|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Основная информация. thedoors.com
Моррисон, Джим [править] Материал из Википедии — свободной энциклопедии (Перенаправлено с Джим Моррисон) В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Моррисон.
Джим Мо́ ррисон (англ. Jim Morrison; полное имя Джеймс Ду́ глас Мо́ ррисон, англ. James Douglas Morrison; 8 декабря 1943, Мельбурн, Флорида — 3 июля 1971, Париж) —американский певец, поэт, автор песен, лидер и вокалист группы The Doors. Считается одним из самых харизматичных фронтменов в истории рок-музыки. [1] Моррисон известен как своим характерным голосом, так и своеобразностью собственной сценической фигуры, саморазрушительным стилем жизни и своим поэтическим творчеством. ЖурналRolling Stone включил его в список 100 величайших певцов всех времён. [2]
[править]Биография Джим Моррисон родился в Мельбурне, штат Флорида, в семье будущего адмиралаДжорджа Стивена Моррисона и Клары Моррисон (девичья фамилия Кларк). [3] Также у Джима были брат Эндрю и сестра Энн. [3] В Джиме были смешаны шотландские, английские иирландские крови. [4] Известно, что IQ Моррисона составлял 149. [5] В жизни военных часты переезды, и однажды, когда Джиму было всего четыре года, в штатеНью-Мексико произошло нечто, что впоследствии он описывал как одно из важнейших событий своей жизни: на дороге разбился грузовик с индейцами, и их окровавленные и больные тела вывалились из грузовика и валялись вдоль пути. «Я впервые узнал смерть (…) я думаю, в тот момент души тех мертвых индейцев, может одного или двух из них, носились вокруг, корчась, и вселились в мою душу, я был как губка, с готовностью впитавшая их». Моррисон считал этот случай самым значимым в его жизни, возвращался к нему в стихах, интервью, в песнях «Dawn’s Highway», «Peace Frog», «Ghost Song» из альбома An American Prayer, а также «Riders on the Storm». Джим провёл часть детства в Сан-Диего, Калифорния. В 1962 году он поступает в Государственный университет Флориды вТаллахасси. В январе 1964 года Моррисон переехал в Лос-Анджелес и поступил в UCLA на факультет кинематографии, где за время обучения снял два фильма. Джиму нравились такие исполнители, как Элвис Пресли, Фрэнк Синатра, The Beach Boys, Love и Kinks. [3] [править]Университет В Государственном университете Флориды в Таллахасси Джим изучал историю эпохи Возрождения, в частности творчество Иеронима Босха и актёрскую игру, играл в студенческих постановках пьес. После этого Джим учился на кинематографическом факультете Калифорнийского университета, но относился к учёбе не очень серьёзно, и больше интересовался вечеринками и алкоголем. В конце 1964 Джим на рождество приехал к родителям. Это был последний раз, когда он виделся с ними. Через несколько месяцев Джим написал письмо родителям, в котором сообщал, что хочет создать рок-группу. Но не нашёл понимания у отца, который ответил, что это неудачная шутка. После этого на вопрос о родителях Джим всегда говорил, что они умерли. Судя по всему, родители тоже прохладно относились к Джиму, потому что даже через много лет после его смерти отказывались комментировать творчество сына. Фильм, который был его выпускной работой не восприняли ни преподаватели, ни студенты. Джим очень это переживал, и даже хотел покинуть университет за две недели до окончания, но преподаватели отговорили его от этого решения. [править]The Doors Основная статья: The Doors Учась в UCLA, Джим познакомился и подружился с Рэем Манзареком. Вместе они организовали группу The Doors. Через некоторое время к ним присоединились барабанщик Джон Денсмор и друг Джона, Робби Кригер. Кригер был представлен по рекомендации Денсмора и был затем включен в группу. The Doors взяли название группы из заголовка книги «The Doors of Perception» («Двери Восприятия») Олдоса Хаксли (ссылка на «открытие» «дверей» восприятия через употребление психоделиков). Хаксли, в свою очередь, взял заглавие своей книги из стихотворения английского поэта-визионера Уильяма Блейка: «If the doors of perception were cleansed, every thing would appear to man as it is, infinite» (рус. Если бы двери восприятия были чисты, всё предстало бы таким, как есть — бесконечным). Джим сказал друзьям, что он хочет быть этой «дверью восприятия». Название группы было принято единогласно. Группа начала выступать по местным кабакам и их выступления были откровенно слабыми, отчасти из-за дилетантизма музыкантов, отчасти от робости Джима Моррисона: поначалу он даже стеснялся поворачиваться лицом к публике и пел спиной к залу. Кроме того Джим часто приходил на выступления нетрезвым. К счастью для группы, у них была армия девушек-поклонниц, и очередной «последний раз» рассерженного владельца клуба оборачивался звонками девиц с вопросами когда же они снова увидят «того волосатого парня». Через полгода у группы появилась возможность выступать в лучшем клубе на Сансет Трип — «Whisky-A-Go-Go». Вскоре группу заметил продюсер Пол Ротшильд с недавно открывшегося лейбла Elektra Records, выпускавшего до этого только джазовых исполнителей, который рискнул предложить Doors контракт (группа вошла в обойму Электры с такими гигантами, как Love). Первый сингл группы «Break On Through» вошёл в первую десятку американского хит-парада Billboard, а следующий, «Light My Fire», занял в хит-параде первое место — крайне успешный дебют. Вышедший в начале 1967 года первый альбом «The Doors» также занял первое место в хит-параде и положил начало «дорзомании». Одна композиция альбома — The End задуманная как обычная прощальная песня, постепенно усложнялась, обрастая универсальными образами. Джим Моррисон об этой песне спустя несколько лет после выхода альбома[6]: «The End»… Я действительно не знаю, что собирался сказать. Каждый раз, когда я слушаю эту песню, она кажется мне другой. Вначале это было прощание, может быть, с девушкой, а, может быть, с детством. Употребление галлюциногенов, в частности LSD, оказало непосредственное влияние на творчество Моррисона и Doors: мистицизм и шаманизм стали частью сценического акта. «I am a Lizard king. I can do anything. » — сказал про себя Джим в одной из песен («Я король ящериц. Я могу все. »). Группе The Doors удалось стать не только музыкальным явлением, но и культурным феноменом. В звучании группы отсутствовал бас, упор был сделан на гипнотические органные партии и (в меньшей степени) оригинальные гитарные партии. Однако популярности The Doors во многом способствовала уникальная харизматичная личность и глубокая лирика их лидера Джима Моррисона. Моррисон был чрезвычайно эрудированным человеком, увлекался философией Ницше, культурой американских индейцев, поэзией европейских символистов и многим другим. В 1970-м году Джим женился на практикующей ведьме Патриции Кеннили; свадьба была проведена по кельтскому колдовскому ритуалу[7]. В наше время в Америке Джима Моррисона считают не только признанным музыкантом, но и выдающимся поэтом: его иногда ставят в один ряд с Уильямом Блейком и Артюром Рембо. [8] Моррисон привлекал поклонников группы своим необычным поведением. Он вдохновлял молодых бунтарей той эпохи, а загадочная смерть музыканта ещё более мистифицировала его в глазах поклонников. Джим Моррисон похоронен в Париже на кладбище Пер-Лашез В дальнейшем судьба Джима представляла собой скоростной спуск по наклонной прямой: пьянство, аресты за непристойное поведение и драку с полицейскими, превращение из идола для девочек в толстого бородатого неряху. Всё больше материала писал Робби Кригер, все меньше — Джим Моррисон. Поздние концерты «The Doors» представляли по большей части переругивания пьяного Моррисона с публикой. В 1971 году рок-звезда отправляется со своей подругой Памелой Курсон в Париж — отдыхать и работать над книгой стихов. По официальной версии Моррисон умер 3 июля 1971 года в Париже от сердечного приступа, однако, настоящей причины его смерти никто не знает. Среди вариантов назывались: героиновая передозировка в парижском клубе Rock-n-Roll Circus, самоубийство, инсценировка самоубийства службами ФБР, которые тогда вели активную борьбу с участниками движения хиппи и прочее. Вокруг его смерти до сих пор ходят слухи. Единственный человек, который видел смерть певца — подруга Моррисона, Памела. Но она унесла тайну его смерти с собой в могилу, так как скончалась от передозировки наркотиков три года спустя[9]. Джим Моррисон похоронен в Париже на кладбище Пер-Лашез. Его могила стала местом культового поклонения фанатов, исписывающих соседние могилы надписями о своей любви к кумиру и строчками из песен The Doors. В 1978 году был выпущен альбом An American Prayer: незадолго до смерти Моррисон надиктовал свои стихи на магнитофон, а музыканты The Doors наложили на стихи музыкальное сопровождение. Песня The End вошла в фильм Ф. Ф. Копполы «Апокалипсис сегодня» (1979). " Я вижу себя огромной огненной кометой, летящей звездой. Все останавливаются, показывают пальцем и шепчут в изумлении «Посмотрите на это! » А потом — фьють, и меня уже нет. И больше они никогда не увидят ничего подобного и никогда не смогут меня забыть. Никогда. " — Джим Моррисон [править]Творчество
[править] Американские и английские издания Моррисона 1. The Lords. — 1969. — Стихи, заметки. Издана за собственный счёт. Тираж 100 экз. 2. The New Creatures. — 1969. — Издана за собственный счёт. Тираж 100 экз. 3. The Lords and The New Creatures. — Simon & Schuster, 1970. — Совместное издание первых двух книг. 4. An American Prayer. — 1970. — Издана за собственный счёт. Тираж 500 экз. 5. The Lords and The New Creatures. — Simon & Schuster, 1971. — Посмертное переиздание первых двух книг. 6. The Lords and The new Creatures. — Omnibus Press: London, 1985. — Переиздание. 7. An American Prayer and other notes. — 1987. — Сборник всех песен «The Doors», написанных Джимом Моррисоном. Включает также поэмы «Американская молитва» и «Ода Лос-Анджелесу в свете размышлений о покойном Брайане Джонсе» и эссе «Глаз». 8. Wilderness: The lost writings of Jim Morrison. Vol. 1. — Villard Books: New York, 1988. — Первая публикация найденных посмертно стихов Джима Моррисона. 9. Lyrics and Poem. — Stampa Alternativa, 1989. — Тексты песен Моррисона, «Американская молитва». Переиздание. 10. An American Night. The lost writings of Jim Morrison. Vol. 2. — Villard Books: New York, 1990. — Публикация остальных найденных посмертно стихов (не вошедших в первую книгу). [править] Издания Моррисона на русском языке 1. Архивы The Doors, том 1: Джим Моррисон & The Doors. Когда музыка смолкнет… / Сост., коммент. А. Галин; Пер. с англ. Дмитрия Эпштейна, Маргариты Пушкиной. — М.: Сокол, 1998. — 319 с.: ил. — ISBN 5-85957-171-4. 2. Архивы The Doors, том 2: Джим Моррисон. Американская ночь = The Writings of Jim Morrison. The American Night / Пер. с англ. Дмитрия Эпштейна; Под ред. Ильи Завалишина и Александра Галина; Коммент. Александра Галина. — М.: Летний сад, 2001. — 223 с.: ил. — ISBN 5-85302-282-2. 3. Архивы The Doors, том 3: Джим Моррисон. Пустыня / Пер. с англ. Ксении Быстровой, Александры Скорых; Под ред. Ильи Завалишина и Александра Галина; коммент. Александра Галина. — М.: Мерлон, 2004. — 256 с — Наблюдения Джеймса Дугласа Моррисона; Дискография. 4. Моррисон Дж. Д. Стихотворения: сборник / Пер. с англ. А. Кудрявицкого и М. Миронова, составл. А. Кудрявицкого. — Москва — Париж — Нью-Йорк: Третья волна, 1999. — 96 с — ISBN 5-239-01852-1. 5. Последний проклятый поэт: Джим Дуглас Моррисон / Пер. с англ. Д. Борисова, Ю. Санаевой. — Ультра Культура, 2005 г. — 287 c. — ISBN 978-5-98042-057-4. 6. Послушай, парень, объяви нас как нужно. Мы — «Дорз»! Джеймс Дуглас Моррисон. — 2-е изд., перераб / Ред. колл. Ю. М. Каблучко, О. В. Черниенко, В. В. Авилов. — М.: Янус, 1996. — 158 с.: ил. — Непостижимая тайна Джима Моррисона; «Боги». [править]Фильмы Моррисон снял авторский короткометражный фильм «Американская пастораль» (HWY: An American Pastoral, 1969), где исполнил главную роль; в сотрудничестве с Фрэнком Лисиандро — документальный фильм о группе, названный Feast of Friends (1970). В 1991 г. режиссёр Оливер Стоун снял художественный фильм Дорз (фильм), в котором в роль Джима сыграл Вэл Килмер. В 2010 г. режиссёр Том Дичилло снял документальный фильм When You're Strange, который позиционируется как «Истинная история The Doors» и фильм «анти-Оливера Стоуна». [10] [править]Изобразительное искусство В 1987 г. художник Айдар Ахатов нарисовал Джима Моррисона в демоническом образе музыканта-пророка, жизнь и творчество которого были пронизаны интрузиями мистицизма. (трилогия картин разной цветовой гаммы). [11][12] [править]Литература Linda Ashcroft, Wild Child: Life with Jim Morrison, (1997) ISBN 1-56025-249-9 Lester Bangs, «Jim Morrison: Bozo Dionysus a Decade Later» in Main Lines, Blood Feasts, and Bad Taste: A Lester Bangs Reader, John Morthland, ed. Anchor Press (2003) ISBN 0-375-71367-0 Patricia Butler, Angels Dance and Angels Die: The Tragic Romance of Pamela and Jim Morrison, (1998) ISBN 0-8256-7341-0 Stephen Davis, Jim Morrison: Life, Death, Legend, (2004) ISBN 1-59240-064-7 John Densmore, Riders on the Storm: My Life With Jim Morrison and the Doors (1991) ISBN 0-385-30447-1 Dave DiMartino, Moonlight Drive (1995) ISBN 1-886894-21-3 Wallace Fowlie, Rimbaud and Jim Morrison (1994) ISBN 0-8223-1442-8 Jerry Hopkins, The Lizard King: The Essential Jim Morrison (1995) ISBN 0-684-81866-3 Jerry Hopkins and Danny Sugerman, No One Here Gets Out Alive (1980) ISBN 0-85965-138-X Patricia Kennealy, Strange Days: My Life With and Without Jim Morrison (1992) ISBN 0-525-93419-7 Frank Lisciandro, Morrison — A Feast of Friends (1991) ISBN 0-446-39276-6 Frank Lisciandro, Jim Morrison — An Hour For Magic (A Photojournal) ISBN 0-85965-246-7 Ray Manzarek, Light My Fire (1998) ISBN 0-446-60228-0L. Thanasis Michos, The Poetry of James Douglas Morrison (2001) ISBN 960-7748-23-9 (Greek) Mark Opsasnick, The Lizard King Was Here: The Life and Times of Jim Morrison in Alexandria, Virginia (2006) ISBN 1-4257-1330-0 James Riordan & Jerry Prochnicky, Break on through: The Life and Death of Jim Morrison (1991) ISBN 0-688-11915-8 Adriana Rubio, Jim Morrison: Ceremony…Exploring the Shaman Possession (2005) ISBN 0-9766590-0-X The Doors (remaining members Ray Manzarek, Robby Krieger, John Densmore) with Ben Fong-Torres, The Doors (2006) ISBN 1-4013-0303-X Алан Жуковский. Метафорическое понимание телесности в поэзии Дж. Моррисона// Русская рок-поэзия: текст и контекст. Вып. 12. — Тверь, Екатеринбург — 2011 год. 300 с. ISBN 978-5-7186-0387-3 Алан Жуковский. Метафорическое понимание телесности в поэзии Дж. Моррисона // Материалы XVII Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов». Секция «Филология». — Москва — Издательство Московского университета, 2010 год. 832 страницы. ISBN 978-5-211-05685-5 Алексей Поликовский. Моррисон. Путешествие шамана. — Москва — Колибри, 2008 год. 303 страницы. ISBN 978-5-389-0077-3 Джерри Хопкинс, Дэнни Шугерман. Никто из нас не выйдет отсюда живым. — Москва — Амфора, 2007 год. 480 страниц. ISBN 978-5-367-00607-0 [править]Интересные факты § Кольца Кладда популярны среди людей ирландского происхождения как знак принадлежности к кельтской культуре, так и в качестве украшения. Шотландско-американский певец Джим Моррисон и ирландско-американский автор Патриция Коннели-Моррисон на своей языческой свадьбе обменялись кольцами Кладда[13]. Изображение колец включено в обложку мемуаров Кеннили-Моррисон, Strange Days: My Life With and Without Jim Morrison, они видны на многих её фотографиях. § В книге писателя Саймона Грина «Город, где умирают тени» Джим Моррисон — один из ключевых героев, вернувшийся из мертвых и способный своей музыкой завораживать окружающих. § В компьютерной игре World of Warcraft существует босс Lord Serpentis, который произносит фразу «I am the Serpent King, I can do anything. ». § Смерть ей к лицу (фильм) — Джим Моррисон среди клиентов Лизл, которые обладают даром бессмертия. § 27 Клуб — объединённое название группы музыкантов, сильно повлиявших на становление и развитие рок и блюз музыки, и умерших в возрасте 27 лет, иногда при странно сложившихся обстоятельствах. Изначально список членов клуба состоял изХендрикса, Моррисона и Джоплин, затем этот клуб пополнил Кобейн [14] § В романе Стивена Кинга «Противостояние», один из главный героев рассказывает, что видел Джима Моррисона (после его смерти), когда подрабатывал на заправочной станции. § У шотландской пост-рок-группы Mogwai есть композиция под названием «I’m Jim Morrison, I’m Dead». § У группы Radiohead есть упоминание о Моррисоне в песне «Anyone Can Play Guitar» — «Grow my hair I am Jim Morrison». § У группы 5'nizza есть упоминание о Моррисоне в песне «Ушедшим слишком рано» § У группы Калинов мост целая песня посвящена смерти Моррисона «В городе Париже в начале июля я столкнулся с ним.. » § Песня группы Сплин — «Дай Джим» отчасти посвящена Джиму § Песня группы Крематорий «Гончие псы» — упоминание о Моррисоне:
§ Песня рэппера Ассаи «Моно» —
§ Песня группы Гражданская оборона «Харакири» —
В первую десятку персон, попавших на обложку журнала Rolling Stone, входят следующие: 1. Выпуск № 1 — Джон Леннон 2. Выпуск № 2 — Тина Тернер 3. Выпуск № 3 — The Beatles 4. Выпуск № 4 — Джими Хендрикс, Донован и Отис Реддинг 5. Выпуск № 5 — Джим Моррисон 6. Выпуск № 6 — Дженис Джоплин 7. Выпуск № 7 — Джимми Хендрикс 8. Выпуск № 8 — The Monterey International Pop Music Festival 9. Выпуск № 9 — Джон Леннон и Пол Маккартни 10. Выпуск № 10 — Эрик Клэптон § В 1967 году Моррисон едва не снялся в порнографическом фильме Энди Уорхола «Я, Мужчина», но его отговорили администраторы «The Doors»[15]. [править]См. также § Джон Моррисон — сценический псевдоним американского рестлера Джона Ханигана, выбранное из-за портретного сходства с Моррисоном. § Том Хэнкс в фильме Изгой поёт песню Light My Fire. [править]Примечания ↑ Показывать компактно 1. ↑ «See e. g. , Morrison poem backs climate plea», BBC News, January 31, 2007. 2. ↑ 100 Greatest Singers of All Time. Rolling Stone. (недоступная ссылка) Проверено 15 июня 2009. 3. ↑ 123 Джерри Хопкинс, Дэнни Шугеман «Никто из нас не выйдет отсюда живым» 4. ↑ «Dead Famous: Jim Morrison», The Biography Channel. (Retrieved Dec. 2, 2007). 5. ↑ Walters Glenn D. Lifestyle theory: Past, Present And Future — Nova Publishers. — P. 78. — ISBN 1600210333. 6. ↑ Моррисон Д. Д. Послушай, парень, объяви нас как нужно. Мы — «Дорз»! — Изд. 2-е, перераб.. — М.: Янус, 1996. — С. 30—34. — 158 с. 7. ↑ «Последний проклятый поэт: Джим Дуглас Моррисон». Сост. А. Матвеев, Д. Борисов. М., Ультра. Культура, 2004. Стр. 28 — ISBN 978-5-98042-057-4. 8. ↑ Wallace Fowlie. Rimbaud and Jim Morrison: The Rebel as Poet. ISBN 0-8223-1442-8 9. ↑ antispamnow — Кто убил Джима Моррисона? (рус. ) 10. ↑ When You're Strange 11. ↑ Трилогия (в трех цветах): Картины " Jim Morrison - 666. № 1", " Jim Morrison - 666. № 2", " Jim Morrison - 666. № 3" 12. ↑ Картина " Jim Morrison - 666. № 1" / Официальный сайт Айдара Ахатова 13. ↑ Kennealy, Patricia (1992). Strange Days: My Life With And Without Jim Morrison. New York: Dutton/Penguin. ISBN 0-525-93419-7 14. ↑ http: //www. a-non. co. uk/images/detail/272.jpg. 15. ↑ I, a Man (1967) — Trivia [править]Ссылки
§ Инфо и фотогалерея на peoples. ru § Оксана Еремеева. Мифопоэтика творчества Джима Моррисона § Моррисон в библиотеке Мошкова § Переводы Анатолия Кудрявицкого из Моррисона на сайте переводчика § Поэзия Джеймса Д. Моррисона в русских переводах: проблема адекватности § Тексты песен «Дорз» § Тексты песен «Дорз» с аккордами § Ежемесячная рассылка «Дорзмания» § «Поединок с Демонами. Джим». Журнал «Интерпоэзия», № 1, 2009 год (портал «Журнальный зал») § Алан Жуковский. Метафорическое понимание телесности в поэзии Джима Моррисона § Биография Джима Моррисона в журнале GQ § Переводы Валерия Каратеева из Моррисона на сайте переводчика
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|