|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Пример. Тренировочные задания. Склонение. РазносклоняемыеПример Применили УПРОЩЕНИЕ Итак, при написании сжатого изложения необходимо сохранять композицию текста: вступление, основную часть и заключение; не допускать нарушения последовательности изложения, избегать лексических повторов, а также не пропускать важных мыслей. Изложение следует писать от того лица, от которого написан текст. Тренировочные задания Сократите фрагменты текстов (письменно) 1) Я родился и большую часть жизни прожил в Ленинграде. В своём внешнем облике город связан с именами Растрелли, Росси, Кваренги, Захарова.
2) Деловой человек наращивает скорости, внедряет ЭВМ, переделывает универмаги в универсамы, печатает газеты фотоспособом, он и говорить старается лаконичнее, уже не пишет, а диктует в диктофон, а дефицит времени увеличивается.
РАЗНОСКЛОНЯЕМЫЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ В древнерусском языке существительные изменялись по 6 вариантам склонений. Со временем их количество сократилось. Но осталось 11 слов, которые не попали ни в одно из трёх склонений. Эти существительные называются разносклоняемыми. Разносклоняемыми являются 10 существительных на -мя: бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя и существительное мужского рода путь. Обратимся к толковому словарю, чтобы выяснить значения слов бремя, стремя, темя. Бремя – 1. Тяжёлая ноша, груз. Сгибаться под бременем тяжёлой ноши. 2. О чём-либо тяжёлом, трудном, обременительном. Принимать на себя бремя расходов. Под бременем лет. Синонимы к слову бремя: груз, поклажа, ноша, обуза, гнёт, заботы, тягота. Стремя – кожаная петля или железная дужка, подвешиваемая на ремне к седлу для упора ноги всадника. Всунуть ногу в стремя. Приподняться на стременах. Ехать, скакать стремя в стремя. Темя – верхняя часть головы, верх черепа между лобными, затылочными и височными костями. Обритое темя. Кости темени. Боль в темени. Обратимся к склонению слов. Просклоняем существительное 2-го склонения море и существительное 3-го склонения тень. (Чего? ) моря, тени (Чему? ) к морю, к тени (Чем? ) морем, тенью (О чём? ) о море, о тени Теперь в эти же падежи поставим существительное имя. (Чего? ) имени (Чему? ) к имени (Чем? ) именем (О чём? ) об имени Сравним окончания. В родительном, дательном и предложном падежах существительное имя склоняется как существительное 3-го склонения и имеет окончание -и. В творительном падеже окончание как у существительного 2-го склонения. Вы заметили, что в косвенных падежах у существительных на -мя появляется суффикс -ен-? Бремя – бремени, время – времени. Понаблюдаем за словообразованием. От слова время можно образовать слова: безвременный, времянка. Наблюдаем чередование звуков в суффиксе. От слова знамя можно образовать прилагательное знамённый. В этом случае тоже наблюдается чередование в суффиксе. Аналогичные чередования есть в словах имя – одноимённый, безымянный. Как спросить о времени: сколько время или сколько времени? Правильно – «сколько времени? » А ещё можно спросить: который час? Оба варианта равнозначны в современном русском языке. Разносклоняемые слова часто употребляются в речи, в художественных текстах. Вспомните строки стихотворения «Бородино» Михаила Юрьевича Лермонтова: – Да, были люди в наше время Не то, что нынешнее племя: Богатыри – не вы! Плохая им досталась доля: Немногие вернулись с поля... Не будь на то господня воля, Не отдали б Москвы! А вот строки поэта Валерия Брюсова: Ты должен быть гордым, как знамя; Ты должен быть острым, как меч; Как Данту, подземное пламя Должно тебе щёки обжечь.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|