|
|||
Нарышкин: Россия не должна каяться за советскую историюСтр 1 из 2Следующая ⇒
Нарышкин: Россия не должна каяться за советскую историю О манипуляции историей для изменения мирового баланса сил, недостоверных исторических фильмах, совместимости творческой деятельности с госслужбой, попытках героизации предательства и о толщине учебника истории рассказал спикер Госдумы РФ, председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин. Борьба за историческое наследие стала вектором западной политики последнего десятилетия. Страны Европы и США ведут войну за интерпретацию исторических событий. Наблюдатели отмечают существенные изменения в толковании итогов Второй мировой войны и других событий ХХ и даже ХХI века. Россия включилась в борьбу с фальсификацией истории. Встает вопрос об объективном научном подходе к толкованию мировой и отечественной истории. Воссоздано Российское историческое общество. О манипуляции историей для изменения мирового баланса сил, недостоверных исторических фильмах, совместимости творческой деятельности с госслужбой, попытках героизации предательства, толщине учебника истории и о том, как Германия предложила России покаяться за свою историю, в интервью специальному корреспонденту РИА Новости Филиппу Щипкову рассказал спикер Государственной Думы РФ, председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин.
— История нашей страны богата, я бы сказал, исключительно богата. Ее писали миллионы и миллионы людей и, конечно, прежде всего те, кто стоял во главе страны в разные периоды ее истории. Наиболее впечатляют те государственные деятели – они в большей степени заслуживают уважения и места в истории – те из них, кто на крутых поворотах нашей истории принимал решения, от которых во многом зависела судьба страны и нашего народа. Трудно выделить кого-то одного, но я бы перечислил такие имена, как Иван III, Петр I, Екатерина Великая, Петр Столыпин. В последнее время мы вместе с коллегами-депутатами и с моими коллегами по Российскому историческому обществу много занимаемся и изучаем историю российского парламентаризма. И в этой связи я, конечно бы, вспомнил и имя Сергея Андреевича Муромцева, профессора Московского университета, выдающегося ученого-правоведа и председателя первой Государственной Думы, которая начала свою работу в 1906 году. Это действительно был выдающийся человек и выдающийся исторический деятель. В сложное время, когда страсти кипели и в обществе, и в Государственной Думе, он умел найти компромисс, подняться над различными политическими группами, встать выше политических партий и, повторяю, найти компромисс, который нужен был обществу в то время. К сожалению, история отвела ему не так много времени, я бы сказал, совсем мало, потому что первая Государственная Дума просуществовала всего 72 дня. Он сделал действительно много, он заложил хорошие традиции отечественного парламентаризма.
Нельзя не вспомнить российских, наших отечественных военачальников, потому что военная история – это часть истории нашей страны и, конечно, военачальники играли большую роль на крутых поворотах нашей истории. Имена Суворова, Нахимова, Брусилова, выдающихся маршалов Великой Отечественной войны Конева, Жукова, Василевского. Я бы вспомнил и имена наших выдающихся ученых, организаторов науки, конструкторов Сергея Королева, Игоря Курчатова, потому что действительно от их решения зависела судьба не только страны, во многом зависела судьба мира.
— Любимый военачальник в русской истории. И почему?
— И религиозный деятель в русской истории. Почему?
700-летие Сергия Радонежского мы будем отмечать в следующем году. Фонд Сергия Радонежского, попечительский совет которого я возглавляю, ведёт интенсивную подготовку к этой дате.
— Сейчас многие считают работу государственного деятеля несовместимой с творчеством, в то же время российская история знает губернатора Державина, вице-губернатора Салтыкова-Щедрина, дипломата Тютчева, дипломата Грибоедова. Могли бы вы представить сегодня, чтобы, например, один из регионов возглавлял крупный писатель, человек, обладающий ярко выраженным литературным даром?
— Почему бы нет? Вспоминаются совсем недалекие от нас времена, когда талантливый журналист-международник, яркий публицист Александр Бовин пришел на государственную службу и стал послом России в Израиле.
И вообще на государственной службе, на высоких государственных постах работают в основном яркие, талантливые люди. Но при этом надо учесть, что при назначении или для избрания того или иного человека на государственный пост, особенно на высокий государственный пост, всё-таки главным критерием является не литературный талант. Согласитесь! Всё-таки здесь важнее прежде всего компетенция в области государственного и муниципального управления и такие качества, как честность, патриотизм и умение управлять большими коллективами людей.
Хотя история знает и другие примеры, когда у человека после завершения государственной службы проявляется литературный талант. И он пишет, пишет много, и в его мемуарах до нас доносятся те или иные страницы нашей общей истории.
— Существует точка зрения, что фальсификация советского периода российской истории используется в политических целях для изменения международного баланса сил. Насколько велика эта угроза?
— Скажу так: эта угроза реальна, и её проявления не единичны. Известно немало примеров, когда события прошлого в угоду сиюминутным политическим или каким-то иным интересам подвергаются, мягко говоря, чересчур вольной интерпретации, а на самом деле – намеренным искажениям. К сожалению, история Второй мировой, Великой Отечественной войны чаще всего становится полигоном для подобных упражнений. И если такой подход к событиям, отстоящим от нас на столетия, вызывает у профессиональных историков лишь усмешку, то в отношении этой войны, на итогах которой выстроена вся современная система международных отношений, такое недопустимо.
Памятники сносят для того, чтобы уничтожить память. Чтобы попытаться превратить освободителей в оккупантов, создать новый, так сказать, актуализированный образ врага. Показательно, что одни и те же деятели призывают к сносу памятников освободителям и приветствуют шествия в честь пособников нацизма. Они же, как правило, инициируют на различных европейских площадках обсуждение резолюций, уравнивающих в правах всех ветеранов Второй мировой войны — и палачей, и их жертв.
Как действовать в этой ситуации? Понятно, что в определенных случаях необходимы меры дипломатического реагирования. Но вместе с тем нужно стимулировать научные исследования, популяризировать подлинное историческое знание, открывать доступ к архивным документам широкому кругу любителей истории. И эта работа ведётся. Более того, это главная задача, которую ставит перед собой Российское историческое общество.
Большинство проектов РИО связано с распространением в обществе знаний о прошлом. Сегодня особенно актуально создание крупных просветительских интернет-ресурсов. Совсем недавно, 11 июня, состоялось открытие интернет-сайта " Документы советской эпохи". На сайте представлено более 300 тысяч документов из фондов И. В. Сталина и Политбюро ЦК ВКП(б). В планах создание большого портала, представляющего собрание немецких трофейных документов из российских архивов. Планируем завершить эту работу к 70-летию Победы.
— Ряд экспертов указывают на возникновение новых движений " регионалистов", которые используют историю регионов в сепаратистских целях. Так, появляются труды, авторы которых пытаются создать " уникальную" историю сибиряков, уральцев, казанцев, залесцев, дебрянцев, балтийцев, ингерманландцев. Например, в апреле 2013 года в Петербурге активистами местного регионалистского движения была проведена акция – по городу был пущен экскурсионный автобус с изображением Густава Маннергейма, который 70 лет назад вместе с немцами участвовал в блокаде Ленинграда. Где проходит черта между здоровым краеведением и " политизированным регионализмом"?
— Хотел бы немного уточнить. Из вашего вопроса может показаться, что изучение истории регионов – это обязательно какой-то сепаратизм. Но это не так, и я думаю, что вы сами так не считаете.
Надо отличать глубокие и профессиональные исследования по региональной истории от политизированных поделок. Ведь ваша критика, по сути, направлена именно на поделки. А предметом поделок может быть история и одного региона, и всей страны, и всего мира, и далеких планет – такие книжки тоже продаются.
Каждый регион внёс свой уникальный вклад в историю России. Это наша общая история, объединяющая людей разных национальностей, разных убеждений, жителей разных городов и сел. Прошлое каждого региона, города, района, села заслуживает внимания, изучения, сохранения. А граница – это граница между правдой и ложью. Нельзя отождествлять, как вы говорите, " политизированный регионализм" с настоящим изучением истории регионов.
Профессиональные историки, да и многие другие люди, хорошо знающие прошлое страны и своего края, очень скептически относятся к попыткам политизировать те или иные события. И, конечно, оценки исторической роли той или иной личности определяются не изображениями на автобусах.
— В чем состоит опасность множественности оценок исторических событий при преподавании истории детям в школе? Влияет ли это на формирование детей и как?
— Этот вопрос прямо связан с предыдущим. Сегодня на площадке РИО создана рабочая группа по разработке единой концепции преподавания истории в школе. Главная наша задача – обеспечить единство исторического образовательного пространства страны.
При всем богатстве и разнообразии местной истории школьники из всех уголков нашей страны должны получать одинаковую основу – фундамент знаний о прошлом. Мы строим работу исходя из того, что одной из основных точек опоры исторического образования и объединяющих идей может стать история формирования территории России и единого многонационального российского народа.
И проблема на самом деле не в том, что существуют разные оценки. А в том, как эти оценки представлены в учебном процессе.
Изучение истории в этом отношении похоже на изучение других предметов. Начинать надо с наиболее важного, наиболее бесспорного. И на этом фундаменте расширять круг знаний. При этом нужно учить школьников отличать обоснованные оценки от необоснованных, историческую правду от явного искажения истории. Для этого ученик должен овладеть базовым инструментарием исторического исследования.
Главная задача нашей рабочей группы – создание Концепции школьного исторического образования, включая новый Российский историко-культурный стандарт. Стандарт будет содержать обязательные к изучению в школе события, факты, персоналии, на основе которых будут готовиться все новые учебники и разнообразные пособия.
Очень важно, что в этой работе участвуют представители разных регионов, известнейшие историки из Академии наук, ведущих исторических факультетов, учителя истории, авторы учебных пособий. Идёт очень конструктивный экспертный диалог, результаты которого будут вынесены на самое широкое общественное обсуждение. Будут учтены все конструктивные предложения, которые будут высказаны на открытых для обсуждения интернет-площадках и в ходе конференций в федеральных округах.
— В последние десятилетия в общественном сознании укоренилось представление, что личная выгода важнее идеалов и убеждений, — идеологической фигурой таких представлений является фигура военачальника времен ВОВ генерала Власова. Как вы относитесь к предложению Русской православной церкви включить в школьные учебники истории рассказ об антиподе Власова — командире 33 армии генерале Михаиле Ефремове?
— Нельзя без боли в сердце вспоминать о трагедии, связанной с окружением Второй ударной армии в " Долине смерти", героизме и стойкости ее солдат, прорывавшихся из " котла". Сегодня мы знаем о ней больше, в том числе и благодаря многолетней работе поисковых отрядов.
Никто не может обвинить и бойцов, оказавшихся в окружении. Но их командир генерал Власов – предатель. При этом, мне кажется, вы преувеличиваете значение фигуры Власова в современном общественном сознании. Разные люди по-разному судят о соотношении выгоды и идеалов, но практически для всех измена Родине остается преступлением, а совсем не подвигом. В годы Великой Отечественной примеров патриотизма, верности долгу, в том числе и в окружении, и в плену, было неизмеримо больше, чем примеров предательства, перехода на сторону врага. Вы упомянули о генерале Михаиле Ефремове, который, попав в окружение, отказался улететь на самолете, который прислал за ним Сталин, и не сдался в плен немцам — остался умирать вместе со своими солдатами, не бросил армию и не предал Родину. Можно вспомнить и генерала Дмитрия Карбышева, попавшего в плен, систематически отказывавшегося от сотрудничества с нацистами и замученного в концлагере буквально за два месяца до освобождения, и многих других солдат и офицеров. В мае этого года я участвовал в открытии новой экспозиции в мемориальном комплексе Маутхаузен и отдал дань памяти подвигу генерала Карбышева, возложив венок к монументу в честь советского офицера. Каждый подвиг заслуживает нашей благодарной памяти.
Что касается имён героев Великой Отечественной, которые будут в школьных учебниках, то этот вопрос будет обсуждаться и рабочей группой, и авторами. Не думаю, что на данном этапе мне как председателю рабочей группы будет правильно подробно говорить о конкретных именах и фактах. Скажу только то, что учебник не может и не должен быть единственным источником информации о Великой Отечественной. Тем более что объем учебника ограничен. Но все мы будем рады, если учебник сможет открыть и показать путь к дальнейшему изучению событий и подвигов Великой Отечественной войны. А работа над ним поможет авторам других книг и создателям интернет-ресурсов.
— Значительное число исторических фильмов, снятых при поддержке государства, то есть на государственные деньги, крайне сомнительны с точки зрения исторической достоверности. Государство, с одной стороны, борется с фальсификацией истории, а с другой стороны, оказывается источником финансирования недостоверных с исторической точки зрения, а порой высмеивающих или унижающих нашу страну фильмов. Каким вы видите решение этой проблемы?
— У таких проблем решение одно – это высокопрофессиональная экспертиза. Привлечение историков в качестве консультантов, активное сотрудничество с ними. Все наши лучшие исторические фильмы очень многим обязаны таким консультациям, в том числе в части устранения разного рода " ляпов", которые были в первоначальных сценариях. Такое сопровождение необходимо. И особенно фильмам, которые ориентированы на детскую аудиторию, по которым дети узнают об истории страны. Российское историческое общество ставит перед собой задачу содействия такой работе. Очень надеюсь на активное сотрудничество с недавно созданным каналом " История". РИО намерено оказывать поддержку просветительским начинаниям этого телеканала.
— Президент Германии Иоахим Гаук в июне этого года на встрече с российскими интеллектуалами, общественными деятелями заявил, что Россия должна покаяться за свою советскую историю. Согласны ли вы с такой постановкой вопроса?
Конечно, господин Гаук хорошо знает историю своей страны, и он знает всю историю переоценки немецким обществом нацистского наследия. Было бы странно, если бы он этого не знал. Но в том, что касается нашей российской, отечественной истории и современности России, думаю, было бы полезно получить дополнительные знания и объективную информацию. Советский Союз, его внешняя и внутренняя политика не была идеальной, кстати, идеальной не является никакая страна. Но при этом Советский Союз никогда не делил нации на нации первого сорта и нации низшего сорта, и уж тем более не ставил вопрос об уничтожении целых народов. И более того, хочу сказать, что исходной оценкой для переосмысления роли нацизма в истории была победа (Советского Союза и стран антигитлеровской коалиции – ред. ) в Великой Отечественной и Второй мировой войне. Мы хорошо помним, что эта победа досталась всей антигитлеровской коалиции, но основную роль сыграла всё-таки наша страна и наш народ. И в этой связи нам всем вместе нужно с благодарностью чтить память тех, кто эту победу завоевал. Повторяю, нашей стране эта победа досталась очень высокой ценой.
|
|||
|