедия в жизни. Увы, но беда не объясняет причину своего прихода.
Может, у человека была (например) прекрасная родственница, знакомая или подруга. Все любили и восхищались ей. Но однажды ее жизнь прервалась из-за какой-то машины, внезапно появившейся на дороге, которую она переходила. Почему так случилось? Ведь она была прекрасным человеком! Или почему гибнут дети? В чем они провинились перед Господом? И никто не знает ответа. Такие моменты и лишают человека веры в Бога.
Терпение и жизненные цели
Вернемся к истории Мусы и Хидра. Они пересекли реку и встретили ребенка, которого Хидр сразу же убил. Муса не мог понять, как рука Хидра поднялась, чтобы пролить кровь невинного дитя. Хидр поведал о праведных родителях ребенка. Если бы он подрос, то стал бы тираном по отношению к родителям, и мучил бы их, пока те не отреклись бы от своей веры. Поэтому Господь и повелел убить ребенка.
Конечно, родители горевали по нему. Но Господь даровал им другого праведного ребенка, который стал почитать родителей. Но боль потери не оставила их вплоть до Судного Дня. Когда же они предстали перед Богом, Он открыл им, почему забрал душу первого ребенка. Тогда они поймут и восхвалят Господа Миров.
Такова природа человека. На земле постоянно происходит что-то нехорошее и непонятное для нас, и мы воспринимаем это как очередное препятствие для душевного равновесия. Всё от Бога, и во всем есть благо, видим мы его, или нет. Просто примите случившееся. Это всё, что мы можем.
Теперь поговорим о проблемах, подвластных нам. Первая ступень, как мы уже сказали, опознать проблему. Вторая – найти решение. Чтобы решить проблему, нужно что-то изменить в себе. Господь сказал: «Воистину, Аллах не меняет положения людей, пока они не изменят самих себя» (Коран 13: 11) Это область, которую мы можем контролировать. Одним из решений может стать воспитание в себе терпения. Хотя и принято считать ее врожденным качеством.
Человек подошел к пророку Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, и спросил: «Что мне следует делать, чтобы попасть в Рай? » Посланник Аллаха посоветовал ему: «Не гневайся» (Сахих Аль-Бухари)
Этот человек был из тех, кто быстро приходил в ярость. И пророк, да благословит его Аллах и приветствует, посоветовал ему изменить гневную натуру. Как мы видим, изменение характера вполне достижимая вещь.
Еще в одном хадисе говорится:
«Кто притворится терпеливым (из желания стать таковым) тому Аллах даст терпения» (Сахих Аль-Бухари)
Значит, кто-то терпеливым рождается, а кто-то таким становится.
Интересный факт: западные психиатры и психологи не так давно советовали не держать гнев в себе, потому что накопленные отрицательные эмоции губят человека. Теперь они выяснили, что выплескивая гнев наружу, человек подвергает опасности нервную систему – в этот момент мельчайшие сосуды мозга лопаются. Поэтому, сейчас психологи уверены – сдерживать гнев гораздо правильнее.
Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, учил нас терпению. Даже если внутри бушует огонь, внешне мы должны оставаться терпеливыми. И это не стремление обмануть окружающих, а работа над собой, воспитание терпения. Постепенно внешнее спокойствие и терпение подчинят и внутренние эмоции. Так человек становится терпеливым как снаружи, так и внутри.
Одним из методов может послужить размышление о влиянии материального достатка на воспитание терпения. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил:
|
|||
|