ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИИ
Профессиограмма
Ч П Ф М
Социономические (помогающие) профессии (от лат. – общество) – это профессии, которые в процессе деятельности основываются на общении типа «человек-человек».
Л о г о п е д – специалист, занимающийся воспитанием правильной устной и/или письменной речи у детей и взрослых, выявлением, предупреждением и преодолением нарушений речи. Исправление дефектов речи возможно в любом возрасте. Квалифицированную помощь лицам с нарушением речи оказывает л о г о п е д. Логопед может работать в специальных дошкольных учреждениях (детские сады), школах (логопедический пункт, коррекционные классы), интернатах, в учреждениях здравоохранения (санатории, неврологические отделения больниц), медико-психологических и реабилитационных центрах.
СОДЕРЖАНИЕ ТРУДА Специфика профессиональной деятельности логопеда определяется конкретными условиями рабочего места. В о б я з а н н о с т и логопеда входят:
· отбор детей (подростков, взрослых) с отклонениями в устной и/или письменной речи в специальные группы;
· определение степени выраженности отклонений;
· уточнение этиопатогенеза речевых расстройств;
· постановка правильной речи;
· предупреждение дефектов речи;
· организация консультативной сети для педагогов и родителей детей (учащихся), имеющих отклонения в устной речи.
Таким образом, основная ц е л ь деятельности логопеда – преодоление дефектов речи и постановка правильной устной и/или письменной речи. Предмет труда: человек. Логопед работает в системе «Человек – человек». Человек как субъект обучения и воспитания и человек как биологический объект. В своей работе логопед использует невещественные (функциональные) орудия труда – образная память, хороший уровень концентрации и устойчивости внимания; выразительная речь – с ясной дикцией, правильным произношением, уравновешенным звучанием; выразительные средства – мимика, жестовые ансамбли (пальцы рук); а также органы чувств – зрение, слух. Ф у н к ц и о н а л ь н о логопед является организатором работы других людей (учащиеся, родители (родственники), педагоги). Работа логопеда имеет четко определенный х а р а к т е р и осуществляется в соответствии с действующими:
· законодательными и нормативными правовыми актами;
· положениями, инструкциями, другими руководящими материалами;
· должностными обязанностями;
· нормами профессиональной этики.
Труд логопеда имеет такую о р г а н и з а ц и ю, при которой он самостоятельно от начала до конца выполняет свою работу и самостоятельно за нее отвечает. К о н т а к т ы у логопеда многочисленные, разноуровневые, с меняющимся кругом лиц – это учащиеся, родители (родственники), воспитатели, учителя. Условия работы: повышенная м о р а л ь н а я о т в е т с т в е н н о с т ь за обучение и воспитание. Логопед работает в комфортных у с л о в и я х - в помещении (кабинет, письменный стол, телефон, компьютер). П с и х о ф и з и о л о г и ч е с к у ю н а п р я ж е н н о с т ь в работу логопеда могут вносить следующие факторы:
постоянное общение с людьми, в основном с дефектами развития;
повышенная моральная ответственность.
ТРЕБОВАНИЯ ПРОФЕССИИ К ИНДИВИДУАЛЬНЫМ СПОСОБНОСТЯМ СПЕЦИАЛИСТА
· нервно-психическая устойчивость;
· хорошая образная память;
· хороший уровень концентрации и устойчивости внимания;
· выносливость слухового анализатора и речеголосового аппарата;
· грамотная, четкая правильная речь.
ТРЕБОВАНИЯ ПРОФЕССИИ К ЛИЧНОСТНЫМ СПОСОБНОСТЯМ И КАЧЕСТВАМ СПЕЦИАЛИСТА
· стрессоустойчивость, эмоциональная уравновешенность;
· умение управлять собой;
· социальный интеллект (способность понимать поведение других людей);
· коммуникативные и организаторские способности;
· нацеленность на результат;
· терпение;
· сострадание.
МЕДИЦИНСКИЕ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ Работа логопеда не рекомендуется людям с заболеваниями:
· нервно-психическими;
· сердечно-сосудистыми;
· хроническими инфекционными;
· слухового и зрительного анализаторов;
· речеголосового аппарата;
· опорно-двигательного аппарата (руки, кисти рук).
ДОПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Необходимы знания по русскому языку и литературе, биологии, математике в рамках школьной программы.
ПУТИ ПОЛУЧЕНИЯ ПОФЕССИИ
Профессии логопеда обучают в учреждениях высшего профессионального образования.
РОДСТВЕННЫЕ ПРОФЕССИИ
Педагог по коррекционной работе, дефектологи – сурдопедагог, тифлопедагог, олигофренопедагог, специальный психолог.
|