Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Сказка про интервалы.



 

 

 

Интервалы в пределах октавы выразительные возможности интервалов

Конспект:

Преподаватель: - Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня на уроке мы будем изучать новую и очень важную для всех музыкантов тему — интервалы. Интервалы — это живые клеточки музыки, это кирпичики, из которых состоит вся музыка. Слово « интервал» можно встретить не только в музыке. На автобусных остановках можно прочитать такую информацию: « Интервал движения автобуса 10 минут». Это означает, что от момента отправления одного автобуса до следующего за ним должно пройти 10 минут. Или в школе на уроках физкультуры, когда все спортивным шагом обходят физкультурный зал, учитель нередко поправляет: «Держите интервал! », то есть расстояние между учениками должно быть приблизительно одинаково, иначе можно сбиться в кучу. А какие примеры можете привести вы, ребята?

 

Учащиеся: - перемена в школе – это интервал между уроками, каникулы – интервалы между школьными занятиями, линеечки на нотном стане нарисованы с одинаковым интервалом, деления на математической линейке, секунды на циферблате часов.

 

Преподаватель: - Правильно, молодцы! Вот и в музыке интервал — это расстояние от одного звука до другого. Два соседних звука можно исполнить по очереди, это получится мелодический интервал, ведь мелодия вся состоит из интервалов. А если два звука прозвучат одновременно, то интервал назовём гармоническим. И я бы дала такое определение — интервал - это одновременное или последовательное сочетание двух звуков.                  Вот, кое-что об интервалах нам стало известно. Изучаем дальше. Есть узкие интервалы, это если звуки находятся близко друг к другу, есть широкие интервалы. Но на самом деле интервалов не так уж и много — всего лишь восемь простых интервалов в пределах одной октавы, нам вполне их хватит на ближайшие годы. Называются они сказочно-непонятно: прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима, октава.

В любой гамме восемь нот, восемь ступенек. Пробежимся для разминки по звуковой лесенке вверх- вниз.

 

Учащиеся:  поют гамму  До мажор с названием нот, а затем поют, называя ступени.

 

Преподаватель: Теперь, тоже для разминки, сосчитаем ступени до восьми, но не по-русски, а по-латыни: прима—первая, секунда—вторая и т. д.

 Ребята, перед вами лежат наглядные пособия. Картинка соответствует звучанию определённого интервала, есть его название и обозначение. И сейчас мы научимся петь интервалы. Но следует упомянуть, что из-за иностранного происхождения названий, буква «е» в словах всегда произносится как «э».

 

Учащиеся:  под аккомпанемент педагога поют интервалы по-порядку вверх и вниз.

 

Преподаватель: Теперь поговорим о том как научится определять интервалы на слух. А для этого я расскажу вам сказку про интервалы. Слушайте внимательно и запоминайте, ведь каждому интервалу соответствует своё музыкальное звучание.

 

Сказка про интервалы. ( см. Приложение 1. )

 

Во время рассказа осуществляется следующая работа по формированию умений и навыков учащихся:

— развитие интонационной точности (спеть интервал чисто и выразительно);

— воспитание слухового самоконтроля;

— развитие устной речи, образного мышления учащихся, умения фантазировать (как, например, выглядит Фея-Квинта, где она живёт, с кем дружит и т. д. );

— чередование заданий с эмоционально-двигательной разрядкой (показать как тянет свои руки-ветки большая Септима или как приветливо раскрывает нам навстречу свои лапки добрый Тритон (ув. 4) и т. п. ).

 

Преподаватель: Вот мы и познакомились со всеми простыми интервалами. Теперь будем определять интервалы на слух. И когда вы услышите интервал, то сначала спросите себя о том:

— близкий интервал (верхняя половина наших наглядных пособий) или широкий (нижняя часть картинок);

— как звучит интервал — приятно (прима, терция, кварта, квинта, октава) или неприятно, резко (секунда, септима);

— какому герою нашей сказки подходит данный интервал по характеру звучания.

 

 

Преподаватель: - Замечательно! Молодцы!

А теперь подведём итог. Понравился вам урок?

Что понравилось больше всего?

Всё ли было понятно?

 

Наш урок закончен. Спасибо всем за работу.

 

Приложение 1.

 

Сказка про интервалы.

 

Ранним-ранним утром, когда капельки росы (Прима) на листочках ещё не высохли, две девочки, две подружки по имени Терции взяли в руки корзиночки и пошли в лес по цветы, по ягоды. За ними побежали собачки. Их звали Секунды.

Ягодка за ягодкой, цветочек за цветочком и не заметили они, что зашли далеко. Вдруг из лесной чащи выскочила злая ведьма Септима.

Огромная, 3-х метрового роста, семь зубов во рту, семь косичек на голове, семь пальцев на руках-ветках. Каждый день она бродила по лесу и ворчала своим скрипучим голосом. Увидела подружек Терций, схватила их и потащила в своё жилище, которое охраняли два Тритона, сидевшие на цепи. Один Тритон был добрым (ув. 4 - тритон «возьми»), а второй Тритон жадным (ум. 5 - «не дам»).

А собачки Секундочки прибежали в родную деревню и разбудили бравого солдата по имени Кварта. Он увидел, что собачки-Секундочки одни и сразу понял, что с девочками Терциями случилась беда и нужно идти им на выручку. Но куда? Может быть Фея Квинта знает? Скорее к ней! А Квинта жила неподалёку от страшного леса, на берегу красивого озера в доме-теремке. Красивая, добрая, ласковая всем помогала, выручала из беды. И на этот раз она не отказала в помощи, только для этого позвала своих друзей, лесных жителей — благородных оленей по кличке Сексты. Сексты проводили Кварту с Секундами к избушке Септимы. Когда подошли ближе, то услышали звуки, похожие на скрежет куска старого метала – это Большая Септима стаскивала сухие деревья, ветки, сучья для костра посреди поляны и пела.

Олени-Сексты встали на двух тропинках, собачки-Секундочки подбежали ближе к избушке, а прямо на Большую Септиму из-за кустов вышел солдат-Кварта. Стой! Большая Септима заметалась, кинулась к избушке – там Секундочки. Караул! – на одной тропинке Олень (б. 6). Убивают! – на другой тропинке Олень (м. 6). Тогда большая Септима сникла, съёжилась, стала Малой Септимой, жалобно хныкала: - « Пожалейте меня, старую бабушку! Зачем брала девочек?

Скучно одной в лесу.., поговорить не с кем.., чаю выпить не с кем..,

песен попеть не с кем».

«Ладно» - сказал Солдат – Пойдёшь с нами к доброй Фее Квинте и будешь у неё экономкой служить. И будешь ты теперь Малая Септима, и будешь во всём помогать доброй Квинте».

И шествие двинулось по тропинке. Тритоны подумали, что это им снится. Когда все поравнялись с ними, Тритоны взмолились: - «Снимите цепь, возьмите с собой! » Они были рады своему освобождению и кувыркались на поляне.

Фея Квинта ласково встретила девочек, солдата и собачек, накормила их и показала тропинку к дому. Квинта, Олени-Сексты и Малая Септима долго смотрели им в след, а Септима даже помахала им на прощание рукой. И стала у неё вместо сухого сучка обычная рука.

Всё затихло вокруг… Это наступила ночь (октава).

Конец.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.