![]()
|
|||
Тема 3.5. ПОЛИСТИЛИСТИКА. Типы полистилистики.Тема 3. 5. ПОЛИСТИЛИСТИКА Полистилистика – это композиционная техника, в основе которой лежит соединение в одном произведении двух и более стилевых моделей (чаще выраженных персонифицированно в виде тем-цитат или квазицитат) – в контрастном или взаимодополняющем соотношении[1]. «Техника, поднятая на уровень идеи» – в таком духе, вслед за П. Булезом, можно говорить о ее существовании сейчас. То есть это не просто художественный прием, но способ видения (слышания) мира, выражение (по Шнитке) «плюралистического музыкального сознания» и тип драматургии. Известно, что полистилистика[2] (один из самых интересных методов композиции в XX веке) прошла уже несколько этапов развития[3]. Ю Холопов определяет полистилистику как «намеренное сочетание в одном произведении несовместимых (или, по крайней мере, резко различных, разнородных) стилистических элементов». Соединение стилей возможно на уровне стилей эпох, отдаленных по времени (горизонтальная ось координат) и соединения стилей одной и той же эпохи, но разных культур (высокое – низкое). Полистилистика позволяет культуре размышлять о самой себе (эстетический и историко-культурологический аспект).
Типы полистилистики. Основными в типологии полистилистики являются два фактора – авторство (цитата, собственный материал) и контраст (степень контраста, возникающая между стилевыми пластами). По степени контраста стилевых пластов различают полистилистику коллажную и симбиотическую, обладающие каждая своими выразительными возможностями. Коллажная полистистлистика основывается на своеобразном сталкивании, наклеивании, объединении в одном произведении стилистически контрастных фрагментов и характеризуется применением принципа монтажа, заимствованным из кино (виртуозно владел этой техникой А. Шнитке). Симбиотическая полистилистика (термин К. Штокхаузена) – явление более сложное, здесь в случае стилевого контраста «швы» сглаживаются плавным «модуляционным» переходом от одной сферы к другой. Но контраст стилей может отсутствовать. Приемы и средства полистилистики: · цитата · квазицитата · аллюзия · стилизация · адаптация
Цитата – то, что отделяется от окружающего текста, но что вполне узнаваемо. Это явление многообразное и действует на разных уровнях:
ü музыкально-текстовые цитаты (темы, заимствованные из классико-романтической или барочной музыки, создающие стилевой контраст). Предшественник такого приема - это различные вариации «на тему». ü квазицитата – имитация цитаты (может имитироваться конкретный авторский стиль, исторический стиль и т. д. ), не имеющая резкой стилевой границы. ü жанровая цитата (как особый прием может применяться трансформация и искажение жанра) ü цитата стиля (если распространяется на все произведение – стилизация, если охватывает тему – аллюзия, макроцитата – цитирование целого поризведения) ü автоцитата – цитирование темы собственного сочинения в другом произведении (встречается у Моцарта, Шостаковича и др. )
Аллюзия ( «намек») - намек на грани узнавания, ассоциация. Если в восприятии этого не возникает, то эффект потерян.
Адаптация – пересказ чужого нотного текста собственным музыкальным языком или же свободное развитие чужого материала в своей манере (например, «Кармен-сюита» Щедрина).
Полистилистика оперирует историческим временем, предстает как диалог культур, способ диалога культур, расширяет память о прошлом, что лучше помогает понять современность. Такая «вненаходимость» (М. Бахтин) в области культуры – самый могучий очаг понимания.
[1] См. Теория современной композиции: Учебное пособие / Отв. ред. Ценова В. С. – М.: Музыка, 2005. – С. 431-449. [2] Полистилистка в широком смысле слова предполагает «любое обращение к чужому стилю, независимо от того, есть ли дистанция между авторским материалом и заимствованным или они сливаются в единый обогащенный авторский стиль» (Чигарева). Полистилистика в тесном смысле слова – это «такое соединение различных стилевых пластов (разной степени контрастности), которое предстает в двух своих разновидностях – коллажной и симбиотической». [3] Начало XX века принесло открытие соединения в одном произведении разнородных стилевых пластов, принадлежащее Ч. Айвзу, и признание творчества композитора «послужило стимулом для развития полистилистических тенденций в американской музыке». Полистилистика как техника является все же завоеванием послевоенного периода авангарда. В отечественной музыке она развивалась как под влиянием западноевропейской (отмечается влияние Берио на творчество А. Шнитке), так и независимо. Первыми освоили этот метод А. Пярт («Коллаж на тему BACH» – 1964, Вторая симфония – 1966, Credo) и А. Шнитке (Вторая скрипичная соната – 1968, Первая симфония – 1972). С конца 60-х и особенно 70-80-е годы к полистилистике обращаются самые разные композиторы, среди которых – и те, для кого она была естественным способом выражения, и те, кто не разделял этих эстетических установок. Например, Б. Чайковский (Вторая симфония, 1967), С. Губайдулина («Час души», 1976), Э. Денисов (цикл «Силуэты» для флейты, ударных и двух фортепиано).
|
|||
|