|
|||
Дьяконова Лилия МПО-17-1. Практическая работа 4Дьяконова Лилия МПО-17-1 Практическая работа 4 Задание 1: Одна из актуальных форм обучения — групповая деятельность, которая сегодня используется педагогами в общеобразовательной и профессиональной школе с целью достижения образовательных результатов. Особое внимание к этой форме обусловлено тем, что существенным фактором развития учащихся становится взаимодействие самих учеников. Групповая форма организации учебного процесса строится на сотрудничестве и взаимопомощи учащихся, раскрывает их индивидуальные особенности, обеспечивает развитие индивидуальных свойств личности. • групповая работа • проектирование • формирование микрогрупп; • взаимодействие • консультанты • целеполагание • учебный коллектив; • поведение учителя • представление результатов • анализ работы. При организации групповой работы возникает ряд проблем, которые педагогу приходится решать, от этого зависит успешность способа организации учебного процесса. Анализ опыта использования групповой работы свидетельствует о том, что педагоги допускают ошибки при организации совместной деятельности детей, которые приводят к психологическим и педагогическим издержкам в организации учебных занятий, в развитии отношений между учащимися. Чаще всего проблемы и трудности педагогов связаны с тем, что групповая работа учащихся используется бессистемно, отсутствует целенаправленное и обоснованное проектирование этой деятельности в учебном коллективе. При проектировании групповой работы необходимо учитывать ряд последовательных этапов организации этой формы учебной деятельности учащихся: 1. Диагностический этап включает изучение достижений учащихся по предмету, их психологических особенностей, личностных и индивидуальных качеств, взаимоотношений между учащимися, опыта использования групповой работы в конкретном коллективе. Целесообразно проанализировать имеющиеся данные об учениках, их достижениях, собранных другими педагогами, специалистами, психологами. Также используются материалы социометрических методик, которые сегодня проводятся психологами в образовательных организациях. Если такие материалы отсутствуют, педагог может сам провести социометрический опрос или создать диагностические ситуации по выявлению взаимоотношений учащихся. 2. Формирование микрогрупп — одна из сложных проблем, решение которой требует от педагога взвешенности, гибкости, творчества и мобильности, так как выбор способа формирования зависит от многих факторов, влияющих неустойчиво и переменчиво. Решая эту проблему, педагог должен ответить на ряд вопросов: Сколько человек целесообразно объединить в микрогруппе? Сколько микрогрупп создать? Сколько в коллективе учащихся, способных организовать деятельность микрогрупп? С кем смогут взаимодействовать наиболее проблемные учащиеся? Под группой понимают объединение людей от 2 и более человек. Также используется понятие «микрогруппа», когда в группе создаются различные объединения из нескольких человек. 3. Подготовка учащихся к организации деятельности и взаимодействию в группе предусматривает, прежде всего, подготовку консультантов (лидеров, организаторов микрогрупп) к групповой деятельности. Количество консультантов или лидеров постоянных групп определяется количеством учащихся в коллективе и количеством создаваемых микрогрупп. Как правило, постоянные группы формируются вокруг лидера. Задание 2: Тематика групповых проектов: 1. Сборник логических задач по математике; Аннотация: В разделе представлен ряд занимательных задач из области математики, полюбившиеся многим задачи на взвешивание, задачи на нестандартное логическое мышление и многое другое. 2. Пифагор и его теорема; Аннотация: работая по теме, подробно изучены биография Пифагора, история открытия теоремы, исследованы различные способы доказательства теоремы Пифагора, проблема о Пифагоровых тройках чисел, а также, показаны применения теоремы Пифагора во многих сферах жизнедеятельности человека. 3. Творческие находки по математике; Аннотация: В работе представлены текстовые файлы и презентации по разным темам математики и алгебры. Творческие находки учащиеся представляют на уроках математики и занятия спецкурса. 4. Геометрические фигуры вокруг нас; Аннотация: Цель: исследовать геометрические фигуры, создать галерею образов геометрических фигур в окружающем нас мире. Задачи: 1) изучить информацию по теме исследования; 2) изучить использование геометрических фигур людьми и природой; 3) создать галерею окружающих предметов в форме известных геометрических фигур. 5. Словарь математических терминов; Аннотация: при изучении математики мы используем не только естественный, разговорный язык, но и специальный язык математики – математический. Создание «мат. словаря» поможет учащимся проявить самостоятельность в приобретении знаний по любой теме, показать творческую активность. Задание 3: Обоснование темы исследования и её актуальность – при изучении математики мы используем не только естественный, разговорный язык, но и специальный язык науки математики – математический. Изучать математику, не зная математического языка невозможно. Во многих случаях ученики не умеют излагать свои мысли связно, грамотно, ясно и логично, грамматически неверно строят предложения, не умеют правильно оформлять записи, чертежи, схемы, допускают много ошибок, неточностей в написании и произнесении математических терминов. Создание «Математического словаря» поможет учащимся проявить самостоятельность в приобретении знаний по любой теме, показать свою творческую активность. Цель исследования – расширение математических знаний. Изучать математику не зная ее языка невозможно. Чтобы облегчить понимание и запоминание математических терминов, правильно их использовать их в речи, мы решили создать математический словарь. Объект исследования– математический язык, используемый для изучения предмета «Математика». Предмет исследования – математические термины и понятия. Гипотеза – пользуясь математическим словарём, учащиеся смогут систематизировать свои знания понятий и терминов по математике и получать легко и быстро необходимую информацию. Задачи работы: - изучить специальную литературу по теме исследования, - развивать интерес к математике, - развивать навыки использования в речи математических терминов и понятий, - развивать поисковую деятельность, творческую активность, - формировать навык работы с информационными технологиями, - формировать умения решать творческие задания. Методы: - изучение литературы по данной теме, - поиск информации из разных источников (специальная литература, интернет ресурсы), - систематизация полученной информации, - практическая работа. Практическая значимость исследования – на каждом уроке математики учащимся необходимо грамотно использовать математический язык – язык терминов и понятий, но не всегда ученик может быстро и точно вспомнить и найти нужную информацию. Математический словарь окажет в этом необходимую помощь, так как в нём будут собрана информация обо всех необходимых терминах и понятиях за курс математики в начальной школе. Краткое описание хода исследования – в основе проекта лежит интегрированное исследование в области математики, русского языка и истории. - проанализировать учебники математики; - выбрать все математические термины и понятия, - найти в различных источниках информацию, помогающую объяснить математическую терминологию, - составить и презентовать математический словарь для начальной школы. Заключение и выводы. Проект мотивирует самостоятельную деятельность учащегося, инициирует его творчество, позволяет проявлять себя. Учащийся выбирает нужную часть информации в ее большом потоке, планирует и проводит математическое исследование, по ходу дела разрешая возникшие затруднения. Производится обработка, анализ результатов, их осмысление и презентация. Работа над проектом позволяет развивать творческое мышление учащегося, умение приобретать знания из различных источников, анализировать факты, делать обобщение, высказывать собственное суждение. Употребление математических терминов в речи, способствует развитию форм логического мышления — понятий, высказываний и умозаключений. Перспективный план – предполагается, что систематическое употребление в речи математических терминов и понятий будет способствовать развитию математической речи и математических способностей учащихся. Владение математическим языком позволит ученику лучше ориентироваться в природе и обществе; математика по своей внутренней природе имеет богатые возможности для воспитания его мышления и характера. Математика имеет огромные возможности для воспитания привычки к отчётливому мышлению и чёткой, логически совершенной речи. Ученик должен показать в своём ответе умение не столько запоминать, сколько разбираться в структуре рассуждения, смысле условий задачи, знать значения каждого слова в определении, самостоятельно мыслить.
|
|||
|