|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
14.02.2022г., русский язык,3 курс,2 семестр, урок №11,гр.7614. 02. 2022г., русский язык, 3 курс, 2 семестр, урок №11, гр. 76 Тема. Культура разговорной речи. Цель. Продолжить работу по культуре устной речи, формировать коммуникативную компетенцию, умение анализировать текст, и, конечно же, самое главное – повторить сложные вопросы различных разделов языкознания . Учебник. Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М. А. Мищерина Русский язык 10-11 кл., 8-е изд. М.: Русское слово, 2011 г. Домашнее задание. Изучить материал, Тезаурус основных терминов и понятий: Слова-джокеры (или слова-«губки») — это слова, значение которых определяется ситуацией или контекстом. Диссидент (от лат. dissidens) - человек, отстаивающий взгляды, которые радикально расходятся с общепринятыми. Инакомыслящий, не согласный с господствующей доктриной. Консенсус – ( от лат. consensus - согласие) способ разрешения конфликтов, при котором участники приходят к всеобщему согласию. Культурная грамотность – система знаний из разных областей науки, культуры, искусства. Необходимая человеку для того. Чтобы ориентироваться в современном мире. Либеральный – (от лат. liberalis – свободный) cвободомыслящий, стоящий за свободный образ правления. Метафора – переносное значение слова, основанное на употреблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту; скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слова " как", " как будто", " словно" отсутствуют, но подразумеваются. О́ да (от греч. ᾠ δ ή «песнь») — жанр лирики, торжественная песня, посвящённая какому-либо событию, герою, или отдельное произведение такого жанра. Панегирик (греческое panegyrikos, от panegyris — «всенародное торжество») — всякое чрезмерное, безоговорочное и некритическое восхваление. Речевая избыточность, или же многословие, подразумевает передачу одной и той же мысли в предложении и высказывании. К основным видам подобных ошибок, связанных с лексической недостаточностью, относятся в первую очередь тавтология, плеоназм и повтор слов в предложениях. Речевое клише — стандартные образцы словоупотребления, типовые схемы словосочетаний и синтаксических конструкций, а также общие модели речевого поведения в конкретных ситуациях. Сленг - набор особых слов или новых значений уже существующих слов, употребляемых в различных группах людей. Смайлик - это «выражение лица», составленное из различных символов: двоеточие — глаза, дефис — нос, скобка — рот. Если посмотреть на эти сочетания сбоку, то становится очевидным «настроение» смайлика — радость, печаль, удивление. Спикер ( от анг. speaker – оратор) - председатель палаты парламента, в широком смысле, тот, кто говорит. Тренд - главная, преобладающая тенденция в развитии чего-либо. Спам - отправка лишней информации рекламного характера, побуждающее на переход по ссылке просмотр какого-либо контента. Сравнение – сопоставление двух предметов или явлений по сходству, исолзуемое для пояснения одного другим. Троллинг - инициативный вид оскорблений в информационном сообществе, строящийся на желании активно столкнуть противоборствующие стороны, по-русски «ловля на блесну». Фейк - подделка, фальсификация, распространяемая в интернете, в виде обработанных фотошопом фотографий, фальшивых новостей и т. д. Флейм - продолжительный, оскорбительный спор в электронном сообществе, словесная война (по-русски «пламя») Флуд - отправка лишней, бесполезной информации не рекламного характера. Форум – платформа для общения между пользователями интернета на одну тему или несколько тем. Чат – средство обмена сообщениями по компьютерной сети в режиме реального времени. Эвфемизмы - слова и словосочетания, заменяющие более грубые синонимы. Эмотикон - пиктограмма, изображающая эмоцию, в виде типографических знаков. Экспрессия - выразительно-изобразительные качества речи, отличающие её от нейтральной и придающие ей образность и стилистическую окрашенность. Эпитет – образное определение предмета или действия. Языковая личность – носитель языка, охарактеризованный на основе анализа произведённых им текстов с точки зрения использования в этих текстах системных средств данного языка для отражения видения им окружающей действительности (картины мира) и для достижения определённых целей в этом мире. Обязательная литература: Власенков А. И., Русский язык. 10-11классы. Базовый уровень Русский язык. 10-11 классы. Базовый уровень. // Власенков А. И., Рыбченкова Л. М.. М.: 2009. - 287 с. Ход урока Культура речи, и разговорной в том числе, в современном её понимании предполагает владение нормами литературного языка, куда входит умение осуществлять выбор языковой единицы в зависимости от ситуации общения, умение отбирать языковые средства для достижения коммуникативных целей, а также соблюдение этики общения. Важным средством речевой культуры является способность различать функциональные разновидности языка, свободно пользоваться любым из них. Академик Лев Владимирович Щерба называл разговорную речь кузницей, в которой куются словесные новшества, входящие затем во всеобщее употребление. Хотя разговорную речь отличают стилистическая непринужденность и даже некоторая небрежность, чем выше образовательный, интеллектуальный уровень собеседников, тем больше их речь соответствует языковым нормам. Культура разговорной речи напрямую связана с общей культурой личности, так называемой культурной грамотностью. Разговорная речь прежде всего реализуется в устной форме. Принято выделять такие жанры устной речи, как рассказ, беседа, спор, разговор. Эти жанры реализуются во всех сферах общения. Например, рассказ о туристической поездке, защитное слово адвоката, доказательство теоремы, информационная сводка о военных событиях. Разговорная речь, прежде всего, устная форма, усиливается невербальными средствами общения, которые в особой форме существуют и в интернет-общении. Только хорошее владение родным языком даёт личности возможность в полной мере реализовать себя в профессиональной сфере. Тренировочный модуль Задание 1. Вам даны нейтральные слова и стилистически окрашенные, характерные для разговорной речи. Подберите соответствия к приведённым словам:
Слова для ответа: Аплодировать безделье, брести, войти, выпереть, драться, недуг. Ответ:
Задание 2. Научный стиль реализуется прежде всего в письменной речи, но с развитием СМИ возрастает роль устной формы общения в научной сфере. Отредактируйте приведенные тезисы устных выступлений на научных конференциях, зачеркнув «лишнее» слово (речевая избыточность): 1)Был намечен целый ряд экспедиций. 2)Свое образование Паллас закончил уже в Голландии. 3)Три года тому назад состоялась первая конференция. 4)Конечно, всё же главное внимание Палласа привлекли биологические проблемы. 5) По проекту архитекторов Ф. Багирова и А. Курбаналиева строится монумент в память воинам, павшим в Великой Отечественной войне. 5) Многие пособия изготовлены силами самих учащихся. 6)Для того чтобы оценить влияние внешнего поля на чистоту ЯКР, необходимы дополнительные наблюдения. 7) По-новому изложен весь вопрос об экскреции. Ответ: 1)Был намечен Этика речевого общения и этикетные формулы речи Этика речевого общения начинается с соблюдения условий успешного речевого поведения: с доброжелательного отношения к адресату, демонстрации заинтересованности в разговоре, выражения сочувственного внимания. Сигналами внимания, участия и т. п. являются не только регулятивные реплики, но и паралингвистические средства: мимика, улыбка, взгляд, жесты, поза. Таким образом, речевая этика – это правила должного речевого поведения, основанные на нормах морали, национально-культурных традициях. Этические нормы воплощаются в специальных этикетных речевых формулах. Этикетные формулы – это закрепленные в языке способы выражения наиболее частотных социально-значимых коммуникативных намерений. Главный этический принцип речевого общения – соблюдение паритетности – необходимо соблюдать на всем протяжении общения. Приветствие и обращение задают тон всему разговору. В зависимости от социальной роли собеседников, степени близости их выбирается ты- общение или вы-общение и соответствующее приветствие. При этом важную роль играет и ситуация общения. Обращение выполняет контактоустанавливающую функцию, является средством интимизации, поэтому на протяжении всей речевой ситуации обращение следует произносить неоднократно, необходимо обращаться к собеседнику по имени. Вежливое поведение в речевом общении предписывает выслушивать реплики собеседника до конца. Культурные и социальные нормы жизни, тонкости психологических отношений предписывают говорящему и слушающему активное создание благожелательной атмосферы речевого общения, которая обеспечивает успешное решение всех вопросов и приводит к согласию.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
|