Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИИ



 

 
 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИИ

Профессиограмма

Ч П Ф М

Социономические (помогающие) профессии (от лат. – общество) – это профессии, которые в процессе деятельности основываются на общении типа «человек-человек».

Л о г о п е д – специалист, занимающийся воспитанием правильной устной и/или письменной речи у детей и взрослых, выявлением, предупреждением и преодолением нарушений речи.  Исправление дефектов речи возможно в любом возрасте.
Квалифицированную помощь лицам с нарушением речи оказывает л о г о п е д. Логопед может работать в специальных дошкольных учреждениях (детские сады), школах (логопедический пункт, коррекционные классы), интернатах, в учреждениях здравоохранения (санатории, неврологические отделения больниц), медико-психологических и реабилитационных центрах.

СОДЕРЖАНИЕ ТРУДА
Специфика профессиональной деятельности логопеда определяется конкретными условиями рабочего места.
В  о б я з а н н о с т и  логопеда входят:

· отбор детей (подростков, взрослых) с отклонениями в устной и/или письменной речи в специальные группы;

· определение степени выраженности отклонений;

· уточнение этиопатогенеза речевых расстройств;

· постановка правильной речи;

· предупреждение дефектов речи;

· организация консультативной сети для педагогов и родителей детей (учащихся), имеющих отклонения в устной речи.

Таким образом, основная  ц е л ь  деятельности логопеда – преодоление дефектов речи и постановка правильной устной и/или письменной речи.
Предмет труда: человек. Логопед работает в системе «Человек – человек». Человек как субъект обучения и воспитания и человек как биологический объект.
В своей работе логопед использует невещественные (функциональные) орудия труда – образная память, хороший уровень концентрации и устойчивости внимания; выразительная речь – с ясной дикцией, правильным произношением, уравновешенным звучанием; выразительные средства – мимика, жестовые ансамбли (пальцы рук); а также органы чувств – зрение, слух. Ф у н к ц и о н а л ь н о логопед является организатором работы других людей (учащиеся, родители (родственники), педагоги).
Работа логопеда имеет четко определенный х а р а к т е р  и осуществляется в соответствии с действующими:

· законодательными и нормативными правовыми актами;

· положениями, инструкциями, другими руководящими материалами;

· должностными обязанностями;

· нормами профессиональной этики.

Труд логопеда имеет такую о р г а н и з а ц и ю, при которой он самостоятельно от начала до конца выполняет свою работу и самостоятельно за нее отвечает.
К о н т а к т ы у логопеда многочисленные, разноуровневые, с меняющимся кругом лиц – это учащиеся, родители (родственники), воспитатели, учителя.
Условия работы: повышенная м о р а л ь н а я  о т в е т с т в е н н о с т ь за обучение и воспитание. Логопед работает в комфортных у с л о в и я х - в помещении (кабинет, письменный стол, телефон, компьютер).
П с и х о ф и з и о л о г и ч е с к у ю  н а п р я ж е н н о с т ь в работу логопеда могут вносить следующие факторы:

постоянное общение с людьми, в основном с дефектами развития;

повышенная моральная ответственность.

ТРЕБОВАНИЯ ПРОФЕССИИ К ИНДИВИДУАЛЬНЫМ СПОСОБНОСТЯМ СПЕЦИАЛИСТА

· нервно-психическая устойчивость;

· хорошая образная память;

· хороший уровень концентрации и устойчивости внимания;

· выносливость слухового анализатора и речеголосового аппарата;

· грамотная, четкая правильная речь.

ТРЕБОВАНИЯ ПРОФЕССИИ К ЛИЧНОСТНЫМ СПОСОБНОСТЯМ И КАЧЕСТВАМ СПЕЦИАЛИСТА

· стрессоустойчивость, эмоциональная уравновешенность;

· умение управлять собой;

· социальный интеллект (способность понимать поведение других людей);

· коммуникативные и организаторские способности;

· нацеленность на результат;

· терпение;

· сострадание.

МЕДИЦИНСКИЕ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ
Работа логопеда не рекомендуется людям с заболеваниями:

· нервно-психическими;

· сердечно-сосудистыми;

· хроническими инфекционными;

· слухового и зрительного анализаторов;

· речеголосового аппарата;

· опорно-двигательного аппарата (руки, кисти рук).

ДОПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Необходимы знания по русскому языку и литературе, биологии, математике в рамках школьной программы.


ПУТИ ПОЛУЧЕНИЯ ПОФЕССИИ

Профессии логопеда обучают в учреждениях высшего профессионального образования.


РОДСТВЕННЫЕ ПРОФЕССИИ

Педагог по коррекционной работе, дефектологи – сурдопедагог, тифлопедагог, олигофренопедагог, специальный психолог.

     

Специализации в логопедии:

1. Фонопедия - раздел логопедии, посвященный воспитанию навыков правильного голосоведения с использованием педагогических приёмов. Логопед, специализирующийся в области фонопедии, называется фонопедом. Фонопед работает в тесном взаимодействии с фониатром. Фониатрия - раздел оториноларингологии, посвященный проблемам диагностики, лечения и профилактики заболеваний голосового аппарата. Врач-оториноларинголог (ЛОР-врач), специализирующийся в области фониатрии, называется фониатром.

2. Афазиология – раздел логопедии, задачами которого являются диагностика и профилактика нарушений речевых функций, восстановление речи, утраченной вследствие инсульта, нейрохирургических операций на мозге и черепно-мозговых травм. Логопед, специализирующийся в области афазиологии, называется афазиологом.

3. Заикология - раздел логопедии, задачами которого являются диагностика, профилактика и преодоление нарушений темпо-ритмической стороны речи. Логопед, специализирующийся в области заикологии, называется заикологом.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.