Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Мордвинцева В.А., ОБ-РЛ 51. 9. А.Солженицын. Повесть Один день Ивана Денисовича. Система героев и смысл ее построения. Образ Шухова - заглавного героя повести.



Мордвинцева В. А., ОБ-РЛ 51

9. А. Солженицын. Повесть " Один день Ивана Денисовича". Система героев и смысл ее построения. Образ Шухова - заглавного героя повести.

Он родился в 1918 году на следующий год после Октябрьской революции в городе Кисловодске. Отец Солженицына был участником первой мировой войны, куда ушёл из Московского университета добровольцем, трижды был награжден за храбрость и погиб на охоте за полгода до рождения сына. Мать практически полностью посвятила себя воспитанию сына.

Как и многие его сверстники, после окончания школы он поступает в университет, однако отдаёт предпочтение точным наукам - физике и математике, чтобы в дальнейшем иметь стабильный заработок. Правда, получив диплом математика, Солженицын заканчивает заочное отделение Института философии, литературы и истории в Москве.

Однако литературная работа откладывается на неопределённое время. Он работает учителем математики до тех пор, пока не начинается Великая Отечественная война. Уже в 1943г. Солженицын уходит на фронт. Он командует батареей, его награждают  медалями и орденами, и, казалось, ничто в будущем не предвещает ему той страшной участи, которая выпала на его долю.

Но уже в феврале 1945г. Солженицына арестовали за то, что в письмах к другу он осмелился критиковать Сталина. Приговор был суровым: заключение и ссылка. В 1953 году писателя отправляют в ссылку в Казахскую ССР. Вскоре после этого врачи поставили ему страшный диагноз - рак. Лечение он проходил в одном из ташкентских госпиталей. Курс лучевой терапии помог ему победить болезнь и вернуться к активной жизни.

Солженицын смог поселиться в Рязани, поближе к Москве и литературным кругам, только в 1957г. Все эти годы он работает в средних школах учителем математики, а в свободное время пишет повести и рассказы.

В 1962г. в журнале “Новый мир” была впервые опубликована повесть Солженицына “Один день Ивана Денисовича”, которая сразу же стала событием общественной жизни.

Солженицын задумал рассказ об одном дне заключённого ещё в лагере, в 1950 - 1951 годах. Работа над текстом началась 18 мая 1959 года. В начале 1961 года Солженицын отредактировал «Один день Ивана Денисовича», смягчив некоторые подробности. Для чего? Чтобы текст допустили к печати, ведь повесть «Один день Ивана Денисовича» – правдивое изображение лагерной жизни жертв сталинских репрессий. Произведение позволяет читателю представить, какая судьба ожидала тех, кто не угодил советской власти.

В том же 1961 году Солженицын передал рукопись, не подписав,  главному редактору журнала «Новый мир» А. Твардовскому. Безусловно, рукопись произвела на редактора «сильнейшее впечатление», о чем свидетельствует запись в его рабочей тетради. Автору было предложено изменить названиена «Щ-854. Один день одного зэка».

Почти год Твардовский добивался разрешения на печать. Он собрал отзывы авторитетных писателей - Самуила Маршака, Константина Симонова, Корнея Чуковского, попал на личный прием к Никите Хрущеву. «Один день Ивана Денисовича» увидел мир на страницах журнала «Новый мир» в 1962 г.

Солженицын начинает свой рассказ с подъема и заканчивает отбоем. Описывается всего лишь один день. Это позволяет автору показать суть лагерной рутины через множество деталей, реконструировать типичные события.

Повесть примыкает к традиции сказа, то есть изображения устной, некнижной речи. Таким образом достигается эффект непосредственного восприятия «глазами героя». При этом Солженицын перемешивает в рассказе разные языковые пласты, отражая социальную реальность лагеря: жаргон и брань зэков соседствуют с бюрократизмом аббревиатур(например, БУР – барак усиленного режима, кум - оперуполномоченный, кондей - карцер).

В центре произведения - собирательный образ русского человека, сумевшего выжить и нравственно выстоять в жесточайших условиях лагерной неволи. Он обычный солдат, выходец из крестьянской семьи, который умеет и любит трудиться. Добрый и отзывчивый, не теряет своего человеческого достоинства. Он хороший и надежный товарищ, честный и справедливый. В его собирательном образе воплощены черты всего русского народа, выносливого и жизнелюбивого. Высокая нравственность помогает герою не только выжить, но и суметь быть счастливым. Шухов – истинно национальный характер. Он знает секрет народного отношения к «суме» и «тюрьме».

Одним из прототипов героя был солдат Шухов, который воевал  в батарее капитана Солженицына. Да и не только у главного героя он был, практически все персонажи имеют реальных прототипов.

Всего один день в одном лагере, изображенный писателем, стал символом страшной эпохи, в которой жила наша страна. Осудив бесчеловечную систему, Солженицын, вместе с тем, создал образ подлинно национального героя, сумевшего сохранить лучшие качества русского народа.

Что касается системы героев, то их можно разделить так:

Те, кто сопротивляется лагерю Лагерные приспособленцы
И. Д. Шухов, бригадир Тюрин, капитан второго ранга Буйновский, латыш Кильдигс, Сенька Клевшин, «высокий молчаливый старик»   дневальные по бара­ку, десятник Дэр, парикмахер, бух­галтер Цезарь Маркович

 

Цезарь Маркович — не то грек, не то цыган, не то еврей, причастен к киноискусству, на общие работы не ходит, получает посылки дважды в месяц, потому и пристроился в конторе. И хорошо пристроился. Носил меховую новую шапку, присланную с воли.

Буйновский воплощает такой тип поведения, который в условиях лагерной несвободы оказывает открытый протест, прямое сопротивление.

Тюрин – русский мужик, душой болеющий за бригаду. Справедливый и независимый. От его решений зависит жизнь бригады. Умный и честный. В лагерь попал как сын кулака, среди товарищей пользуется уважением, они стараются его не подводить. В лагере Тюрин может пойти против начальства.

Что касается Алешки – баптиста. У него неплохой склад ума, который помогает ему вести дискуссии с главным персонажем. Он раскрывается как простой и честный человек. Каждую свободную минутку Алешка использует для чтения Евангелия. Даже в смрадной лагерной атмосфере жизнь Алешки неотделима от Евангелия и считает, что в тюрьме лучше, так как есть время подумать о душе.

Можно сказать несколько слово говорящих фамилиях. Хотя, таковыми их нельзя назвать. Но некоторая связь все - таки прослеживается. Например, фамилия Шкуропатенко - зэку, рьяно исполняющему обязанности вертухая, словом, «шкура».

Солженицын в своем произведении «Один день Ивана Денисовича» изобразил человека, который лишился физической свободы, обрел источник силы и свободы в самом себе, в своей русскости, в труде, в своей внутренней борьбе против зла, воле к внутренней свободе, в умении жить одновременно наособицу – и со всеми сообща. Вокруг него разные люди: кто выдержал натиск страшной эпохи, кто сломался. Причины поражения у каждого разные, причина победы у всех одна: верность некоммунистической традиции.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.