|
|||
ПОДЗЕМНОЕ ПРОСТРАНСТВО ГОРОДА ДНЕПРОПЕТРОВСКАПОДЗЕМНОЕ ПРОСТРАНСТВО ГОРОДА ДНЕПРОПЕТРОВСКА Пиценко И. В., Студентка факультета технологии неорганических веществ Государственное высшее учебное заведение «Украинский государственный химико-технологический университет», г.. Днепропетровск, Украина sou-lalala@ukr. net UNDERGROUND SPACE OF THE CITY OF DNEPROPETROVSK Pitsenko I. V., The student of faculty of technology of inorganic substances State Higher Educational Institution " Ukrainian State Chemical Technology University", m. Dnipropetrovsk, Ukraine sou-lalala@ukr. net Днепропетро́ вскаяо́ бласть (укр. Дніпропетро́ вськао́ бласть) — административно-территориальная единица на Юго-Востоке Украины. Расположена в среднем и нижнем течении Днепра. Подземное пространство города Днепропетровска о нем можно рассказать достаточно много интересного. Эта информация будет касаться возможности использования подземного пространства, применение и утилизация его природных ресурсов, очень много связано с историей нашего города. В отличие от таких ресурсных сред, как мировой океан, атмосфера, наша окружающая природная среда, растительность и тд, земельные недра обладают не только максимальной плотностью но и труднодоступностью. В настоящие время наблюдается рост численности населения крупных городов мира, плотность городов достигает 150тыс. чел/км2 и продолжает расти. В подобных условиях резко обострились проблемы развития мегаполисов, особенно такие как создание транспортный сетей и структуры жизнеобеспечения. Одним из путей решения такой проблемы является освоение подземного пространства. Об актуальности использования подземного пространства говорит, в частности, тот факт, что в последние десятилетия проведено несколько международных конгрессов и конференций по проблемам освоения подземного пространства. В настоящие время процесс освоения подземного пространства практически получил от общества социальный заказ на решение острейших и неотложных проблем развития крупных городов путем создания подземной инфраструктуры. Человек издавна использовал полости в земле для жилья, погребения, убежища. В доисторические времена и на заре цивилизации человек обычно жил в пещерах, которые образовывались в известняках за счет медленного, но непрерывного растворения карбоната кальция природными водами. Именно эти простые геологические факторы определили места некоторых самых ранних поселений [1]. На данный момент человечество достигло хороший уровень развития. Развитие крупных городов-мегаполисов в настоящие время при остром дефиците свободных территорий для строительства на поверхности, плотной городской застройке невозможно без освоения подземного пространства. Приразработки стратегии развития города важно обобщение и использование опыта перспективного планирования наземного строительства и освоения подземного пространства крупных городов мира, наиболее развитыми являются Монреаль, Лас Вегас, Токио, Париж. На современном этапе город Днепропетровск является сложившимся мегаполисом с многочисленными памятниками исторического наследия, развитой промышленостью, культурными и научно-образовательными центрами. В настоящее время в структуре развития Днепропетровска существует безусловная диспропорция. Преобладающим является строительство объектов на поверхности, среди которых основной объем занимают торгово-развлекательные комплексы, супермаркеты, гостиницы и здания офисного типа. Строительство выше перечисленных объектов коммерческого назначения по вполне понятным требованиям рынка и необходимости быстрой окупаемости капитальных затрат тяготеет к центральным плотно застроенным районам города. Эта тенденция усложняет и без того серьезные проблемы, существующие в Днепропетровске, с наличием свободных земельных участков, резервов мощности электроэнергии, водопотребления, сбросов хозяйственно-бытовых и дождевых стоков, с обеспечением внутриквартальными подъездами и местами для парковки легковых автомобилей. Реализация технических условий подключения объектов строительства к существующим городским инженерным сетям траншейным способом и согласования трассы прокладки с многочисленными эксплуатационными службами города в результате создает большое неудобство для горожан и увеличивает продолжительность строительства. Как правило, техническими условиями, а, следовательно, и в проектной документации не решаются вопросы увязки строящихся объектов поверхности с существующими подземными объектами метрополитена на уровнях комплекса выработок верхних и промежуточных вестибюлей и даже подземных переходов. Сооружение в будущем объединяющих подземных объектов потребует отдельных затрат на реализацию инженерных мероприятий по защите зданий. В связи с этим, одной из важных направлений развития Днепропетровска является планирование комплексов, объединяющих объекты как наземные, так и подземные. Такие комплексы позволят снять «напряженность» в деловых кварталах города, насыщенных транспортными линиями и пассажиропотоками и т. д. Эффективность и целесообразность развития подземной инфраструктуры города заключается в комплексном использовании таких подземных объектов, как: · торгово-развлекательные комплексы; · культурные и спортивные центры; · механизированные стоянки для легковых автомобилей; · проходные тоннели для расположения в них инженерных сетей, которые сооружаются совместно с выработками метрополитена; · автодорожные транспортные тоннели, совмещенные с тоннелями метро, · расположенных в центрально-городской застройке Днепропетровска, и соединенных подземными переходами со станциями метро, авто- и железнодорожными вокзалами, гостиницами, торговыми центрами. Днепропетровск – третий по величине город Украины с населением немногим более 1 миллиона человек. В советские годы город быстро рос и развивался как важнейший ромышленный центр Юга страны. Когда в Днепропетровске родился миллионный житель (в середине 70-х годов прошлого века), возникла потребность развития скоростного внеуличного транспорта. Как известно, в СССР, согласно градостроительным нормативам того периода, в городе-миллионнике должен был появится метрополитен. Однако в Днепропетровске ставку сделали на скоростные трамваи. Но после изучения пассажиропотоков оказалось, что трамвай, пусть и скоростной, может не справиться. А проблему пассажирских перевозок в городе сможет решить только метрополитен. В Советском Союзе метрополитены строились прежде всего в столицах союзных республик, лишь затем очередь доходила до остальных «миллионеров». В столице УССР городе Киеве метро появилось в 1960 году. Харьков, как второй по величине город Украины и один из крупнейших промышленных городов СССР, получил метрополитен вторым по счету - в 1975 году. В остальных городах УССР (Днепропетровске, Донецке, Одессе) такой вид городского транспорта, как метрополитен, только закладывали в перспективные генеральные планы на далекую перспективу. Одной из основных версий появления в Днепропетровске подземки глубокого заложения стал стратегический фактор. В разгар «холодной войны» за рубежом была разработана карта важнейших военных объектов СССР, по которым планировалось нанести атомные удары. В перечень городов-целей попал и Днепропетровск, который в те годы был закрытым городом и являлся союзным центром ракетостроения. Именно поэтому, возможно, в Днепропетровске было решено строить ещё один объект гражданской обороны – метрополитен. Предпочтение было отдано глубокому заложению. Именно этим и объясняется, что пять из шести станций первого пускового участка – глубокие (причём глубина заложения доходит почти до 70 метров! ). Хотя, судя по рельефу, геологическому и гидрологическому состоянию грунтов, вполне можно было бы обойтись мелким заложением [2]. Известна классификация использования подземных сооружений [3]:
1. Энергетика – подземные АЭС, ГАЭС, хранилища нефтепродуктов, га-зоконденсата, станции теплоснабжения, аккумуляторы энергии. 2. Промышленность – заводы точных производств и электронного обору-дования, хранилища промтоваров, мастерские, заводы по производству строй-материалов, очистке сточных вод, утилизации и переработке бытовых и про-мышленных отходов. 3. Экология – хранилища обогатительных фабрик, хозяйственно-бытовых отходов, захоронение радиоактивных, химически и биологически вредных от-ходов, пород отвалов и терриконов, складирование неэкономичного в настоя-щее время сырья. 4. Социальная сфера – научные и лечебные центры, торговые комплексы, архивы, библиотеки, спортсооружения, резервуары для хранения воды, разме-щение объектов гражданской обороны. 5. Аграрный сектор – овощеводство, выращивание грибов, цветоводство и садоводство, разведение рыбы, холодильники, хранилища пищевых продук-тов.
При этом используются в новом функциональном качестве следующие подземные горные выработки: 1. Вертикальные стволы – элементы АЭС, ГАЭС, хранилища нефти и газа, технологический подход к другим подземным объектам 2. Штольни, камеры околоствольных дворов, капитальные горные выра-ботки: а) объекты промышленного назначения – заводы, склады; б) объекты аграрного назначения – цветоводство, овощеводство, грибы, рыба, хранилища продуктов, холодильники; в) объекты социальной сферы – архивы, хранилища, лечебные центры, объекты ГО; г) экологического назначения – хранилища отходов; д) подземные станции теплоснабжения, аккумуляции энергии. 3. Подготовительные выработки – размещение отвалов, отходов. 4. Очистные выработки – размещение отвалов. В Днепропетровске подземное пространство используется также для: 1. В горном деле а) разрушение, извлечение и хранение в массиве полезных ископаемых; б) перемещение людей, транспорт, подъём; в) складские помещения; г) помещения бытового назначения. 2. В городском строительстве а) гаражи и автостоянки; б) пешеходные и транспортные тоннели; в) предприятия торговли и общественного питания; г) коммунально-бытового обслуживания и связи; д) объекты складского хозяйства, хранилища продуктов и предметов различного назначения; е) культурные, спортивные, административные и промышленные со-оружения; 3. На транспорте, тоннели а) железнодорожные; б) автомобильные; в) метрополитена; г) судоходные. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 1. http: //www. ukrainehotelsonline. com/ru/destination-dnepropetrovsk/About-Dnepropetrovsk. html; http: //ukrainian. su/dnepropetrovsk/istoriya-dnepropetrovska. -osnovanie-goroda. html; 2. http: //vuzlib. com. ua/articles/book/9732-Nekotorye_aspekty_osvoenija_po/1. html; уч. Лысиков Б. А., Каплюхин А. А. «Использованиеподземногопространства»; http: //www. mirmetro. net/dnipropetrovsk/history; 3. уч. «Использованиеподземногопространства» А. К. Порцевский
|
|||
|